Бюджетная политика, как важнейшая часть финансовой политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 17:38, контрольная работа

Описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.

Содержание

1. Введение
2. Понятие «финансовая политика»
3. Анализ основных составляющих финансовой политики государства
4. Бюджетная политика РФ
5. Заключение
6. Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

фин кред.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

Основными инструментами  проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.  

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит  от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).  

На основе категории  бюджетного потенциала следует оценивать  возможности реализации функций  государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и  падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов1 .  

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.

К сожалению, на протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед  бюджетной политикой, так и не были достигнуты. Трудно назвать другое направление работы всех ветвей власти, где с таким же постоянством срывались бы задания и обязательства, а успехи были бы столь относительны и скромны. Однако есть и положительные сдвиги: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.  

Но для дальнейшего  совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию  основных ее принципов:  

•   реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;  

•   ответственности  государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;  

•   жесткости  бюджетов, превращения их в действенный  инструмент финансового оздоровления экономики;  

•   увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской  инициативы;  

•   усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.  

П ри планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной  политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры  подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.  

Основными итогами  бюджетной политики в 2000 – начале 2001 годов были значительные успехи. В исполнении федерального бюджета  сохранилось действие положительных  тенденций, наметившихся с 1999 г. В 2000 г. впервые был достигнут бюджетный профицит .

Рост бюджетных  доходов в 2000 г. позволил полностью  ликвидировать задолженность федерального бюджета перед социальной сферой,      дополнительно      профинансировать      ряд важных  

государственных и социальных программ. В полном объеме и без задержек осуществлялось финансирование расходов федерального бюджета. Бюджетная система в целом перестала быть источником неплатежей в экономике. Исполнение бюджетных обязатель ств сп особствовало повышению уровня политической и социальной стабильности в стране.  

Распределение дополнительных доходов федерального бюджета на 2000 г., разработка федерального бюджета на 2001 г. осуществлялись в  соответствии с приоритетами, установленными Бюджетным посланием на 2001 г., - поддержкой вооруженных сил, правоохранительных органов, образования, проведения военной реформы. Были выделены значительные средства на ускорение судебной реформы.  

Но положительные  тенденции в бюджетной сфере, как отмечал Президент РФ, не стали  устойчивыми, т.к. были результатом девальвации рубля и благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.  

Основными задачами бюджетной политики на 2002 г. являлись:  

•   поддержание  устойчивых темпов экономического роста;  

•   снижение социального неравенства;  

•   достижение высокой эффективности государственных расходов. Как  отмечалось  в послании  отношения, возникающие между  

сектором государственных  финансов и другими секторами  экономики, должны стать примером ответственности  за принятые обязательства, открытости, публичности и четкого соблюдения федерального законодательства.  

Важнейшей задачей  бюджетной политики на 2002 год и  на долгосрочную перспективу было поддержание  макроэкономической сбалансированности, разработка и реализация мероприятий  в области доходов и расходов бюджета, организация межбюджетных отношений, управление государственным долгом, совершенствование управления государственными финансами.  

На 2001 и 2002 год  была предусмотрена бездефицитность  федерального бюджета. Тогда как  его профицит в 2000 г. составлял 2,5 процента от ВВП. Такая политика должна быть продолжена и в дальнейшем.  

Президент в  своем послании Федеральному Собранию отмечал, что федеральный бюджет должен быть в максимальной степени  защищен от таких внешних воздействий, как изменение мировых цен на российские экспортные товары. Для этого он должен формироваться из д вух частей. Первая его часть должна строиться на основе консервативного макроэкономического прогноза, исходя из пессимистической оценки значений цен на товары российского экспорта. Эти доходы будут обеспечивать финансирование государственных расходов независимо от влияния внешнеэкономической конъюнктуры. Вторая часть федерального бюджета должна формироваться за счет дополнительных доходов, получаемых в условиях более высоких экспортных цен.  

Бюджетная политика обязательно координируется с денежно-кредитной, внешнеэкономической, структурной  политикой.  

Правительство РФ и Банк России подготовили программу  бюджетной, денежно-кредитной и структурной  политики, получившей поддержку международных финансовых организаций.  

Первоочередными задачами бюджетной политики в области  доходов было их увеличение не за счет налоговой нагрузки на экономику, а  за счет расширения налогооблагаемой базы благодаря созданию благоприятных  условий для развития частного бизнеса, сокращению нелегального теневого оборота. Не вызывала сомнения необходимость:  

•   совершенствования  налогового законодательства;  

•   перехода на обязательное применение метода начислений (кроме малого бизнеса);  

•   исключения из налоговой системы налогов и сборов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров (работ, услуг);  

•   постепенное  снижение ставки единого социального  налога;  

•   совершенствование  налогового контроля и т.д.  

В области оптимизации  расходов первоочередными задачами бюджетной политики на 2002 год являлись:  

•   установление жестких смет расходов для всех государственных  органов и бюджетных учреждений;  

•   изменение  статуса государственных унитарных  предприятий, преобразование их в акционерные общества со 100-процентным государственным участием;  

•   создание механизма, препятствующего принятию законов без учета их последствий  для бюджетной системы, повышение  ответственности законодательной  и исполнительной власти за принимаемые решения и их реализацию;  

•   сделать  расходную часть бюджета инструментом достижения важнейших социальных и  экономических целей;  

•   реформирование системы социальных льгот и замены категориальных льгот адресными  формами социальной поддержки населения;  

•   повышение  оплаты труда государственных служащих в размерах, необходимых для обеспечения  конкурентоспособности государственной  службы на рынке труда;  

•   определение  механизма перехода к новой (накопительной) модели пенсионной системы и др.  

В области межбюджетных отношений намечалось:  

•   использовать более объективную и прозрачную методику распределения средств  Фонда финансовой поддержки субъектов  РФ, которая предусматривает выравнивание обеспеченности регионов бюджетными средствами при одновременном создании стимулов для проведения в регионах рациональной бюджетной политики;  

•   разработать  и утвердить программу развития бюджетного федерализма на период до 2005 г.;  

•   средства Фонда регионального развития следует  переориентировать на восстановление сферы жилищно-коммунального хозяйства.  

В области управления государственным долгом усилия Правительства  должны направляться на уменьшение его  уровня, смягчение пиков платежей, улучшение его структуры и  снижение стоимости обслуживания. Для этого необходимо создавать систему управления государственным долгом, включающую всеобъемлющую и унифицированную систему учета государственных долговых обязательств, выработку и реализацию единой стратегии управления государственным долгом. Единая система управления государственным долгом должна обеспечивать соответствие уровня государственного долга и его структуры экономическим возможностям страны по его обслуживанию и погашению финансовых обязательств, а также удовлетворению потребностей государства в заемных средствах на максимально выгодных для страны условиях.1  

П о мнению министра финансов РФ бюджетная политика 2002 г. была ориентирована на выполнение государством своих обязательств, в  первую очередь по обеспечению продолжения  структурных реформ. В этих целях проводилась последовательная налоговая политика, была обеспечена, запланированная бюджетная профицитность федерального бюджета, своевременно и в необходимом объеме задействовались финансовые инструменты, подготовлен ряд законодательных и нормативных актов направленных на расширение экономических свобод, создание благоприятных условий для дальнейшего развития бизнеса.  

Несмотря на заметные успехи в области организации  бюджетных отношений бюджетный  процесс нуждается в дальнейшем совершенствовании и в 2003 г. в рамках бюджетной политики предстоит решить ряд основных проблем:  

•   устранить  сохраняющийся разрыв между объемом  законодательно установленных государственных  обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов;  

•   повысить эффективность механизма финансирования значительной части бюджетных расходов, в особенности в части, касающейся финансирования бюджетных учреждений;  

•   четко  разграничить расходные полномочия и доходные источники между уровнями бюджетной системы;  

•   снизить  высокий уровень номинальной  налоговой нагрузки;  

•   ослабить зависимость бюджета от внешнеэкономической  конъюнктуры;  

•   обеспечить соответствие краткосрочного бюджетного планирования задачам среднесрочной  экономической политики.  

Основными задачами бюджетной политики должно являться обеспечение роста деловой активности, проведение структурных преобразований, поддержание социальной стабильности.  

Информация о работе Бюджетная политика, как важнейшая часть финансовой политики РФ