Бюджет и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 16:31, курсовая работа

Описание

Основой экономической политики современных социальных государств являются рыночная экономика, свободная конкуренция, частное предпринимательство, а также перераспределение доходов от преуспевающих групп населения к менее благополучным через налоги и госбюджет в форме финансирования социальных программ.

Работа состоит из  1 файл

Готовая по Финанс и ктедит+.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)


ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ  РАБОТЫ.

 

1.Бюджет и его роль  в рыночной экономике.

 

    1. Долговое обязательство на выплату 46 000 руб. учтено за 4 года до срока погашения. Определите полученную сумму, если производилось:

а) полугодовое;

 б) поквартальное;

в) помесячное дисконтирование по учетной ставке 24% годовых.

 

    1. Кредит в размере 300 000 рублей выдан на 7 лет под 12% годовых. Найти наращенную сумму, если:

А) процентная ставка простая;

Б) процентная ставка сложная  с годовой капитализацией процентов;

В) процентная ставка сложная с ежеквартальной капитализацией процентов;

Г) налог на проценты 13% годовых-процентная ставка сложная;

Д) ежемесячный темп инфляции 0,03%-процентная ставка сложная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджет и его роль в рыночной экономике

Основой экономической политики современных социальных государств являются рыночная экономика, свободная конкуренция, частное предпринимательство, а также перераспределение доходов от преуспевающих групп населения к менее благополучным через налоги и госбюджет в форме финансирования социальных программ.

Как экономическая категория  бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической  функций любого государства объективно требует финансовых ресурсов, а удовлетворяются  государственные потребности в  денежной форме.

Бюджетный кодекс РФ указывает  на правовую форму бюджета: в ст. 11 БК РФ определено, что федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов - в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты - в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований 1.

Бюджет - это способ функционирования механизма образования и расходования денежных средств, используемых для  государственных нужд. Указанное  состояние (функционирование) бюджета предполагает процесс реализации экономических и юридических законов во взаимосвязи, что также отражается на материальном аспекте бюджета. При этом только благодаря закону (праву) фонды денежных средств, финансовые ресурсы обладают способностью быть бюджетом.

Бюджет как форма  образования и использования  фондов денежных средств существует в течение определенного периода.

Виды бюджетов.

Наиболее распространенным критерием классификации видов  бюджетов выступает их принадлежность к тому или иному уровню бюджетной системы России. По этому критерию принято различать федеральный, субъектов Федерации и местные бюджеты.

В соответствии со ст. 6 БК РФ консолидированный бюджет - это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на той или иной территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Иными словами, консолидированный бюджет не принадлежит к уровню бюджетной системы России, а представляет собой учетные параметры, отражающие функционирование вышестоящих и нижестоящих бюджетов2.

Аккумуляция в бюджетной  системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного размещения в ее пределах производительных сил. Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой политики. Местные бюджеты служат финансовой основой развития местного самоуправления . Иными словами, посредством бюджетов образуются денежные фонды государственного или муниципального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций государственной власти и местного самоуправления.

Конституцией России правительство страны наделено полномочиями по формированию и расходованию государственного бюджета. В Бюджетном кодексе РФ бюджет трактуется как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В условиях рыночных реформ в России происходит отказ от концепции «бюджета всего народного хозяйства», означавшей огосударствление воспроизводственного процесса. Новый тип бюджета базируется на подходе к нему на основе категории общественных благ. Этот подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функциям в современной жизни. Суть его в том, что государство взымает налоги и формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять общественные блага, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления). Одновременно должны устраняться отрицательные внешние эффекты, возникающие при потреблении ряда частных благ (например, по охране окружающей среды).

 Государственный бюджет  всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп - носителей различных социально - экономических интересов в стране. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения собственности, доходов и заработной платы, по поводу бюджетных расходов на социальные цели; компромисс между общегосударственными, региональными и местными интересами по поводу источников доходов и масштабов перераспределения средств; между промышленными и аграрными районами в отношении распределения налогов бюджетных дотаций, ориентиров территориальной структурной политики; между интересами отдельных отраслей и фирм по поводу налогов и субсидий, льготных кредитов и госзаказов, подрядов на строительство и инвестиционных премий. Каждый такой компромисс сопровождается политической борьбой - предвыборной и парламентской, фракционной и публичной3.

 Основные функции     бюджета в рыночной экономике: 

− аккумуляция и централизация финансовых ресурсов на нужды

Государства и общества в целом;

− инвестиционная функция;

−перераспределение финансовых ресурсов (территориально-региональное, межотраслевое, межведомственное, социальное);

− функция социальной защиты;

− стимулирование предпринимательской деятельности (накопление капитала);

− контроль за финансовыми доходами и расходами государства и -взаимосвязанных с ним структур.

 В современной экономике  России бюджет выполняет и  особые функции финансового обеспечения  перехода к рыночной экономике,  формирование макроэкономических  параметров и рыночной среды,  а также рыночного поведения  субъектов экономики.

 Функции бюджета  взаимосвязаны, взаимно влияют  друг на друга. Наиболее тесной  является связь между первой  и шестой функциями. В упрощенном  виде она представлена в форме  зависимости: чем меньше аккумуляция  и централизация средств в  бюджете, тем больше стимулирование предпринимательской деятельности и склонность к накоплению капитала. На практике это выражается уровнем (тяжестью) налогообложения бизнеса; механизмом и степенью административного, налогового, валютного контроля; масштабами и способами финансовой поддержки предпринимательства4.

 Но не следует  преуменьшать значение и других  функций бюджета. Например, функция  регулирования, воздействия на  макроэкономические параметры (процентную  ставку, денежную массу, валютный  курс) прямо затрагивает интересы и финансовое положение предприятий, банков, финансовых институтов, рынка ценных бумаг. Функция социальной защиты страхует сферу предпринимательства от социального взрыва. Беря на себя бремя социальных расходов, государство позволяет предприятиям и предпринимателям уменьшать издержки производства. Эти расходы придают рыночной экономике социальную ориентированность, гуманизируют ее.

Структура бюджетных  расходов и доходов и доля отдельных  статей в госбюджете стран с рыночной экономикой приблизительно следующие, (%)5:

 

Структура бюджетных  расходов и доходов

Процентное соотношение, %

Расходы

Социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей

40-50

Затраты на хозяйственные  нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ

10-20

Расходы на вооружение и  материальной обеспечение внешней  политики, включая содержание дипломатических  служб и займы иностранным государствам

10-20

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных  органов, полиции, юстиции и прочее

5-10

Платежи по государственному долгу

7-8

Доходы

Налоги, в том числе  акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор

75-85

Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, госсектора в экономике, государственной  торговли

5-8

Взносы в государственные  фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы

10-12


 

Таким образом, первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи. В этом проявляется главное направление бюджетной политики - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально - экономического строя к изменяющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, свойственную рыночному хозяйству. Но они могут рассматриваться и как стратегическая линия защиты предпринимательства, которое требует эффективного использования наемного труда. Социальные трансферты в значительной мере инвестиции в «человеческий капитал». На долю предпринимателей в этом случае приходится лишь функция текущего содержания квалифицированной и здоровой рабочей силы6.

Под государственными доходами принято понимать текущие денежные и имущественные переводы от частного сектора государству. Передача средств может осуществляться на основе получения встречных услуг или без какого-либо возмещения. Задачи, стоящие перед политикой доходов, могут быть сведены в две группы:

1. Сбор средств для формирования финансового фонда, с помощью которого можно осуществлять воздействие на макроэкономическое равновесие;

2. Достижение регулирующего эффекта за счет самой техники изъятия ресурсов (например, манипулирование налоговыми ставками).

Существуют разнообразные  формы и методы аккумуляции государственных доходов. В самом общем виде сбор финансовых средств принято делить на налоговые и неналоговые доходы. Наиболее развитую форму принудительного изъятия средств (без прямого противопоставления встречной услуги) представляют налоги. Это важнейший источник средств государства. На их долю приходится примерно 4/5 бюджетных поступлений. Посредством налогов развитые государства мобилизуют от 29-30% ВНП (в США и Японии) до 53% (в Швеции).

 В целом налоговая  система, как совокупность форм и методов сбора финансовых средств - сложное явление. В нем заложено глубокое противоречие: с одной стороны, предстоит обеспечить изъятие у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов; с другой - не допустить при этом снижения их деловой активности. Решение данного парадокса осуществляется посредством политики разумного компромисса.

Под бюджетной политикой  государства понимаются мероприятия  по управлению как доходами и расходами  бюджета, так и бюджетным дефицитом, т.е. превышением расходов над доходами.

 Причин бюджетного  дефицита может быть достаточно  много: экономический спад; рост  предельных издержек общественного  производства; массовый выпуск необеспеченных  денег; неоправданно раздутые  социальные программы; возросшие  затраты на финансирование ВПК; значительный оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и потери; и т.д. В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:

1.Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

2.Дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);

3.Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать по контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений7.

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединенных в ней бюджетов. Для нашей страны исходным в этом вопросе является бюджетный федерализм.

Информация о работе Бюджет и его роль в рыночной экономике