Банковский менеджмент как система управление кредитной организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:58, курсовая работа

Описание

Цели и задачи курсовой работы. Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении банковского менеджмента в кредитных организациях.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
определить роль и значение банковского менеджмента в кредитных организациях;
рассмотреть управление деятельностью в кредитных организациях;
дать оценку уровня банковских рисков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 5
1.1. Сущность, задачи и функции банковского менеджмента в кредитных организациях. 5
1.2. Методические основы организации банковского менеджмента. 11
1.3. Основные направления аналитической работы в кредитных организациях……………………………………………… 21
2. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 24
2.1. Сущность финансового анализа и его роль в управлении кредитной организацией. 24
2.2. Управление финансовыми результатами и рентабельностью коммерческой организации. 25
2.3. Оценка уровня банковских рисков. 27
2.4. Специальные методы управления банковскими рисками. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Работа состоит из  1 файл

ФИК.docx

— 76.86 Кб (Скачать документ)

В то же время в каждой стране понимание  внешней околобанковской среды и оценка ее воздействия на деятельность банков имеют свою специфику. Например, в английской банковской практике внешняя среда банка рассматривается как часть политической и экономической системы страны, т.е. как совокупность политических, экономических, социальных и технологических факторов.

В частности, осуществляя банковский менеджмент, банки должны принимать  во внимание так называемые национальные политические факторы: систему налогообложения, валютный контроль, уровень инфляции, процентную политику центрального банка, кредитный контроль, изменение валютного  курса. Поэтому при разработке систем менеджмента английские коммерческие банки исходят из четырех основных идей: сила, слабость, возможности и угрозы. Кроме того, банки при разработке стратегии учитывают политику правительства в отношении регионального развития банковской сферы, так как банки имеют отделения в различных регионах страны. К политическим факторам, оказывающим воздействие на банковскую деятельность, относят также международные политические факторы: взаимоотношения между странами, потенциал мировой торговли, изменение мировых цен (особенно на энергоносители), международную задолженность, создание офшорных зон.

Банки в своей деятельности учитывают  также различные экономические факторы: приоритетное развитие отдельных регионов страны, изменения в экономической мощи тех или иных стран (в частности, рост промышленного потенциала таких стран, как Япония, Южная Корея и ряд других), уровень инфляции.

К социальным факторам английские банки  относят свою клиентуру и персонал. Конкретное воздействие социальных факторов осуществляется через образовательный уровень населения. Высокий уровень образования физических лиц привел к тому, что клиент ожидает качественно иного обслуживания со стороны банка. Если раньше менеджер в основном ожидал клиента в своем офисе, то в последние двадцать лет продажа банковских продуктов и услуг осуществляется разными способами.

Другим социальным фактором, оказывающим  воздействие на деятельность банков, выступают изменения на рынке  труда, обусловленные современной демографической ситуацией. Так, снижение численности поколений младших возрастов изменило политику найма в английских банках, что выразилось в улучшении условий труда действующего персонала, а также привлечении в банковский бизнес замужних женщин на условиях устройства детей в ясли. Появление в штате банков и среди клиентов этнических меньшинств, выходцев из развивающихся стран, заставило банки создать бездискриминационные условия найма на работу.

Английские банки на определенном этапе были также вынуждены учитывать изменения в отношении к традиционным ценностям, в частности к семье (например, такие, как жизнь в одиночестве, ведение совместного хозяйства, образование семьи без официальной регистрации брака). Все это потребовало от банков нового, новаторского подхода. Если раньше считалось, что только замужняя пара или одинокий человек может стать покупателем ипотеки, то в последнее время даже группа друзей любого пола рассматривается как потенциальный кандидат на покупку такой услуги. При учете социальных факторов банки принимают во внимание важность для потребителя его здоровья и безопасность бизнеса. Кроме того, учитывается социальная ответственность перед служащими банка, интересы которых выражают профсоюзы.

Технологическим фактором, влияющим на формирование банковского менеджмента, выступает, по оценке английских экспертов, широкое использование компьютерной и другой техники в работе банка. В частности, им обусловливается уровень занятости в банках, повышение производительности труда, сокращение численности персонала, а также необходимость его переподготовки. Кроме того, применение современных информационных технологий позволяет улучшить связь центрального офиса с отделениями банка. Последние, в свою очередь, могут более оперативно информировать центр, отводить больше времени общению с клиентом и таким образом быть лучше информированными о его потребностях. Внедрение новой техники, особенно компьютерной, позволяет создавать новые банковские продукты и услуги и реализовать их более эффективно. В частности, применение в английских банках смарт карточек (smart cards) позволило обслуживать клиентов на дому.

Проанализировав все группы факторов воздействия внешней среды, банки  определяют свое положение на рынке  капиталов. Прежде всего, банк определяет свою конкурентоспособность в отношении  других банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений. При этом банк учитывает  свои сильные и слабые стороны, к  которым, в частности, относятся  репутация банка, географическое местоположение банка, международная деятельность (отделение за границей), продвижение на рынок новых продуктов и услуг (инновации), наличие квалифицированного персонала и широкой сети отделений, размеры активов. К слабым сторонам деятельности английские банки относят:

• завышение оценки качества деятельности банка;

• бюрократизм;

• консерватизм (недостаток инноваций);

• патернализм;

• сопротивление старых сотрудников  новым методам маркетинга;

• невозможность повысить квалификацию служащих;

• рост других финансовых центров  в мире с использованием высоких  технологий;

• ограничение доступности к  банку;

• негибкость в удовлетворении потребностей клиентов.

В целях успешной конкуренции банк должен провести анализ рынка с целью  исследования нужд и потребностей клиентов. Поэтому, определяя основную задачу при исследовании воздействий внешней среды, английские банки исходят из того, что клиент хочет и как ему продать те или иные продукты и услуги. Одновременно банк должен проанализировать деятельность своих конкурентов в аспекте их сильных и слабых сторон, и если слабые стороны существуют, то воспользоваться уязвимостью конкурента.

1.3. Основные направления аналитической работы в  кредитных организациях.

Рыночная  экономика требует совершенно иного, чем при административной системе, подхода к анализу деятельности банка. Современный финансовый и  экономический анализ лежит в  основе объективной оценки работы банка  и принятия управленческих решений. В связи с этим возникает необходимость в глубоком и всестороннем анализе банковской деятельности. Комплексная оценка банковской деятельности является сложной задачей, основанной на современных методах экономического и финансового анализа. Комплексный анализ выступает, как инструмент научного познания закономерностей сложных финансовых процессов и является основой управленческих решений, что особенно актуально в сложившейся экономической ситуации5.

Можно выделить следующие основные направления организации аналитической  работы в банке:

1. Анализ данных аналитического  учета, в том числе лицевых  счетов, журналов, картотек; анализ  соответствия 
данных аналитического учета данным синтетического учета, включая ежедневные балансы (сводки оборотов и остатков), 
кассовые и бухгалтерские журналы, сводные карточки, проверочные и оборотные ведомости.

2. Анализ банковского баланса  и других сводных форм отчетности, финансовых результатов деятельности  банка, а 
также состояния учета и отчетности.

3. Анализ состояния операционных, хозяйственных договоров и учредительных  документов.

Аналитическая работа по интерпретации  имеющейся информации проходит в  несколько этапов, различающихся  по составу и трудоемкости. Анализ начинается с предварительного этапа, в рамках которого происходят чтение баланса и его подготовка к  дальнейшей работе. Производятся структурирование статей, группировка статей активов и пассивов в соответствии с заданными критериями, проверка соответствия отдельных групп актива и пассива баланса по строкам, видам затрат и их источникам, категориям контрагентов; проверяется соблюдение нормативных требований Центрального банка и внутренних правил и процедур банка.

К основным направлениям анализа баланса  коммерческого банка, проводимого  на предварительном этапе, можно  отнести следующие:

  • анализ структуры пассивных операций (операций по привлечению средств);
  • анализ структуры активных операций (операции по размещению собственных, привлеченных и заемных средств);
  • анализ финансовых результатов деятельности коммерческого банка;
  • анализ качества управления кредитной организацией.

В качестве метода анализа банковского баланса  применяется метод сравнения. Его  использование позволяет определить причины и степень воздействия динамических изменений и отклонений по статьям на ликвидность банка и прибыльность его операций, выявить резервы повышения эффективности. Сравнительный анализ можно проводить как на внутрибанковском уровне (сравнивать два периода), так и на межбанковском уровне (сопоставляя отчетность). При этом чем шире круг взятых для сравнения банков, тем больше возможность совершенствования деятельности.

 

2. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.

2.1. Сущность финансового анализа  и его роль в управлении кредитной организацией.

Россия имеет почти вековую  историю развития финансового анализа. "Финансовый анализ" в понятийном аспекте имеет различные толкования как в отечественной, так и в зарубежной экономической теории. В отечественной науке вопросами финансового анализа занимаются при разработке методологии таких экономических наук, как экономический анализ и финансовый менеджмент, что, соответственно, приводит к различным подходам в определении его содержания.

Теория экономического анализа  рассматривает финансовый анализ как  составную часть управленческого  и финансового учета. При этом под управленческим учетом понимается не только собственно бухгалтерский  учет, но и планирование, статистика, анализ хозяйственной деятельности, который в свою очередь и включает в себя финансовый анализ.

Финансовый анализ в коммерческом банке играет главенствующую роль в  повышении надежности и качества управления, определяющим фактором жизнеспособности как отдельного банка, так и банковской системы в целом.

Сущность финансового анализа  определяется его объектами, которые  отражают в совокупности содержание всей финансовой деятельности коммерческого  банка.

Объектами финансового анализа  в банке могут быть показатели финансовых результатов, результативности и финансового состояния; показатели эффективности системы финансового  управления; эффективности банковских услуг, операций, технологий, систем финансовой безопасности и т.п. По мере углубления анализа объекты его детализируются.

Для оценки деятельности кредитных  учреждений используются и другие способы, которые реализуются через банковские рейтинги, которые являются мощным средством формирования общественного  мнения и порой заметно влияющие на уровень его финансового состояния. Однако рейтинг - это не анализ и тем более не комплексный анализ, а всего лишь экспертный способ определения места банка среди прочих по ограниченному кругу показателей. Главное отличие рейтинговых методик от аналитических заключается, во-первых, в полноте изучаемых вопросов (при составлении рейтинговой оценки эксперт не имеет внутренней информации по анализируемому банку); во-вторых, в целях каждого исследования (цель рейтингов - сравнить и сопоставить банки между собой, а аналитических методик - способствовать наиболее эффективному управлению); и, в-третьих, в периодичности проведения (рейтинг в отличии от анализа рассчитывается на конец года или полугодия, реже - на конец квартала).

2.2. Управление финансовыми результатами  и рентабельностью коммерческой организации.

Описание  результатов деятельности коммерческих банков следует производить с  помощью системы экономических  показателей.

Под системой показателей понимается взаимосвязанное и обусловленное  их множество. Основное назначение системы показателей финансовых результатов коммерческих структур состоит во всесторонней, комплексной оценке итогов их деятельности, адекватно отражающей происходящие в них экономические процессы.

Алгоритм  формирования показателей финансовых результатов коммерческих банков определяется принятой системой бухгалтерского учета  и используемыми формами официальной  финансовой отчетности, устанавливаемыми ЦБ РФ. Однако процесс формирования банковской системы в нашей стране еще не завершен, изменяются формы  финансовой отчетности, совершенствуется их содержание. Это обусловлено потребностью в усилении экономической интеграции отечественных банков в мировое банковское сообщество, необходимостью последовательного приближения отчетности к западным стандартам.

На практике существует множество  моделей формирования итоговых показателей. Некоторые авторы предлагают делить доход банка не по принадлежности к процентному и непроцентному, а на получаемый от основных операций (связанных с вложением собственных и привлеченных средств), и на другие операционные доходы (убытки)6.

Для целей внутреннего управления финансовыми результатами может  использоваться схема формирования их на основе условного деления доходов  и расходов по следующим направлениям:

Информация о работе Банковский менеджмент как система управление кредитной организацией