Банковские системы на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития зарубежной банковской систем, а также Банка России, изучение способов и методов воздействия на основные макроэкономические показатели (инфляция, валютный курс), ознакомление с последними мероприятиями, проводимыми Центробанками в рамках совершенствования банковского контроля и надзора.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы функционирования банковских систем
1.1. Понятие банковской системы, ее структура и институты
1.2.Цели и функции центральных банков
Глава 2. Зарубежные банковскме системы на современном этапе
2.1. Характеристика кредитной системы США
2.2. Характеристика кредитной системы Японии
Глава 3. Особенности функционирования банковских систем. Ее роль в развитии экономики.
3.1. Особенности денежно-кредитной политики Банка России
3.2. Роль банковской системы в развитии экономики
3.3. Сравнение банковских систем РФ, США и Японии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 187.97 Кб (Скачать документ)

Такая ситуация характерна для стран с высоким уровнем  открытости экономики (т.е. ориентированных  на экспорт и имеющих значительную долю импортной составляющей в потреблении). К их числу может быть отнесена и Россия. Не случайно, параллельно  с основной задачей поддержания  низкого уровня инфляции перед Центральным  банком России неизменно стоит задача регулирования динамики обменного  курса.

В последние годы удается  сохранить положительную динамику развития экономических отношений. Но в большинстве своем, благоприятные  условия складываются лишь из-за сохранения высоких цен на сырьевых рынках. Общеизвестно, что развитость экономики  определяется развитостью денежно-кредитных  отношений в ней. Поэтому в  настоящее время трансформация  денежно-кредитных отношений является весьма актуальной.

Центральный банк России (Банк России) — крупнейший финансовый центр, который через систему экономических  рычагов воздействует на различные  сектора экономики. Основной функцией Банка России является проведение общенациональной денежно-кредитной политики (распределение  денежных ресурсов и формирование влияния  на денежный рынок). Центральный банк не ведет операции с деловыми фирмами  или населением.

Его клиентура — коммерческие банки и другие кредитные учреждения, а также правительственные организации, которым он предоставляет разнообразные  услуги.

Банк России определяет общую  денежно-кредитную политику страны, и от эффективности его функционирования зависит эффективность финансово-кредитной  системы в целом. Проведение денежно-кредитной  политики невозможно без стабильно  функционирующих финансовых рынков, основным действующим звеном которых  является кредитная система. Поэтому  необходимо рассматривать денежно-кредитную  политику Банка России в неразрывной  связи с целями развития всей банковской системы страны.

Банк России - это орган  государственного денежно-кредитного регулирования экономики, обладающий правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, контроля за деятельностью кредитных  организаций и хранения золотовалютных резервов.

В настоящее время деятельность Центрального банка в России определяется специальным Федеральным законом  от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) Принятие этого Закона сыграло известную роль в начале периода реформирования в России. С тех пор накоплен определенный опыт работы Банка России (как позитивный, так и негативный).

В намерении нового Закона входило: сделать деятельность главного банка страны более прозрачной и подконтрольной государственным органам, направить усилия по денежно-кредитному регулированию на решение проблем развития отечественной экономики.

В пункте 2 статьи 75 Конституции  Российской Федерации указана лишь основная функция Банка России —  защита и обеспечение устойчивости рубля. Это очень важная функция, т.к длительная устойчивость рубля (как экономической категории) немыслима  без прочной экономики с хорошо организованной денежно-кредитной  системой.

В обязанности Банка России по законодательству входит необходимость  обеспечения устойчивости рубля  за счет:

- взаимодействия с Правительством  Российской Федерации при разработке  и проведении единой государственной  денежно-кредитной политики;

- монополии на эмиссию  наличных денег и организацию  их обращения;

- выполнения роли кредитора  последней инстанции для кредитных  коммерческих банков и организации  системы их рефинансирования;

- установления правил  осуществления расчетов в стране;

- установления правил  проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

- обслуживания счетов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации;

- осуществления эффективного  управления золотовалютными резервами;

- проведения государственной  регистрации кредитных организаций,  выдачи, приостановления и отзыва  лицензии кредитных организаций;

- осуществления надзора  над деятельностью кредитных  организаций и банковских групп;

- регистрации эмиссии ценных бумаг кредитных организаций;

- осуществления самостоятельно  или по поручению Правительства  Российской Федерации всех видов  банковских операций и иных  сделок, необходимых для выполнения  функций Банка России;

- организации и осуществления  валютного регулирования и валютного.  контроля;

- определения порядка  осуществления расчетов с международными  организациями, иностранными государствами,  а также юридическими и физическими  лицами;

- установления правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

- установления и публикации  официальных курсов иностранных  валют по отношению к рублю;

- участия в разработке  прогноза и организации составления  платежного баланса Российской  Федерации;

- установления порядка  и условий осуществления валютными биржами их операций, выдачи, приостановки и отзыва разрешений на организацию купли-продажи иностранной валюты;

- проведения анализа и  прогнозирования состояния экономики  Российской Федерации в целом  и по регионам, прежде всего  денежно-кредитных, валютно-финансовых  и ценовых отношений; публикации  соответствующих материалов и  статистических данных;

- осуществления иных функций  в соответствии с федеральными  законами.

Возложенные на него полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов власти. Детальный перечень обязанностей Банка  России не противоречит международной  практике работы центральных банков. Как и центральные банки других стран, Банк России, прежде всего, осуществляет эмиссию банкнот, банковский надзор и денежно-кредитное регулирование  экономики.

Успешное выполнение всех функций Центрального банка России — необходимое условие эффективного развития рыночной экономики Российской Федерации

Выполнение Банком России его основных функций предполагает необходимость контроля и надзора  над деятельностью кредитных  организаций. Банк России сочетает проведение денежно-кредитной политики с надзором за работой кредитных организаций, являясь, практически, единственным надзорным  органом в стране.

Передача надзорных функций  от Банка России другим органам власти не противоречит мировой практике. По мере развития отечественных финансовых рынков она может быть в известной мере осуществлена и в нашей стране.

Еще одной особенностью деятельности Банка России является превалирование в денежно-кредитном регулировании  таких инструментов, как агрегат  денежной массы М2 и валютных интервенций  при недостаточно активном использовании  процентной политики.

Система рефинансирования Банком России кредитных организаций имеет свою специфику. В мировой практике широко распространено рефинансирование в форме учета (покупки) векселей у коммерческих банков. Процесс рефинансирования коммерческих банков в России был запущен в 1992 году. В тот период векселя еще не играли заметной роли, и Банк России начал выдавать кредиты на рыночных условиях уполномоченным коммерческим банкам на основании решений Правительственной комиссии по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики.

Курс Банка России на развитие рыночных механизмов экономического регулирования  отразился затем в организации (с февраля 1994 г.) кредитных аукционов, с введением которых ограничивалось административное установление процентных ставок и объемов кредитов центрального банка. В 1996 году был введен еще один инструмент рефинансирования банков — ломбардное кредитование.

Ставка рефинансирования — это одна из важнейших процентных ставок, которую Банк России использует при предоставлении кредитов банкам. Она является наиболее наглядным  показателем процентной политики Банка  России.

В новой редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» усиливается  роль и ответственность Банка  России за проведение единой государственной  денежно-кредитной политики. В связи  с необходимостью приведения денежно-кредитной  политики в соответствие с новыми приоритетами экономической политики государства по преодолению кризиса, оживлению производства и переходу к экономическому росту Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.

Среди особенностей деятельности Банка России следует выделить также  то, что его уставный капитал и  иное имущество являются 100 %-ной  федеральной собственностью.

Центральный банк разрабатывает  денежно-кредитную политику, прежде всего потому, что она позволяет  регулировать, управлять, рационально  организовывать отношения между  финансовыми посредниками и реальной экономикой по поводу возвратного движения денежных средств, так как именно кредитные отношения в современных  условиях превалируют над чисто  денежными (в развитой рыночной экономике  практически отсутствуют налично-денежные расчеты).

Формирование денежно-кредитной  политики в переходной экономике  России обусловлено взаимодействием  двух групп факторов: во-первых, спецификой особого этапа развития, а именно осуществлением перехода от планово-централизованной экономической системы к современной  смешанной экономике рыночного  типа, и, во-вторых, конкретными социально-экономическими и политическими условиями, в  которых осуществляется этот переход.

Особенности экономической  политики государства в переходный период связаны с тем, что еще  не сформирована устойчивая экономическая  система, обладающая свойством саморегуляции  и саморазвития. В современной  смешанной экономике государственное  регулирование наряду с рыночным образует единый механизм и, дополняя друг друга, обеспечивает функционирование целостной системы.

Влияние второй группы факторов на денежно-кредитную политику связано  с исходными социально-экономическими и политическими условиями, в  которых осуществляется переход  к новой экономической системе. Переходные процессы в экономике  России сопровождаются спадом производства, безработицей, разрывом хозяйственных связей. Экономическая дестабилизация проявляется в дисбалансе совокупного спроса и предложения, инфляции, значительном дефиците государственного бюджета.

В качестве основных целей  денежно-кредитной политики выделяют борьбу с безработицей, с инфляцией. Безработица — следствие спада  производства, обусловленного недостаточным  совокупным спросом, важнейшим компонентом  которого является инвестиционный спрос. Поэтому наряду с мероприятиями  бюджетно-налогового регулирования  денежно-кредитная политика предполагает стимулирование инвестиций через поддержание  относительно невысокой процентной ставки. В этих условиях

Центральный банк в качестве промежуточной цели выдвигает рост предложения денег в экономике. Для ее реализации Центральный банк, используя основные инструменты, снижает  норму обязательных резервов и учетную  ставку, активно, на льготных условиях покупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков и частных  лиц. Коммерческие банки, получив дополнительные ресурсы, предлагают их на рынке в  качестве кредитов.

Таким образом, снижение процентной ставки создает благоприятные условия  для инвестиций, а расширение производства приведет к сокращению безработицы. Эта денежно-кредитная политика получила название политики дешевых  денег. Борьба с инфляцией требует  проведения политики дорогих денег, в основе которой лежит сжатие денежной массы. Для этого Центральный  банк повышает резервные требования и учетную ставку, в ходе операций на открытом рынке продает государственные  ценные бумаги. Сокращение предложения  денег вызывает рост процентной ставки и соответственно удорожание финансовых ресурсов. В целом политика дорогих  денег направлена на ограничение  кредитования новых проектов, снижение инвестиционной активности и темпов роста производства.

В условиях высокой экономической  конъюнктуры избыток совокупного  спроса повышает цены. Следовательно, при прочих равных условиях мероприятия  денежно-кредитной политики должны снизить деловую активность, сократить  производственную деятельность, что  будет способствовать падению темпов роста инфляции.

Денежно-кредитная политика является элементом экономической  политики государства, наряду с бюджетно-налоговой, структурной, внешнеэкономической  и др. Конечные макроэкономические цели денежно-кредитной политики совпадают  с прикладными целями экономической  политики.

Информация о работе Банковские системы на современном этапе