Банковские системы на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – рассмотреть особенности становления и развития зарубежной банковской систем, а также Банка России, изучение способов и методов воздействия на основные макроэкономические показатели (инфляция, валютный курс), ознакомление с последними мероприятиями, проводимыми Центробанками в рамках совершенствования банковского контроля и надзора.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы функционирования банковских систем
1.1. Понятие банковской системы, ее структура и институты
1.2.Цели и функции центральных банков
Глава 2. Зарубежные банковскме системы на современном этапе
2.1. Характеристика кредитной системы США
2.2. Характеристика кредитной системы Японии
Глава 3. Особенности функционирования банковских систем. Ее роль в развитии экономики.
3.1. Особенности денежно-кредитной политики Банка России
3.2. Роль банковской системы в развитии экономики
3.3. Сравнение банковских систем РФ, США и Японии
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Работа.docx

— 187.97 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем именно использование этого инструмента  показывает, что результаты денежно-кредитной  политики слабо предсказуемы. Например, снижение ставки рефинансирования делает заёмные средства более дешёвыми, поэтому приводит к расширению денежной массы. Однако снижение ставки рефинансирования приводит к снижению процентов по кредитам коммерческих банков, а значит и по депозитам. Прибыльность банковских вкладов падает, спрос на наличность возрастает, а банковский мультипликатор уменьшается. Но как и в каком  периоде снижение ставки рефинансирования повлияет на банковский мультипликатор, сказать трудно. Поэтому в денежно-кредитной  политике следует различать краткосрочные  и долгосрочные периоды. В краткосрочном  периоде снижение ставки рефинансирования является "расширительной" мерой, в долгосрочном - сдерживающей.

Как показывает мировой опыт, даже в самой стабильной экономике  у коммерческих банков могут возникнуть временные трудности и проблемы с ликвидностью. Поэтому центральные  банки, как правило, используют систему  специальных кредитов (вспомогательный  кредит, ломбардный кредит и др.) для  решения проблемы временной неплатёжеспособности коммерческих банков.

Наряду с пересмотром  ставки рефинансирования изменяются проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом "овернайт", операциями РЕПО и средствами банков, привлечёнными  на депозиты в Банк России.

Депозитные операции центрального банка позволяют коммерческим банкам получать доход от так называемых свободных, или избыточных, резервов, а центральному банку дают возможность  влиять на размер денежного предложения.

С помощью указанных операций можно регулировать не только краткосрочную  ликвидность банков, но и ликвидность  в среднесрочном периоде. Данный инструмент позволяет оперативно изъять излишнюю ликвидность банковской системы  для повышения сбалансированности спроса и предложения в различных  секторах финансового рынка.

Операции центрального банка  на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продаёт или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Операции центрального банка  на открытом рынке оказывают прямое влияние на объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объёма кредитных вложений в экономику, одновременно влияя  на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая её. Такое  воздействие осуществляется посредством  изменения центральным банком цены покупки у коммерческих банков или  продажи им ценных бумаг. При жёсткой  рестрикционной политике, результатом  которой должен стать отток кредитных  ресурсов с ссудного рынка, центральный  банк уменьшает цену продажи или  увеличивает цену покупки, тем самым  увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, он переводит деньги на их корреспондентские  счета; таким образом увеличиваются  кредитные возможности банков. Они  начинают выдавать ссуды, которые в  форме безналичных реальных денег  входят в сферу денежного обращения, а при необходимости трансформируются в наличные деньги. Если центральный  банк продает ценные бумаги, то коммерческие банки со своих корреспондентских  счетов оплачивают такую покупку, тем  самым уменьшая свои кредитные возможности, связанные с эмиссией денег.

Операции на открытом рынке  проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных  банков и других финансово-кредитных  учреждений.

Схема осуществления этих операций следующая.

1. Предположим, что на  денежном рынке наблюдается излишек  денежной массы в обращении  и центральный банк ставит  задачу ограничить или ликвидировать  этот излишек. В данном случае  центральный банк начинает активно  предлагать государственные ценные  бумаги на открытом рынке банкам  или населению, которые покупают  правительственные ценные бумаги  через специальных дилеров. Поскольку  предложение государственных ценных  бумаг увеличивается, их рыночная  цена падает, а процентные ставки  по ним растут, соответственно  возрастает их привлекательность  для покупателей. Население (через  дилеров) и банки начинают активно  скупать правительственные ценные  бумаги, что приводит в конечном  счёте к сокращению банковских  резервов. Сокращение объёма банковских  резервов в свою очередь приводит  к уменьшению предложения денег  в пропорции, равной банковскому  мультипликатору. При этом процентная  ставка растет.

2. Предположим теперь, что  на денежном рынке существует  недостаток денежных средств  в обращении. В этом случае  центральный банк проводит политику, направленную на расширение денежного  предложения, а именно центральный  банк начинает скупать правительственные  ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу. Тем самым центральный банк увеличивает спрос на государственные ценные бумаги. В результате их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, что делает казначейские ценные бумаги непривлекательными для их владельцев. Население и банки начинают активно продавать государственные ценные бумаги, что приводит в конечном счёте к увеличению банковских резервов и (с учётом мультипликационного эффекта) денежного предложения. При этом процентная ставка падает.

И снова можно отметить непредсказуемость результатов  денежно-кредитной политики в связи  с тем, что открытый рынок - это  финансовый рынок. Рост продаж на открытом рынке приводит к увеличению предложения  финансовых активов, следовательно, к  росту процентных ставок. В свою очередь рост процентных ставок отразится  на увеличении мультипликатора, что  отчасти погасит эффект сокращения денежной базы. И наоборот, операции покупки на открытом рынке могут  привести к увеличению спроса на финансовые активы, снижению процентных ставок и  мультипликатора.

Рассмотренные инструменты  денежно-кредитной политики используются центральным банком обычно в комплексе  в соответствии с целью денежно-кредитной  политики. Оптимальная комбинация инструментов денежно-кредитной политики зависит  от стадии развития и структуры финансовых рынков, роли центрального банка в  экономике страны. Например, при  продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке в целях  уменьшения денежного предложения  центральный банк устанавливает  высокую учётную ставку (выше доходности ценных бумаг), что ускоряет процесс  продажи коммерческими банками  государственных ценных бумаг, поскольку  им становится невыгодно восполнять резервы займами центрального банка, эффективность операций на открытом рынке повышается. Наоборот, при  покупке центральным банком государственных  ценных бумаг на открытом рынке он резко понижает учётную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этой ситуации коммерческим банкам выгодно занимать резервы у центрального банка и направлять имеющиеся средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг. Расширительная политика центрального банка становится более эффективной.

Кроме рассмотренных выше традиционных денежно-кредитных инструментов в рамках денежно-кредитной политики может использоваться и таргетирование, а также валютные интервенции.

Под таргетированием следует понимать применение инструментов экономической политики для достижения количественных ориентиров определённых показателей, входящих в сферу ответственности органа регулирования. В международной практике наибольшее распространение получило несколько вариантов таргетирования:

  • таргетирование инфляции;
  • таргетирование валютного курса;
  • таргетирование денежных агрегатов;
  • таргетирование прироста номинального ВВП.

Валютное регулирование  осуществляется прямыми (валютные интервенции) и косвенными (контроль за движением  капитала и ограничения торговлю иностранной валютой). Валютные интервенции - это операции центрального банка  по покупке/продаже национальной валюты. Покупка иностранной валюты ведёт  к девальвации национальной и  увеличению золотовалютных резервов, при продаже эффект обратный. Такая  интервенция называется "нестерилизованной", т.к. приводит к изменениям в денежной базе. Если центральный банк хочет  избежать подчинения денежно-кредитной  политики внешним целям, то ему необходимо устранить колебание денежной базы. Сделать это можно, если он одновременно с валютной интервенцией станет проводить  компенсационные операции на открытом рынке по покупке/продаже национальных облигаций. Валютная интервенция с  компенсацией будет уже носить название "стерилизованная интервенция".

Для определения эффективности  интервенции используются следующие  критерии:

  • критерий "направление". Профессор Гарвардского университета Джеффри Френкель предложил первый и самый простой критерий успеха интервенции. Если направление движения валютного курса совпадает с направлением интервенции, то интервенция эффективна. Иными словами, если центральный банк продает или покупает национальную валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться или повышаться;
  • критерий "сглаживание". Второй критерий успеха интервенции был предложен экономистом Федерального резервного банка Кливленда (США) Оуэном Хампэйджем. Он связан со сглаживанием в колебаний валютного курса: интервенция эффективна, когда усилиями центрального банка замедляется развитие тренда. Если курс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, а если увеличивается - то к торможению роста;
  • критерий "разворот". Автором третьего критерия является эксперт Европейского центрального банка Расмус Фатум. Интервенция эффективна, когда выполняется не только первый критерий, но в ходе интервенции полностью нивелируется колебание валютного курса за предыдущий период. Говоря языком технических аналитиков, происходит разворот тренда - центральный банк успешно "гребет против ветра".

МВФ установил три принципа, которыми должны руководствоваться  страны при проведении интервенций:

  • запрет на манипулирование валютным курсом для уклонения от макроэкономической адаптации;
  • обязательство по проведению в случае необходимости валютных интервенций для прекращения беспорядка на финансовых рынках, которые могут быть вызваны краткосрочными колебаниями курса одной из валют;
  • каждая страна должна учитывать при проведении интервенций интересы своих партнеров, в особенности тех, в чьей валюте проводится интервенция.

Используются валютные интервенции  в основном для уравновешивания  платёжных балансов, изменения структуры  импорта или ограничения его, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов в руках государства.

 

 Глава 2. Зарубежные банковскме системы на современном этапе

2.1. Характеристика  кредитной  системы США

Кредитная система США  является самой развитой, и по сравнению  с кредитными системами других стран  отличается очень большой спецификой в своей институциональной организации. [27, с. 53]

Ядром кредитной системы  США является Федеральная резервная  система (далее - ФРС), которая выполняет  функции Центрального банка страны. По своей структуре она значительно  отличается от центральных банков европейских  стран. [19, с. 68]

После нескольких неудачных  попыток создать единый центральный  банк страны в целях рассредоточения  властных полномочий, в 1913 г. в соответствии с принятым Конгрессом США законом  была создана Федеральная резервная  система. Она является частной компанией, которой владеют банки-пайщики. [23, с. 66]

ФРС включает в себя три  основных звена:

  • Совет управляющих (в Вашингтоне);
  • 12 Федеральных резервных банков;
  • банки – члены ФРС. [2, с. 24]

Во главе ФРС стоит  Совет управляющих (в составе  семи членов, назначаемых президентом  США на 14 лет), которому дано право  определять учетные ставки федеральных  резервных банков, изменять нормы  обязательных резервов банков-членов, устанавливать нормы кредитования под ценные бумаги, утверждать выбранные  резервными банками советы директоров. [9, с. 601] Помимо этого, в сферу полномочий и ответственности Совета управляющих  входит контроль за денежной и платежной  системами и участие в работе Комитета по операциям на открытом рынке.

Комитет по операциям на открытом рынке состоит из 12 членов, семь из которых являются членами  Совета управляющих ФРС, а оставшиеся пять – президентами резервных банков. Основное внимание в работе комитета сосредоточено на определении направлений денежно-кредитной политики как в долгосрочной перспективе, так и на текущий период. Разработка основных направлений денежно-кредитной политики осуществляется на базе анализа перспектив экономического развития страны. Начиная с 2000 г. после каждого заседания комитета (обычно в течение года комитет планово заседает восемь раз) участники публично высказываются относительно рисков нарушения ценовой стабильности и устойчивости экономического развития. Протоколы заседаний комитета периодически публикуются. Роль и значение комитета в общей системе денежного регулирования чрезвычайно велики. Объясняется это тем, что операции на открытом рынке, ответственность за проведение которых полностью лежит на членах комитета, являются важнейшим инструментом денежно-кредитной политики ФРС. [23, с. 69]

В рамках ФРС (в соответствии с Законом о Федеральной резервной  системе) действует также консультативный  орган – Федеральный консультативный  совет (ФКС), состоящий из 12 представителей от каждого округа ФРС, избираемых председателями соответствующих Федеральных резервных  банков. В функции ФКС входят выработка  рекомендаций для Совета управляющих  по вопросам развития экономики и  монетарной политики. Кроме того, ФКС  занимается сбором и оценкой информации по развитию сберегательных учреждений и потребительского рынка, на базе которой  также готовит рекомендации для  Совета управляющих. Все разработки ФКС носят рекомендательный характер и не могут непосредственно влиять на изменения денежно-кредитной  политики. [23, с. 70]

Информация о работе Банковские системы на современном этапе