Банковские риски и методы их оценки, на примере АО «Банк Центр Кредит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:50, реферат

Описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что во второй половине 2007 года в значительной мере осложнились условия деятельности банков. В условиях глобального кризиса ликвидности, высокого уровня зависимости отечественных банков от фондирования на внешних рынках, у них возникли проблемы с краткосрочной ликвидностью и рефинансированием внешних обязательств, ухудшилось качество кредитного портфеля, что было обусловлено ужесточением требований надзорного органа, обесцениванием залогов из-за изменения ситуации на рынке недвижимости, а также очень большими темпами роста кредитного портфеля банков все последние годы. Соответственно, повысились и риски в банковской системе. Поэтому сейчас на первом плане перед руководством банков остро стоит вопрос, как, применяя теорию банковских рисков, зарубежный и отечественный опыт и собственные навыки, правильно оценивать и использовать методы по минимизации возникающих рисков.

Содержание

Обозначения и сокращения....................................................................................5
Введение......................................................................................................................6

1. Риск как объективная экономическая категория банковской деятельности
1.1 Риски как экономическая категория, их сущность и содержание.....................9
1.2 Классификация банковских рисков...................................................................12
1.3 Способы оценки и методы расчетов банковских рисков................................26
2. Система управления банковскими рисками
2.1 Измерение и управление валютными рисками................................................35
2.4 Управление риском ликвидности.....................................................................44
2.5 Казахстанский опыт управления банковскими рисками на примере АО «БЦК».........................................................................................................................52
3. Методы совершенствования управления рисками в коммерческих банках
3.1 Рекомендации Базель-2 по управлению банковскими рисками……………58
3.2 Корпоративное управление как элемент снижения банковских рисков...... 64
3.3 Новые направления в управлении банковскими рисками..............................71
Заключение.............................................................................................................. 78
Список использованой литературы…………………........................................ 82

Работа состоит из  1 файл

Банковские риски и методы их оценки на примере АО Банк Центр Кредит.doc

— 672.50 Кб (Скачать документ)

Итак, был установлен минимально требуемый размер банковского капитала, формула расчета которого стала, наконец-то, привязанной к качеству активов и уровню кредитного риска. Чем выше кредитный риск, тем больше капитала необходимо банку. Собственный капитал считается при этом критической и основополагающей базой в расчетах. Требования к капиталу были стандартизированы между странами, что привело к облегчению в понимании методов учета и расчета, действовавших в разных государствах.

Базельские принципы основаны на учете только кредитного риска, но помимо него важную роль в деятельности и управлении банком играют риск изменения процентных ставок, операционный, рыночный риски, которые тоже должны быть подстрахованы капиталом. Для учета всех этих факторов и последних тенденций в определении и управлении рисками Базельский Комитет по надзору за банковской деятельностью в 2004 г. принял документ, который вступит в силу в начале 2007 г. и будет называться Basel II. 11 мая 2004г. Базельский комитет по банковскому надзору (Комитет) опубликовал сообщение "О согласовании позиций по Новому соглашению о достаточности капитала (Базель II)" (Press release "Consensus achieved on Basel II proposals"). Комитет сообщил, что на встрече представителей центральных банков и надзорных органов, являющихся членами Комитета, состоявшейся в Банке международных расчетов 11 апреля 2004г., было достигнут окончательное согласие по отдельным вопросам, касающимся новых международных подходов в области оценки достаточности капитала кредитных организаций. На встрече принято решение о публикации в конце июня 2004 г. текста документа Базель II, содержащего новые подходы к расчету достаточности капитала, а также устанавливающего особенности процедур надзора за достаточностью капитала со стороны органов банковского надзора, и требования по раскрытию банками информации о капитале и рисках в целях усиления рыночной дисциплины. По мнению Комитета, документ будет служить основой для продолжения национальными органами банковского надзора работы по подготовке к внедрению Базеля II, а для кредитных организаций - основанием для реализации соответствующих подходов. Комитет подтвердил, что практическое внедрение стандартизированных подходов (standardised approaches) и базовых подходов с использованием собственных, внутрибанковских методик (foundation approaches) для оценки финансовых рисков предполагается начать в конце 2006г. При этом, по оценкам Комитета, в течение следующего года необходимо проведение обследований адекватности наиболее продвинутых подходов (advanced approaches), внедрение которых, соответственно, предполагается к концу 2007г. По мнению председателя Комитета, председателя Банка Испании г-на Jaime Caruana, Базель II предлагает качественно новые подходы к оценке достаточности капитала и управлению рисками, что было обеспечено, в том числе, участием и технической поддержкой значительного количества банков, центральных банков, органов банковского надзора, а также представителей научных кругов. При этом в настоящее время этот уровень сотрудничества имеет крайне важное значение для адекватной реализации новых подходов. В сообщении поясняется, что "Базель II представляет собой существенно пересмотренные международные стандарты достаточности капитала, представленные в действующем Соглашении по капиталу (Базель I, 1988 г.), которые объединяют подходы к оценке достаточности капитала и современную практику банковской деятельности, содействуют повышению эффективности систем управления рисками, что предполагает повышение финансовой стабильности". По мнению Заместителя Председателя Комитета, руководителя органа надзора за финансовыми институтами Канады Nick Le Pan, публикация текста открывает новый этап для Базеля II. Он также отметил, что национальные органы банковского надзора и банкиры получили возможность повысить качество банковского регулирования и управления рисками. При этом страны, не являющиеся членами Комитета, должны осуществлять указанную работу исходя из собственных возможностей и приоритетов. Решения Комитета будут отражены в тексте, детализирующем новые подходы к оценке достаточности капитала. Комитет предполагает обнародовать текст в конце июня на странице Комитета на веб-сайте Банка международных расчетов. [40, 65-258]

Базель-2 основан на трех основных элементах: количественные требования по капиталу, надзор регулирующих органов и рыночная дисциплина.

Главным нововведением соглашения Базель-2 является установление трех разных вариантов расчета кредитного риска и трех вариантов расчета операционного риска. Комитет считает, что невозможно и нежелательно подходить с одной меркой к оценке обоих видов риска. Вместо этого как по кредитному, так и по операционному риску предлагаются три метода повышения чувствительности к рискам, позволяющие банкам и надзорным органам выбрать для себя такой метод (или методы), который, по их мнению, наиболее подходит для данного этапа развития деятельности банка и инфраструктуры рынка. В приведенной ниже таблице указаны существующие три основных метода расчета риска в зависимости от их вида.

Таблица 4

Методы расчета риска по Базель-2

 

Кредитный риск

Операционный риск

1) Стандартизованный метод

1) Базовый метод показателей

2) Базовый метод ОВР

2) Стандартизованный метод

3)Усовершенствованный метод ОВР

3) Усовершенствованные методы измерения (УМИ)

Примечание – cоставлена на основе данных Базель-II

        

Согласно Новому соглашению, операционный риск определяется как важный риск, с которым сталкиваются банки, и банкам предписывается держать определенную сумму капитала, чтобы защитить себя от связанных с ним убытков. В рамках схемы Базель-II операционный риск определяется как "риск убытков в результате неадекватности внутренних процедур или их несоблюдения, действий людей и систем, либо внешних событий". Это еще одна сфера, где Комитет разработал новый подход к регуляторному капиталу. Как и в случае с кредитным риском, Комитет опирается на быстро развивающиеся внутренние методики оценки риска банка и стремится заинтересовать банки в том, чтобы они усовершенствовали эти методики, а в более широком контексте - улучшили со временем управление своим операционным риском.

"Базель 2" создавалось как соглашение, максимально дифференцирующее коэффициенты достаточности капитала в зависимости от рисков конкретных заемщиков. Концептуальное нововведение - использование кредитных рейтингов внешних агентств для определения весов риска, при помощи которых рассчитывается итоговый коэффициент достаточности капитала.

Именно кредитные рейтинги заемщиков, присвоенные независимыми агентствами, позволяют банкам реализовать наиболее гибкое управление рисками благодаря единому с надзорными органами пониманию рисков каждого заемщика и принципов риск-менеджмента банка. Использование кредитных рейтингов не случайно: в последнее десятилетие с развитием новых рынков, усилением международных финансовых отношений рейтинги приобрели чрезвычайно большое значение. Они показали себя как удобный и эффективный элемент инфраструктуры инвестиционных отношений, и это послужило причиной для решения Базельского Комитета по банковскому надзору использовать эту инфраструктуру также в кредитных отношениях. Две других "основы" (pillars) нового соглашения - "Рыночная дисциплина" и "Усиление надзора" преследуют фактически ту же цель - усиление содержательного управления банковскими рисками - и не только кредитным, но и всеми другими. Это предполагается достигнуть при помощи стимулирования банков к использованию наиболее эффективных методов управления рисками. Безусловно, "Базель II" обеспечивает выход на новый уровень взаимоотношений банков и финансовых властей. И, как часто бывает, этот инструмент столь же эффективен, сколь и сложен в применении.

В последнее время Базельский комитет уделяет особое внимание управлению риском соблюдения нормативно-правовых актов, правил и стандартов, действующих в таких сферах как противодействие легализации криминальных доходов, финансирование терроризма, цивилизованное ведение бизнеса, защита личных данных, организация потребительского кредитования (compliance risk).

В 2006 году в Казахстане была проведена оценка соответствия ключевым принципам по эффективному банковскому надзору Базельского комитета по банковскому надзору. Оценка соответствия ключевым принципам осуществлялась по четырехбалльной системе: соответствует (отвечает всем требованиям без каких-либо значительных недостатков), соответствует в значительной степени (есть незначительные недостатки и они не видятся достаточными для серьезных сомнений), материально не соответствует (недостатки значительны, но был достигнут определенный прогресс), не соответствует (не достигнут никакой прогресс для соответствия).    

В настоящее время в отношении ключевых принципов Казахстан «соответствует» 5 принципам, второму критерию оценки – по 16 принципам, по третьему – 9 принципам, «полное несоответствие» каким-либо принципам отсутствует.

Примечания: столбцы обозначенные 1-2-3-4 показывают степень соответствия. 1- полное соответствие, 2 – соответствие в значительной степени, 3 – материальное несоответствие, 4 – несоответствие. Х           Х – изменение оценки в сравнении с 2004 годом. Х** (строки с показателем) – оценка по сравнению с 2004 годом не изменена.

 

Таблица 5

Соответствие основным принципам по эффективному банковскому надзору Базельского комитета по банковскому надзору

 

                         Основной принцип

 

Основные критерии

 

1

2

3

4

1.1 Цели регулирующего органа

 

Х

Х

 

1.2 Независимость надзорного органа и адекватность ресурсов

 

 

Х**

 

1.3 Законодательная база (нормативное регулирование)

Х

 

 

 

1.4 Полномочия по применению

 

Х

      Х

 

1.5 правовая защита сотрудников надзора

Х

 

 

 

1.6 информационный обмен

 

Х

 

 

2. Разрешенные виды деятельности

 

Х

      Х

 

3. критерии лицензирования

 

Х

      Х

 

4. Собственность

 

 

Х

 

5. Инвестиционный критерий

 

Х

 

 

6. Адекватность капитала

 

Х

 

 

7. Кредитная политика

 

 

Х

 

8. Оценка ссудного капитала

 

Х

     Х

 

9. лимиты концентрации портфеля

 

Х

 

       Х

10. Кредит-е сторон, связ-х с банком особыми отнош-ми

 

 

Х

 

11. Страновой риск

 

 

Х

 

12. Рыночный риск

 

Х

 

 

13. Прочие риски

Х

      Х

 

 

14. Внутренний контроль и аудит

 

Х

      Х

 

15. Отмывание денег

Х

 

 

 

16. Дистанционный и очный надзор

 

 

Х

       Х

21. Бухгалтерские стандарты

 

Х

 

 

22. Меры воздействия

 

Х

     Х

 

23. Глобальный консолидированный надзор

 

 

Х

 

24. Сотрудничество с надзорными органами принимающей стороны

 

 

Х

 

25. Надзор за деят-ью банк-х учреждений с иност. Уч-м

 

Х

 

 

Примечание – составлена на основе данных «Деловая неделя» Рамазанов Н.– «Международная оценка отечественного надзора», №15, 2007 г.

 

Миссией отмечен значительный прогресс в регулировании и надзоре не только банковского, но и финансового сектора в целом. Так, имеющаяся законодательная база соответствует международной практике, но отмечена необходимость ее эффективного внедрения и дальнейшего совершенствования уже имеющихся процедур. Вместе с тем миссия указала на ряд недостатков в системе регулирующего органа. Так, эксперты МВФ и ФБ заключили, что финансовому рынку республик необходимо совершенствовать систему финансового надзора, а также управления рисками. [42, 3]

Многие эксперты сравнивают новое Базельское соглашение по капиталу, или Базель-2, с революцией в организации банковского бизнеса и надзора, с новым этапом его развития. В документе содержатся глубокие изменения, способные оказать влияние на повышение качества управления рисками и, соответственно, укрепить устойчивость финансовой системы. Ист-тысячникова

Воздействие нового соглашения  Базель-2 также затрагивает борьбу с мошенничеством. Наглядно взаимосвязь можно представить следующим образом.

 

Капитал, резервируемый против риска

 

 

Эффективность системы риск-менеджмента и внутреннего контроля

Минимизация риска мошенничества

 

Рисунок 8

Борьба с мошенничеством посредством Базель-2

 

Базельским комитетом предоставлена беспрецедентная самостоятельность надзорным органам при определении необходимости введения Базеля -2 в конкретной стране, выборе вариантов и сроков, что было поддержано и МВФ

Базель-2, по замыслу его создателей, должен подтолкнуть банки к развитию внутренних методик и систем управления риском. Стимулом будет служить возможность поддержания меньшего размера резервного капитала при аналогичном объеме операций и структуре риска при условии внедрения и эффективного использования внутренних систем оценки и управления банковскими рисками.

Банки должны рассматривать Базель-2 как объективную необходимость, залог здорового функционирования финансовой системы. Во многом перспективы внедрения будут зависеть от осознания нашими регулирующими органами того факта, что постепенное внедрение положений этого соглашения и применение практики законодательства по борьбе с мошенничеством финансовыми институтами приведут к совершенствованию системы риск-менеджмента, включающей управление финансовыми и операционными рисками, в том числе и риском мошенничества. А это в итоге будет способствовать поддержанию стабильности не только финансовой системы, но и экономики в целом.

Информация о работе Банковские риски и методы их оценки, на примере АО «Банк Центр Кредит»