Банковские риски и методы их оценки, на примере АО «Банк Центр Кредит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 09:50, реферат

Описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что во второй половине 2007 года в значительной мере осложнились условия деятельности банков. В условиях глобального кризиса ликвидности, высокого уровня зависимости отечественных банков от фондирования на внешних рынках, у них возникли проблемы с краткосрочной ликвидностью и рефинансированием внешних обязательств, ухудшилось качество кредитного портфеля, что было обусловлено ужесточением требований надзорного органа, обесцениванием залогов из-за изменения ситуации на рынке недвижимости, а также очень большими темпами роста кредитного портфеля банков все последние годы. Соответственно, повысились и риски в банковской системе. Поэтому сейчас на первом плане перед руководством банков остро стоит вопрос, как, применяя теорию банковских рисков, зарубежный и отечественный опыт и собственные навыки, правильно оценивать и использовать методы по минимизации возникающих рисков.

Содержание

Обозначения и сокращения....................................................................................5
Введение......................................................................................................................6

1. Риск как объективная экономическая категория банковской деятельности
1.1 Риски как экономическая категория, их сущность и содержание.....................9
1.2 Классификация банковских рисков...................................................................12
1.3 Способы оценки и методы расчетов банковских рисков................................26
2. Система управления банковскими рисками
2.1 Измерение и управление валютными рисками................................................35
2.4 Управление риском ликвидности.....................................................................44
2.5 Казахстанский опыт управления банковскими рисками на примере АО «БЦК».........................................................................................................................52
3. Методы совершенствования управления рисками в коммерческих банках
3.1 Рекомендации Базель-2 по управлению банковскими рисками……………58
3.2 Корпоративное управление как элемент снижения банковских рисков...... 64
3.3 Новые направления в управлении банковскими рисками..............................71
Заключение.............................................................................................................. 78
Список использованой литературы…………………........................................ 82

Работа состоит из  1 файл

Банковские риски и методы их оценки на примере АО Банк Центр Кредит.doc

— 672.50 Кб (Скачать документ)

- иные вопросы в соответствии с Уставом Банка.

              Правление осуществляет текущее руководство деятельностью Банка. Задачи Правления по управлению рисками: 

- реализация стратегии Банка, обеспечения взаимосвязи и соответствия между стратегией Банка и допустимым уровнем рисков;

- построение эффективной системы внутреннего контроля, утверждение внутренних правил Банка, определяющих: структуру, задачи, функции и полномочия подразделений Банка; права и обязанности руководителей структурных подразделений, полномочия должностных лиц и работников Банка при осуществлении ими сделок от имени и за счет Банка;

- утверждение и одобрение (выносимых на Совет директоров) нормативных актов по управлению рисками;

- контроль за деятельностью полномочных комитетов и органов Банка;

- иные вопросы в соответствии с Уставом Банка.

        Комитет КУАП, действующий на основании, «Положения о Комитете по управлению активами и обязательствами», осуществляет управление активами и обязательствами и финансовыми рискам в рамках стратегии, политики и процедур, утвержденных Советом Директоров и Правлением Банка. Основные функции Комитета КУАП:             

- управление активами и обязательствами;

- управление ликвидностью и риском ликвидности; [33]

- управление кредитными рисками портфелей; [34]

- управление текущей процентной политикой и процентными рисками;

- управление валютными рисками;

- управление ценовыми рисками; [35]

- управление рисками системы внутреннего контроля.[36]

              Кредитный комитет, действующий на основании «Положения о Кредитном комитете Головного офиса», осуществляет управление кредитными рисками, обеспечивая снижение кредитных рисков по заемным, лизинговым, факторинговым, вексельным, гарантийным операциям, а также операциям, связанным с приобретением  корпоративных ценных бумаг нефинансовых компаний.

              Департамент анализа и управления рисками, действующий в соответствии с Положением о Департаменте, осуществляет следующие функции:

- информационно-аналитическое обеспечение Комитета АЛКО, включая макроэкономический анализ и прогнозирование, финансовый анализ деятельности Банка и конкурентов;

- общая координация банковской работы по совершенствованию системы управления рисками;

- мониторинг системы внутреннего контроля и разработка предложений по её совершенствованию;

- оценка и измерение финансовых рисков;

- подготовка предложений по оптимальной структуре баланса и мероприятиям по поддержанию средне- и долгосрочной ликвидности;

- разработка предложения по лимитам на финансовые риски;

- мониторинг соблюдения лимитов на риски структурными подразделениями Банка;

- иные функции в соответствии с Положением о Департаменте.

              Департаменты Головного офиса в ходе текущей деятельности соблюдают требования системы внутреннего контроля, лимиты и ограничения, установленные полномочными органами Банка. [37]

              Филиалы действуют в рамках процедур и лимитов, утвержденных полномочными органами Банка.

              Внутренний аудит осуществляет последующий контроль за соблюдением структурными подразделениями Банка требований нормативных актов и решений полномочных органов Банка, регламентирующих вопросы управления рисками, а также вносит рекомендации по совершенствованию системы управления рисками.

Принципы организации системы внутреннего контроля:

1) Выявление и оценка рисков, которые могут оказать отрицательное влияние на достижение целей Банка, на постоянной основе.

2) За управление каждым существующим или потенциальным рискам должно быть закреплено конкретное подразделение и/или сотрудник Банка.

3) Функционирование эффективной структуры контроля, при которой контрольные функции определяются для каждой производственной сферы и уровня организационной структуры Банка.

4) Четкое разделение обязанностей сотрудников и исключение ситуаций, когда сфера ответственности сотрудников допускает конфликт интересов. Сферы потенциальных конфликтов должны быть выявлены, минимизированы и поставлены под строгий независимый контроль. Запрещено одновременное исполнение одним сотрудником Банка фронт- и бэк-офисных функций.

5) Наличие адекватной и полной информации для принятия управленческих решений. Информация должна быть надежной, своевременной, доступной и правильно оформленной.

6. Наличие надежных информационных систем.

7) Наличие эффективного комплексного внутреннего аудита систем внутреннего контроля.

8) Недостатки внутреннего контроля, выявленные службой внутреннего аудита и другими контрольными службами, должны своевременно доводиться до сведения руководителей соответствующего уровня и оперативно устраняться.

Этапы системы внутреннего контроля:

- предварительный контроль;

- текущий контроль;

- последующий контроль.

Основные методы управления рисками:

1) Идентификация, анализ, оценка риска – первоначальные методы управления рисками, имеющие целью выявить и идентифицировать риски, определить характер их влияния на Банк, провести измерение рисков, смоделировать и предсказать возможные сценарии развития ситуации.

Выбор эффективного метода измерения рисков определяется с учетом специфики и характера для каждого конкретного вида риска. Применение оценки финансовых рисков в анализе предполагает расчет количественных показателей уровня риска. Для этого могут быть использованы математические инструменты расчета рисков, включая методы Value at Risk (VaR), «Альфа-Бета» - модели, Скоринг-методы, ARCH-GARCH-модели волатильности, анализ точки безубыточности, RAROC, RORAC и пр.

2) Регламентирование операций – качественное управление рисками путем формирования процедур их проведения с учетом эффективной логистики бизнес-процессов и принципов построения системы внутреннего контроля.

Все нормативные акты перед вынесением на утверждение полномочного органа Банка подлежат обязательному согласованию с Департаментом анализа и управления рисками на предмет соответствия принципам системы управления рисками.

3) Установка лимитов (ограничений) на все виды финансовых операций, проводимые Банком, – основной метод управления рисками.

Виды лимитов:

- внутренние лимиты – утверждаются полномочными органами Банка;

- пруденциальные нормативы – регламентируются нормативными актами Национального Банка Республики Казахстан;

- рейтинговые лимиты – рекомендации и критерии международных финансовых институтов и рейтинговых агентств к финансовым показателям деятельности Банка.

4) Диверсификация – распределение активов и обязательств по различным компонентам, как на уровне финансовых инструментов и портфелей, так и по их составляющим. В части активов диверсификация позволяет снизить величину потерь в случае снижения доходности (ликвидности) отдельных портфелей и финансовых инструментов или их компонентов. В части обязательств диверсификация позволяет ограничить зависимость Банка от отдельных источников фондирования.

5) Метод ограничения потерь посредством постановки лимитов Stop loss ограничивает величину потерь определенной величиной, в случае ее превышения позиция должна быть закрыта автоматически.

Утверждение лимитов Stop loss осуществляет КУАП, а также по прямым кредитным рискам филиалов – Кредитный комитет Головного офиса.

6) Хеджирование рисков – страхование срочных сделок от неблагоприятного изменения процентных ставок, курсов валют, цен на товары и финансовые инструменты. Осуществляется с помощью непосредственного страхования предмета сделки, производных финансовых инструментов, специальных методов хеджирования: свопов, фьючерсов, опционов и с использованием иных финансовых инструментов.

7) Формирование резерва на покрытие потерь позволяет покрыть риск за счет собственных средств банка, при этом увеличение резерва увеличивает расходы (уменьшает капитал), уменьшение резерва увеличивает доходы (увеличивает капитал). Данный метод управления рисками регламентируется Положением о классификации активов и условных обязательств и формировании провизий по ним.

8) Поддержание достаточности капитала, который играет основную роль при покрытии принимаемых рисков. Грамотная политика требует поддержание собственных средств на достаточном уровне. [38]

              Согласно неконсолидированной финансовой отчетности АО «Банк ЦентрКредит» за 3-й квартал 2007 года, финансовые показатели банка в текущем году продемонстрировали хорошие темпы роста.

              Активы банка за 9 месяцев 2007 года увеличились на 336,498 млрд. Тенге, или 58,9% и по состоянию на 01 октября составили 907,452 млрд. тенге. При этом ссудный портфель банка с начала текущего года увеличился на 247,141 млрд. тенге, или 61,2% и достиг уровня 651,068 млрд. тенге.

              Собственный капитал банка по состоянию на 01 октября 2007 года составил 64,440 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с началом года на 24,671 млрд. тенге, или 62%.

              По темпам роста активов и собственного капитала АО «Банк ЦентрКредит» занимает одно из ведущих мест среди крупных банков Казахстана.

              Чистая прибыль банка за 9 месяцев 2007 года составила 9,541 млрд. тенге, что значительно – на 4,169 млрд. тенге, или 77,6%, - превышает прибыль за аналогичный период 2006 года (5,372 млрд. тенге).

              Банк обладает обширной филиальной сетью, включающей, по состоянию на 01 октября 2007 года, 20 филиалов и 160 структурных подразделений на территории Республики Казахстан. Международные рейтинговые агентства  Moody’s Investors и Fitch Ratings оставили без изменений долгосрочные кредитные рейтинги АО «Банк ЦентрКредит», («Ва1» и «ВВ», соответственно), а также прогнозы по ним («стабильный» для каждого из рейтингов). Банк входит в число шести крупнейших банков республики.

              Подводя итоги по деятельности АО «Банк ЦентрКредит» и системе управления рисками в банке можно сказать, что банк достаточно хорошо регулирует и справляется с возникающими рисками, но насколько хорошо поставлена данная система можно будет увидеть только в дальнейшем, так как для оценки деятельности необходимо сравнение отчетных периодов и наблюдение динамики. [39, 36]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы совершенствованию управления рисками в комерческих банках

 

3.1 Рекомендации Базель-2 по управлению банковскими рисками

Базельское соглашение, принятое в июне 1988 г. представителями индустриально развитых стран. Базельские рекомендации Банка международных расчетов (Bank for International Settlement, или BIS) по достаточности капитала создавались для банков, осуществляющих международные операции. Для Евросоюза действует документ под названием Basel I, который является директивой и обязателен к исполнению всеми банками стран - участников ЕС. Теперь при расчете показателя достаточности капитала учитываются активы, взвешенные соответственно степени риска. Чем выше кредитный риск по активам банка, тем больше капитала требуется для обеспечения его стабильности и надежности.

Сейчас банковские операции делятся на категории по степени риска. Каждой из этих категорий исходя из степени риска присваивается коэффициент, который служит для взвешивания данной категории операций и расчета величины активов соответственно их степени риска. Чем выше риск операций каждой категории, тем большее покрытие капиталом требуется, а следовательно, выше и коэффициент. Согласно Базельскому соглашению активы и внебалансовые операции банка делятся на группы в зависимости от степени риска: 0%, 20%, 50% и 100%. Как можно догадаться, для операций с очень низким или нулевым кредитным риском, таких, как операции с государственными ценными бумагами, не требуется обеспечение капиталом. Для операций, например, с коммерческими бумагами основных фондов и коммерческих кредитов, которые относятся к 100-процентной группе риска, потребуется покрытие капиталом в полном объеме от их размера. Учитывая значимость внебалансовых операций в повседневной деятельности банка и возросшую в связи с этим степень их риска, индустриальными странами была достигнута договоренность применять такую же систему взвешивания и в отношении внебалансовых операций с целью учета их объема и степени риска при расчете достаточности капитала. Таким образом банк пытается минимизировать свой кредитный риск не только на балансе, но и вне его. Теперь при увеличении объема внебалансовых операций банки будут сравнивать возможности потенциальных доходов по этим транзакциям и потенциально упущенную прибыль, связанную с необходимостью размещения средств для увеличения капитала под возросший объем внебалансовых операций.

Информация о работе Банковские риски и методы их оценки, на примере АО «Банк Центр Кредит»