Банк России как орган банковского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:47, контрольная работа

Описание

Необходимость регулирования банковской деятельности вообще, и государственного в частности, обусловливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны. Учитывая эти обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется законодательными органами посредством принятия соответствующих законов, касающихся банков, а также уполномоченным государством специальным органом, устанавливающим регулятивные нормы и требования к кредитным институтам.

Содержание

Введение
1. Становление и развитие системы банковского надзора в России
2. Центральный банк Российской Федерации, его задачи и функции
Правовой статус
Функции Центрального Банка РФ
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями

3. Подразделения Банка России, занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Банк России как орган банковского надзора.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

     - нормативы ликвидности кредитной организации;

     - нормативы достаточности собственных  средств (капитала);

     - размеры валютного, процентного  и иных финансовых рисков;

     - минимальный размер резервов, создаваемых  под риски;

     - нормативы использования собственных  средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

     - максимальный размер кредитов, банковских  гарантий и поручительств, предоставленных банком своим акционерам.

     Исторически практикой был выработан широкий  ассортимент методов денежно-кредитной политики. Что касается России, основные из них сформулированы в ст.35 Закона о банке России. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

     -  процентные ставки;

     - нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

      - операции на открытом рынке;

      - рефинансирование кредитных организаций;

      - валютные интервенции;

      - установление ориентиров роста денежной массы;

      - прямые количественные ограничения;

      - эмиссия облигаций от своего имени.

     ЦБ  является кредитором последней инстанции, т.е. выдает кредиты коммерческим банкам. В законе говорится, что Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

     Что касается процентных ставок (ставок рефинансирования), то по закону Банк России может устанавливать одну или несколько ставок по разным видам операций и проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Изменение ставки рефинансирования представляет собой изменение цены дополнительных кредитных ресурсов, предоставляемых Центральным Банком остальным банкам. Рефинансирование ЦБ банков в 2001 году осуществлялось путем предоставления внутренних кредитов, кредитов «овернайт» и проведения ломбардных кредитных аукционов на срок до 7 дней. Кредиты «овернайт» использовались для обеспечения бесперебойности расчетов по межбанковским кредитам. В 2001 году ЦБ приступил к использованию механизма рефинансирования, в соответствии с которым обеспечением кредитов Банка России может выступать залог векселей, прав требований по кредитным договорам организаций, а также поручительства финансово-устойчивых банков.

     Для повышения гибкости управления банковской ликвидностью ЦБ воздействует на процентные ставки денежного рынка, применяя рыночные инструменты денежно-кредитной политики. ЦБ устанавливает параметры процентных ставок по своим операциям: нижней границей являются ставки по депозитным операциям, верхней – ставки по кредиту «овернайт», позволяющему ему оперативно обеспечивать кредитные организации необходимыми средствами в случае возникновения дефицита ликвидности. Действенность данного метода подтверждается тем, что ставки, установленные кредитными организациями по своим операциям, и ставки денежного рынка находились в пределах сформированного Банком России.

     Банк  России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации.

     ЦБ  устанавливает правила, формы, сроки  и стандарты осуществления безналичных расчетов.

     Общий срок осуществления платежей по безналичным  расчетам не должен превышать два  операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации.

       Банк России осуществляет межбанковские  безналичные расчеты через свои  учреждения.

       Иностранная валюта в качестве  средства платежа при осуществлении  безналичных расчетов за товары (работы, услуги) может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Подразделения Банка России, занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций. 

     Организацией  и осуществлением текущего банковского надзора в Банке России занимаются два подразделения: 1) Департамент банковского регулирования и надзора и 2) Главная инспекция кредитных организаций. Каждое из них имеет ряд управлений, отражающих основные направления их деятельности [3].

     Департамент банковского регулирования и  надзора имеет следующие управления:

     - Управление методологии финансовых  рисков;

     - Управление методологии рисков внутрибанковских систем;

     - Управление методологии текущего надзора;

     - Управление анализа банковского сектора;

     - Управление экспертизы правовых актов;

     - Управление организации надзора  за кредитными организациями  Московского региона;

     - Управление организации надзора за кредитными организациями российских регионов;

     - Организационно-экономическое управление;

     - Управление информационного обеспечения. 

     Главная инспекция кредитных организаций  Банка России включает следующие подразделения:

     - Инспекцию № 1;

     - Инспекцию № 2;

     - Управление инспектирования кредитных организаций с преобладающим участием в капитале Российской Федерации нерезидентов;

     - Управление инспектирования кредитных  организаций по специальным проверкам;

     - Информационно-аналитическое управление;

     - Управление координации и методологии  сопровождения инспекционной деятельности.

     Как видно из приведенной структуры, в Банке России особо выделены подразделения, занимающиеся методологическими, аналитическими, организационными, правовыми и информационными вопросами текущего надзора.

     В территориальных учреждениях Банка  России в основном выдержана укрупненная схема организации текущего надзора, т.е. в большинстве территориальных учреждений имеются подразделения, занимающиеся дистанционным надзором и инспектированием. Исключение составляют территории, в которых имеется небольшое количество кредитных организаций, например Калмыкия, Карачаево-Черкессия. В этих территориальных управлениях Банка России вопросами текущего надзора и инспектирования занимается одно подразделение.

     Если  методологическая работа и макроэкономический анализ главным образом осуществляются в подразделениях Банка России, то первичная работа с отчетностью кредитных организаций и самими кредитными организациями, в том числе в процессе их инспектирования, преимущественно проводится на уровне территориальных учреждений с последующей передачей информации соответствующему подразделению Банка России.

     Наиболее  принципиальные вопросы банковского  регулирования и надзора выносятся на рассмотрение Комитета банковского надзора Банка России, представляющего собой совещательный орган, созданный по решению Совета директоров.

     В последние годы главной задачей  всех структурных подразделений, занимающихся текущим банковским надзором, является повышение эффективности надзора, т.е. лучшее выполнение ими своих задач, не сопровождающееся пропорциональным увеличением ресурсов, выделяемых на эти цели.

     Этому содействует проведение Банком России ряда мер, отвечающих передовой международной  банковской практике. Это:

     - формирование текущего банковского  надзора как системы, т.е. разработка методик анализа, оценки и мониторинга финансового состояния банка как единого комплексного технологического процесса, в которой включены специалисты дистанционного и контактного надзора;

     - ориентация на содержательную составляющую текущего надзора, предполагающего интенсификацию процедур надзора на стадии как проведения анализа и оценки финансового состояния банка, так и принятия мер надзорного реагирования по результатам этих оценок;

     - совершенствование организационной структуры текущего надзора с выделением института кураторов, обеспечивающего систематическую контактную деятельность Банка России;

     - повышение квалификации сотрудников  Банка России, занимающихся вопросами текущего банковского надзора. 

 

      Заключение 

     Важным  шагом на пути построения эффективного надзора является целесообразность жесткой регламентации границ вмешательства государства в деятельность кредитных организаций. Необходимо перейти на практику возмещения затрат, связанных с вмешательством государства в банковскую сферу.

     Сегодня первостепенное значение приобретает право Банка России на профессиональное суждение при оценке бизнес-перспектив банков, анализе их финансовой устойчивости, качества внутреннего контроля и корпоративного управления. Возникает обстановка, когда субъективные решения надзорных органов являются определяющими.

     Чтобы решить возникающие в связи с  этим в надзорной практике проблемы между ЦБ РФ и банками, целесообразно внедрить стандарты качества банковской деятельности, разработанные АРБ совместно с Банком России. Эти стандарты должны стать основой для выработки мотивированного суждения надзорного органа по оценке деятельности банка.

     Возможные в перспективе изменения в  правовой базе банковского надзора в значительной мере будут зависеть  от позиции банковского сообщества. Если, конечно, оно, памятуя об ошибках и упущениях прошлых лет, станет более активно участвовать в совершенствовании банковского законодательства.

      

 

      Список использованных источников 

     1. Федеральный закон от 10.07.2002 №  86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

     2. Федеральный закон от 03.02.1996 №17-ФЗ  «О банках и банковской деятельности».

     3. Инструкция Банка России от 25 августа 2003 года № 105-И «О  порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.

     4. Банковский надзор: европейский опыт и российская практика: пособие, подготовленное в рамках проекта «Обучение персонала Банка России. Этап III»: пер. с англ./ Ред. М. Олсен. - М., 2005.

     5. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2002.

     6. Организация деятельности Центрального банка: учебник/ Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонтова; под общ. Ред. Г.Г. Фетисова.- М.: КНОРУС, 2006.

Информация о работе Банк России как орган банковского надзора