Банк России как орган банковского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:47, контрольная работа

Описание

Необходимость регулирования банковской деятельности вообще, и государственного в частности, обусловливается особой экономической и социальной природой банков, их значимостью для развития экономики страны. Учитывая эти обстоятельства, государство прибегает к регулированию банковской деятельности в целях обеспечения ее стабильности и защиты интересов инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Государственное регулирование банковской деятельности осуществляется законодательными органами посредством принятия соответствующих законов, касающихся банков, а также уполномоченным государством специальным органом, устанавливающим регулятивные нормы и требования к кредитным институтам.

Содержание

Введение
1. Становление и развитие системы банковского надзора в России
2. Центральный банк Российской Федерации, его задачи и функции
Правовой статус
Функции Центрального Банка РФ
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями

3. Подразделения Банка России, занимающиеся организацией и осуществлением надзора за деятельностью кредитных организаций
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Банк России как орган банковского надзора.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

     В целом процесс становления и  развития банковского надзора в  России характеризуется следующими особенностями:

     - начиная с 1990-х годов в России  происходил процесс формирования отдельных элементов системы банковского надзора, адекватной рыночным условиям;

     - в настоящее время в России  уже сложилась система банковского  надзора, все элементы которой в значительной мере соответствуют международным стандартам;

     - особенностями современной российской системы банковского надзора являются: сосредоточение этой функции у Банка России; превалирование централизованного регулирования банковской деятельности по сравнению с саморегулированием; в основном экстенсивный характер надзора; отсутствие достаточного опыта и квалификации у сотрудников надзорного блока Банка России и его территориальных учреждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Центральный банк Российской Федерации, его задачи и функции 

    1. Правовой  статус
 

     Как уже говорилось, банковская система России, как большинства стран мира, состоит из двух уровней. Первый (верхний) уровень – это Центральный Банк Российской Федерации, который является главным банком страны, подотчетен Государственной Думе и независим от Правительства РФ.

     Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и             деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

     Согласно  Конституции Российской Федерации, главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)”,  основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России;             обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы             расчетов.

     Реализация  этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной  власти.

     Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

     Принцип независимости – ключевой элемент статуса Центрального             банка Российской Федерации – проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.

       Государство не отвечает по  обязательствам Банка России, так же,             как и Банк России – по обязательствам государства, если они не  приняли на себя такие обязательства. В соответствии со статьей 5  Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России вправе защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

     Банк  России подотчетен Государственной  Думе Федерального             Собрания Российской Федерации, которая  назначает на должность и             освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению             Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка             России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой             отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.  Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России [1].

     Банк  России имеет право обращаться в  суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     Банк  России имеет двойственную правовую структуру. Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции, а с другой стороны, как говорилось выше,  банк России является юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, государством в лице Правительства Российской Федерации. 
 

    1. Функции Центрального Банка  РФ
 

     Основная  цель деятельности Банка России –  защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России [2]:

     - во взаимодействии с Правительством  Российской Федерации             разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную             политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

     - монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует  их             обращение;

      - является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

      - устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской             Федерации;

      - устанавливает правила проведения  банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

  • осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций,  выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

     - осуществляет надзор за деятельностью  кредитных организаций;

     - регистрирует эмиссию ценных  бумаг кредитными организациями в             соответствии с федеральными законами;

     - осуществляет самостоятельно или  по поручению Правительства             Российской Федерации все виды  банковских операций, необходимых  для выполнения своих основных  задач;

     - осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления             расчетов с иностранными государствами;

     - организует и осуществляет валютный  контроль как непосредственно,             так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством             Российской Федерации;

     - принимает участие в разработке  прогноза платежного баланса             Российской Федерации и организует  составление платежного баланса             Российской Федерации;

     - проводит анализ и прогнозирование  состояния экономики Российской  Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,  валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в  соответствии с федеральными законами. 
 

      2.3 Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями 

     Банк  России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

       Банк России обязан давать  ответ в письменной форме кредитной  организации по вопросам, отнесенным к его компетенции, не позднее чем в месячный срок со дня получения письменного запроса кредитной организации. При необходимости срок рассмотрения указанного запроса может быть продлен Банком России, но не более чем на один месяц.

       В целях взаимодействия с кредитными организациями Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела.

       Банк России не отвечает по  обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

       Банк России не вправе участвовать  в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. Это не распространяется на участие Банка России в капиталах Сбербанка РФ, а также в капиталах следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы – Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне.

     Уменьшение  или отчуждение долей участия  Банка России в уставных капиталах  Сбербанка, не приводящие к сокращению какой-либо из указанных долей участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляются Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

     Уменьшение  или отчуждение долей участия  Банка России в уставных капиталах  Сбербанка и Внешторгбанка, приводящие к сокращению какой-либо из указанных долей участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляются на основании федерального закона.

     Банк  России может участвовать в капиталах  и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками, иностранных государств.

     Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями  иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

     Для обеспечения контроля и устойчивого  функционирования банковской системы и регулирования кредитных организаций Банк России может устанавливать следующие обязательные нормативы [5]:

      - минимальный размер уставного  капитала для создаваемых кредитных организаций, размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания на территории иностранного государства их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов;

        - предельный размер имущественных  (не денежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации. Инструкцией ЦБ N49 определено, что предельный размер не денежной части уставного капитала кредитной организации не должен превышать 20% в первые два года ее деятельности и 10 % в последующие годы (с учетом сумм, направленных в уставный капитал по результатам капитализации переоценки не денежной части капитала);

        - максимальный размер риска на  одного заемщика или группу  связанных заемщиков;

        - максимальный размер крупных  кредитных рисков. Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственный средств кредитной организации. Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций;

Информация о работе Банк России как орган банковского надзора