Балансовый метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание

Переход отечественной экономики к рыночным отношениям требует новых подходов, методов и механизмов регулирования социально-экономических процессов. Неотъемлемой частью регулирования на всех иерархических уровнях выступает планирование и прогнозирование, а также программирование экономики.
Для повышения обоснованности разрабатываемых прогнозов необходимо знать подходы, принципы, методы научного предвидения. Это помогает понять суть происходящих в обществе событий, принимать вероятностные решения в различных ситуациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Балансовый метод планирования как инструмент планирования и прогнозирования экономики
1.1 Сущность балансового метода. Виды балансов
1.2 Этапы разработки балансов
2. Основные направления использования балансового метода планирования в системе управления экономикой
2.1 Межотраслевой баланс в прогнозировании развития экономики
2.2 Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки
2.3 Платежный баланс
2.4 Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль в экономике страны
2.5 Сводный баланс трудовых ресурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Балансовый метод планирования.rtf

— 290.75 Кб (Скачать документ)

Использование финансовых ресурсов государственного сектора осуществляется через расходные части государственного бюджета и внебюджетных фондов.

В секторе домохозяйств предусматривается расходование финансовых средств на уплату налогов (подоходный налог, земельный налог, налог на недвижимость), обязательных платежей, добровольных взносов, на прирост вкладов, приобретение ценных бумаг и потребление. Эти параметры представляют собой статьи расходной части бюджета денежных доходов и расходов населения.

Финансовые ресурсы сектора «остальной мир» используются на уплату налогов на производство и импорт, конечное потребление домохозяйств, находящихся за границей, на долгосрочные вложения в производство и расходы, связанные с отчуждением доходов от собственности.

В формировании сводного финансового баланса особое значение имеет кредитно-денежный баланс. Реально формирующиеся в народном хозяйстве доходы становятся финансовыми ресурсами и могут быть использованы в этом качестве лишь в том случае, если они представлены соответствующими денежными средствами. В связи с этим динамика денежной массы в обращении должна соответствовать динамике изменения финансовых ресурсов.

«Денежный голод» или несоответствие денежной массы объему доходов, обостряет кризисные явления и стимулирует падение производства до уровня, адекватного имеющимся денежной массе.

 

2.3 Платежный баланс

 

Платежный баланс страны - это баланс всех операций между данной страной и другими странами в течение одного года. Он отражает все платежи и обязательства перед иностранными государствами (дебет) и все платежи и обязательства, получаемые от иностранных государств (кредит). Фактически платежный баланс - это документ, отражающий баланс внешне-экономических операций страны за определенный период [2, с.112].

Платежный баланс основан на двух принципах. Первый принцип - это охват всех внешнеэкономических операций за определенный период времени. Второй принцип - это бухгалтерская запись операций (дебет равен кредиту), в результате чего дисбаланс по одним статьям балансируется остальными статьями.

Платежный баланс состоит из трех разделов. Основными в нем являются счет текущих операций и счет движения капиталов. Третий раздел включает балансирующие операции.

Счет текущих операций - сумма всех операций с иностранными государствами, связанными с торговлей товарами, услугами и переводами за границу. Этот счет включает в себя баланс торговли товарами, то есть разницу между стоимостью экспорта и импорта. Счет текущих операций включает баланс торговли услугами, а также статью «текущие трансферты». Если учесть, что приток в республику трансфертов в виде гуманитарной помощи и превышение оказываемых услуг над получаемыми носят постоянный характер, то можно рассматривать указанные статьи как источник частичного покрытия дефицита текущего счета.

Вторая часть платежного баланса - счет движения капиталов. Он отражает движение капитальных активов - куплю и продажу. Покупка отражается дебетовой статьей в балансе, а продажа - в кредитовой.

Третьей частью платежного баланса является счет официальных резервов (иностранной валюты). Эти резервы нужны для того, чтобы обеспечить балансы предыдущих частей документа - текущих операций и движения капиталов. Официальные резервы включают иностранную валюту, золото и специальные права заимствования. Специальные права заимствования - это резервы в форме счетов, установленных Международным валютным фондом.

Общий итог национального платежного баланса должен обеспечивать совпадение суммированных статей дебета и кредита (равновесие). Дефицит платежного баланса - нормальное явление для многих развитых стран.

 

2.4 Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль в экономике страны

 

Одним из главных условий при прогнозировании и регулировании социального развития, уровня жизни населения, размера реальных доходов и устойчивого денежного обращения является сбалансирование денежных доходов и расходов населения. В этих целях на уровне краткосрочного прогнозирования составляется баланс денежных доходов и расходов населения, характеризующий объем и источники денежных доходов населения и структуру его денежных расходов. Баланс используется для установления в прогнозе правильных соотношений между денежными доходами населения, розничным товарооборотом, объемом платных услуг и сбережений (табл. 3.) [4, с.132].

 

Таблица 3

Баланс денежных доходов и расходов населения

Доходы

Расходы и сбережения

1. Оплата труда рабочих, служащих и других категорий

2. Денежные доходы от колхозов

3. Доходы от продажи продуктов сельского хозяйства

4. Социальные трансферты:

- пенсии,

- пособия,

- стипендии

5. Поступления из финансовой системы

6. Доходы от собственности, предпринимательской деятельности:

- дивиденды,

- проценты по депозитам,

- рента

7. Деньги, полученные по переводам и аккредитивам

8. Прочие поступления (зарплата, полученная за пределами государства, доходы от официально неучтенной деятельности, от продажи валюты)

1. Покупка товаров:

- в государственной торговле,

- в негосударственной торговле,

- в потребкооперации

2. Оплата услуг и другие расходы:

- оплата жилья и коммунальные услуги,

- оплата бытовых услуг,

- оплата за обучение,

- расходы на путевки,

- расходы на кино, театры,

- расходы на транспорт,

- оплата услуг связи

3. Обязательные платежи и добровольные взносы:

- налоги и сборы,

- платежи по государственному и коммерческому страхованию,

- возврат ссуд на строительство,

4. Покупка жилых помещений

5. Прирост вкладов, приобретенных ценных бумаг, покупка валюты

Всего денежных доходов

Всего денежных расходов и сбережений

Превышение расходов над доходами

Превышение доходов над расходами

Баланс

Баланс

Баланс

Баланс


 

В доходной части отражаются все номинальные денежные поступления населению по наличным и безналичным перечислениям государственных, негосударственных и общественных предприятий и организаций.

Наибольший удельный вес (более 50 %) занимают денежные доходы от оплаты труда. Их прогнозирование осуществляется на основании соответствующих расчетов по всем направлениям и видам деятельности.

Величина дохода от продажи продуктов сельского хозяйства рассчитывается методами экстраполяции, нормативным, программно-целевым. Реже применяются методы экспертных оценок и экономико-математические модели.

Выплата пенсий, стипендий, пособий (социальные трансферты) определяется при помощи нормативного метода. При этом учитываются ожидаемые изменения в нормативных документах по пересмотру условий выплат и количество пользователей в предстоящем периоде.

Прогнозирование поступлений из финансовой системы выполняется методами экстраполяции и привлечением методов экспертной оценки и экономико-математического моделирования. В том же порядке прогнозируется величина дивидендов и прочих доходов.

Одновременно производится прогнозирование расходов и сбережений. Размер средств на покупку товаров находится как разность между денежными доходами населения и суммой всех других статей расходов. Проводится непосредственный расчет их величины при помощи методов экстраполяции, экспертной оценки и экономико-математического моделирования. По территориально-административным единицам учитывается сальдо миграции денег. Полученные результаты анализируются, сравниваются с целью установления окончательного прогнозного значения.

При расчете оплаты услуг и других расходов применяются методы прогнозирования: экстраполяция, нормативный метод, программно-целевой метод, метод экспертных оценок, экономико-математического моделирования. В таком же порядке осуществляется прогнозирование расходов по статьям «Обязательные и добровольные взносы», «Покупка жилых помещений». Суммируя прогнозные значения всех статей, находится общая величина доходов, а также расходов и сбережений.

В связи с работой граждан за границей, наличием лага запаздывания определяют связь между получением доходов и их использованием. Прогнозные и отчетные значения между доходами с одной стороны, расходами и сбережениями с другой не совпадают. Для достижения баланса между ними вводятся соответственно статьи «превышение расходов над доходами» (в графе доходы) и «превышение доходов над расходами» (в графе расходы).

На базе баланса рассчитываются следующие показатели:

- номинальные доходы населения;

- реальные доходы;

- среднедушевой денежный доход;

- покупательные фонды;

- фонд оплаты труда и средняя заработная плата.

 

2.5 Сводный баланс трудовых ресурсов

 

В системе трудовых балансов центральное место занимает сводный баланс трудовых ресурсов, являющийся важнейшим инструментом регулирования рынка труда. На его основе формируется государственная политика занятости.

Сводный баланс трудовых ресурсов характеризует наличие трудовых ресурсов, их использование и миграционные процессы. Он разрабатывается в целом по стране и регионам на всех этапах прогнозирования и планирования.

Баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух разделов. В первом разделе отражаются трудовые ресурсы и их состав, во втором - распределение трудовых ресурсов по видам занятости, сферам и отраслям народного хозяйства, формам собственности. На его основе определяются количество безработных и уровень безработицы. Схема сводного баланса трудовых ресурсов представлена в табл. 4. [4, с .215].

 

Таблица 4.

Сводный баланс трудовых ресурсов

Показатели

Отчетный год

Плановый год

I. Трудовые ресурсы, всего

В том числе:

а) трудоспособное население в трудоспособном

возрасте;

б) работающие лица старше трудоспособного возраста и подростки до 16 лет

II. Распределение трудовых ресурсов

1. По видам деятельности:

а) учащиеся 16 лет и старше, обучающиеся с отрывом от производства;

б) занятые в домашнем хозяйстве;

в) занятые в общественном производстве

2. По сферам производства и отраслям народного

хозяйства:

а) отрасли материального производства:

- промышленность:

- строительство и т.д.

б) отрасли непроизводственной сферы:

- народное образование, культура и искусство;

здравоохранение, физическая культура и т.д.

3. По формам собственности:

- государственные предприятия;

- акционерные общества;

- кооперативы;

- колхозы;

- предприятия других форм собственности;

занятые в сфере индивидуального и частного

предпринимательства

Численность безработных

Уровень безработицы

   

 

Процесс разработки прогнозного сводного баланса трудовых ресурсов предполагает проведение ряда прогнозных расчетов.

Составление баланса начинается с формирования первого раздела - определения трудовых ресурсов. Рассчитывается численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в прогнозном периоде (без учета неработающих инвалидов 1 и 2 групп и лиц, получающих пенсию на льготных условиях).

Численность работающих лиц трудоспособного возраста и подростков до 16 лет определяется как произведение численности работающих лиц старше трудоспособного возраста и подростков до 16 лет в базисном периоде и коэффициента роста (сокращения) численности данной категории в прогнозном периоде.

Суммирование численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и численности работающих лиц старше трудоспособного возраста и подростков до 16 лет дает величину численности трудовых ресурсов в прогнозном периоде [4, с .218].

При формировании второго раздела сводного баланса трудовых ресурсов производятся прогнозные расчеты потребности в рабочей силе по видам занятости, сферам и отраслям экономики и формам собственности. Число занятых в сфере материального производства определяется суммированием занятых по отраслям данной сферы в прогнозном периоде:

В непроизводственной сфере численность занятых можно рассчитать как произведение численности занятых в непроизводственной сфере в базисном периоде, коэффициента, характеризующего изменение численности занятых в непроизводственной сфере в прогнозном периоде; и индекса изменения численности населения в прогнозном периоде.

По указанной методике производятся укрупненные расчеты численности занятых на предварительных этапах разработки прогнозного сводного баланса трудовых ресурсов. На заключительном этапе расчеты занятых в непроизводственной сфере осуществляются с учетом обоснования изменения их численности на основе норм и нормативов обслуживания населения, а в материальном производстве - исходя из трудоемкости производимой продукции (работ, услуг).

Численность занятых по формам собственности определяется исходя из данных базисного периода с учетом мероприятий по разгосударствлению и приватизации и развитию различных форм собственности.

На основе данных сводного баланса трудовых ресурсов производятся расчеты числа безработных и уровня безработицы в прогнозном периоде.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги работы, следует отметить, что наряду с другими методами планирования и прогнозирования экономики балансовый метод играет огромное значение.

Информация о работе Балансовый метод