Балансовый метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:37, курсовая работа

Описание

Переход отечественной экономики к рыночным отношениям требует новых подходов, методов и механизмов регулирования социально-экономических процессов. Неотъемлемой частью регулирования на всех иерархических уровнях выступает планирование и прогнозирование, а также программирование экономики.
Для повышения обоснованности разрабатываемых прогнозов необходимо знать подходы, принципы, методы научного предвидения. Это помогает понять суть происходящих в обществе событий, принимать вероятностные решения в различных ситуациях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Балансовый метод планирования как инструмент планирования и прогнозирования экономики
1.1 Сущность балансового метода. Виды балансов
1.2 Этапы разработки балансов
2. Основные направления использования балансового метода планирования в системе управления экономикой
2.1 Межотраслевой баланс в прогнозировании развития экономики
2.2 Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки
2.3 Платежный баланс
2.4 Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль в экономике страны
2.5 Сводный баланс трудовых ресурсов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Балансовый метод планирования.rtf

— 290.75 Кб (Скачать документ)

 

Разработка баланса начинается с определения потребностей в ресурсах на производственно-эксплуатационные нужды и капитальное строительство, для чего может использоваться ряд методов.

Наибольшее распространение получил нормативный метод: с помощью норм, нормативов и объемов производства продукции (работ) определяются потребности в конкретном виде ресурса, например в прокате черных металлов.

При разработке прогнозных балансов применяются укрупненные (групповые) нормы. На макроуровне, как правило, используются укрупненные нормативы расхода ресурса на 1 млн. (млрд.) продукции или 1 млн. (млрд.) строительно-монтажных работ. Эти нормативы должны постоянно уточняться в связи с ростом цен на сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы и соответственно на продукцию. Потребности на экспорт рассчитываются на основании договорных соглашений с другими странами, которые заключаются с учетом спроса на продукцию и цен на нее, а также возможностей производства. Рыночный фонд определяется, как правило, на основе данных прошлых периодов с учетом разработанных мероприятий на перспективу. Что касается товаров народного потребления, то рыночный фонд рассчитывается исходя из прогнозных данных о товарообороте, в основу определения которого берутся нормы потребления на душу населения и численность населения. Должны учитываться также доходы населения, цены и данные о потреблении в предшествующем периоде. Прочие данные можно определить экспертным путем в сочетании с методом экстраполяции. Остатки ресурсов рассчитываются на основании установленных нормативов.

Ресурсная часть баланса формируется после определения потребностей. Ресурсы рассчитываются по всем источникам поступления. Главным источником ресурсов является их производство. Если страна не обеспечивает потребностей в ресурсах за счет собственного производства, то проблема обеспечения ресурсами решается путем их импорта. При этом учитывается структурная политика и политика внешнеэкономической деятельности. Например, в Республике Беларусь предпочтительным является импорт топливно-энергетических ресурсов, сырья и прогрессивных технологий. Остатки на начало периода рассчитываются по нормативам, прочие поступления - на основании намечаемых мероприятий на прогнозный период (например, разбронирование резервов). [11, с.214].

Заключительным этапом разработки баланса является процесс увязки потребностей с ресурсами, осуществляемый путем разработки мероприятий по сокращению норм расхода ресурса на единицу продукции, увеличению производства ресурса и т.д. Неувязка показателей между собой приводит к возникновению диспропорций, которые оборачиваются экономическими потерями. Наиболее типичными диспропорциями являются:

- несогласованность производства продукции с ее потребностью (вызывает дефицит или перепроизводство, приводящее к росту запасов товаров);

- несогласованность производства с платежеспособным спросом населения и предприятий;

- несогласованность отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности (приводит к нерациональному использованию природных ресурсов);

- несогласованность производственных мощностей с имеющимися трудовыми ресурсами (актуальная проблема в связи с ухудшающейся демографической ситуацией). [5, с.61].

Совершенствование балансового метода осуществляется по следующим направлениям: совершенствование методики разработки балансов, особенно межотраслевого; использование экономико-математических методов и ЭВМ для осуществления балансовых расчетов; применение прогрессивных норм и нормативов при разработке прогнозных и плановых балансов.

 

2. Основные направления использования балансового метода планирования в системе управления экономикой

 

2.1 Межотраслевой баланс в прогнозировании

развития экономики

 

Экономика стран на современном этапе представляет собой сложный многоотраслевой комплекс с перекрещивающимися связями. Состав отраслей и характер их взаимосвязей постоянно изменяется под воздействием непрерывно развивающихся и углубляющихся процессов разделения и кооперации общественного труда.

В практике для выявления межотраслевых связей, анализа и формирования структуры экономики на прогнозный период широко используются межотраслевые балансы. Они составляются в виде матрицы «затраты-выпуск».

На основе межотраслевых балансов рассчитываются макроэкономические показатели, промежуточное потребление, затраты ресурсов, осуществляется анализ влияния спроса, цен, изменений в заработной плате на экономику в целом и на отдельные отрасли.

Показатели межотраслевого баланса могут применяться также для международных сравнений производственных структур и результатов.

В бывшем СССР межотраслевой баланс разрабатывался в системе баланса народного хозяйства в совокупности с марксистской методологией, согласно которой основным макроэкономическим показателем, характеризующим развитие экономики, является совокупный общественный продукт.

При переходе к рыночным отношениям в странах СНГ и других бывших социалистических странах стала осуществляться разработка межотраслевого баланса в системе национальных счетов.

Концепция системы национальных счетов рассматривает экономику как единое целое без проведения принципиальных различий между производством материальных благ и деятельностью по оказанию услуг. Основным макроэкономическим показателем является валовой национальный продукт.

Система межотраслевого баланса в системе национальных счетов представлена тремя заполненными квадрантами и адекватна матричному представлению четырех основных счетов нации (табл.2.). [2, с.141].

 

Таблица 2.

Система межотраслевого баланса в системе национальных счетов

Выпуск

 

 

 

 

Затраты

Промежуточный спрос

Итого

Конечное использование (спрос)

Валовой выпуск

Потребление домашних хозяйств

Государственное потребление

Инвестиции

Экспорт

Итого

Импорт (минус)

Промежуточные материальные затраты отрасли-производителя (i)

1

Отрасли-потребители (j)

1

 

 

2

 

1,

2,

.

.

n

   

q11

qn

.

.

q1n

q1

С1

G1

I1

E1

F1

M1

Х1

2

q21

qn

.

.

q2n

q2

С2

G2

I2

E2

F2

M2

Х2

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

n

qn1

qn2

.

.

qnn

qn

Сn

Gn

In

En

Fn

Mn

Хn

Итого

q1

q2

.

.

qn

q

   

Добавленная стоимость

3

 

4

 

Заработная плата

з1

з2

.

.

зn

З

Амортизация

а1

а2

.

.

а1

А

Прибыль

п1

п2

.

.

п1

П

Налоги

н1

н2

.

.

н1

Н

Субсидии

s1

s1

.

.

s1

S

Итого

дс1

дс2

.

.

дсn

ДС

Валовые затраты

В1

В2

.

.

Вn

В

С

G

I

E

F

M

Х


 

В квадранте 1 представлены данные о промежуточных сделках между отраслями-производителями (продавцами) и отраслями-потребителями (покупателями), характеризующие промежуточный спрос (потребление).

В квадранте 2 приведено распространение продукции отраслей на личное потребление население, государственное потребление, инвестиции, экспорт и импорт, объединенные общим понятием конечное пользование (конечный спрос). Здесь конечный спрос имеет форму валового национального продукта.

В квадранте 3 отображается стоимостная структура затрат на производство валового национального продукта по отраслям и в целом по экономике (добавленная стоимость), то есть сумма заработной платы (З), прибыли (П), амортизации (А) и налогов (Н) за вычетом субсидии (S):

 

дсj = зj + аj + пj + нj - sj      (1),

 

ДС = З + А + П + Н - S     (2).

 

Сумма промежуточного и конечного потребления по i-й строке характеризует объем валового выпуска продукции (услуг) i-й отрасли. Используя условные обозначения из таблицы валовой выпуск i-й отрасли можно определить по формуле [2, с. 143]:

 

,    (3).

 

По модели межотраслевого баланса можно выполнить два типа расчетов: первый - когда по заданному уровню конечного потребления определяются масштабы общественного производства и структура экономики; второй - когда по заданным объемам производства по одним отраслям (продуктам) и заданному конечному потреблению в других отраслях формируется баланс производства и потребления продуктов.

Первый тип применяется в основном при проведении прогнозных расчетов, второй - на стадии формирования планов, их корректировки (внесения уточнений по объемам производства той или иной продукции).

Для разработки межотраслевых балансов используются коэффициенты прямых и коэффициенты полных затрат.

Коэффициенты прямых затрат - это среднеотраслевые нормативы расхода материальных ресурсов на производство единицы определенного вида продукции (услуг). Они имеют натуральную и денежную форму в зависимости от того, в каком виде составляется межотраслевой баланс. С их помощью рассчитываются межотраслевые потоки и определяются материальные затраты по отраслям экономики.

Коэффициенты полных затрат характеризуют затраты на производство единицы конечного использования продукции (услуг) по всей цепи сопряженных отраслей. Они определяются на основании коэффициентов прямых затрат и отличаются от последних на величину косвенных затрат. Коэффициенты полных затрат используются для расчета валовой продукции по каждой отрасли путем их умножения на объем конечного использования продукции (услуг).

 

2.2 Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание

и методика разработки

 

Для осуществления государством своих функций по регулированию финансовых ресурсов необходимо располагать информацией о финансовых потоках в экономике, которые формируют ресурсы финансов. Такую информацию может дать сводный финансовый баланс, при составлении которого даются характеристика объема средств, их распределения и использования, оценки финансовых взаимоотношений между секторами экономики. Это позволяет определить тенденции и закономерности, складывающиеся в финансовых взаимоотношениях между секторами экономики, оценить эффективность налоговой и кредитной политики государства.

Сводный финансовый баланс - инструмент государства, позволяющий определить оптимальные пропорции в распределении и расходовании финансовых ресурсов, достичь сбалансированности денежных ресурсов с затратами. Он включает в себя: баланс денежных доходов и расходов населения, государственный финансовый баланс, кредитно-денежный баланс, баланс платежный, финансовый баланс нефинансового сектора экономики (предприятий-производителей продукции и услуг). Сводный финансовый баланс позволяет получить целостное представление о процессах образования, пополнения и использования финансовых ресурсов внутри страны, а также о финансовых взаимоотношениях с внешним миром.

Финансовые ресурсы экономики формируются как совокупность финансовых ресурсов секторов экономики. Они создаются преимущественно в нефинансовых секторах и выступают в форме прибыли, доходов и амортизационных отчислений. Финансовые ресурсы нефинансового сектора экономики могут быть пополнены за счет субсидий государства, кредитов банков. В качестве привлеченных средств финансовых учреждений могут выступать средства государственного бюджета в форме капиталовложений государственным учреждениям, средства предприятий и населения.

Финансовые ресурсы сектора государственных учреждений формируются за счет централизованных средств государственного бюджета, ресурсов фондов социальной защиты населения, фонда занятости и других фондов. Основными источниками финансовых ресурсов государства являются налоги. [4, с. 189].

В секторе экономики «домохозяйства» в финансовые ресурсы включаются доходы, полученные от ведения домохозяйств, индивидуального предпринимательства, собственности в форме дивидендов, процентов и т.д.

Финансовые ресурсы сектора «остальной мир» формируются из доходов, полученных от экспорта продукции и услуг, субсидий на производство и импорт, предпринимательских доходов, доходов от собственности, других доходов и поступлений.

Информация о работе Балансовый метод