Аудит финансовых ыложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание

Целью выполнения курсовой работы является определение организации проведения аудита финансовых вложений и систематизация теоретических, практических аспектов аудита финансовых вложений.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть экономическую сущность финансовых вложений;
- изучить нормативное регулирование операций, связанных с финансовыми вложениями и проведения аудита финансовых вложений;
- рассмотреть методику проверки финансовых вложений

Содержание

Введение………………………………………………………………...…………3
1. Теоретические аспекты аудита финансовых вложений…………………4
1.1. Предпосылки проверки……………………………………………………4
1.2. Понятие и классификация финансовых вложений……………………...8
1.3. Формирование первоначальной стоимости финансовых вложений….10
2. Законодательно-нормативная база, порядок проведении,
план и программа аудита финансовых вложений………………………12
2.1. Законодательно-нормативная база аудита финансовых вложений…...12
2.2. Налоговая сторона аудита финансовых вложений……………………..15
2.3. Порядок проведения аудита финансовых вложений…………………..16
2.4. План и программа аудита финансовых вложений……………………..17
3. Методика проведения аудита финансовых вложений………………….20
3.1. Проверка организации учета финансовых вложений………………….20
3.2. Проверка операций по поступлению финансовых вложений…………25
3.3. Проверка операций по выбытию финансовых вложений……………..29
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………...…....33

Работа состоит из  1 файл

аудит фин вложений.docx

— 52.74 Кб (Скачать документ)

4. Формы учетной документации  по инвентаризации:

- приказ о создании комиссии  по инвентаризации;

- ведомость результатов инвентаризации;

- инвентаризационные описи ценных  бумаг, бланков строгой отчетности  и т.п.

5. Прочие. Книга учета ценных  бумаг. [2, 647 c.]

 

  1. Методика аудита финансовых вложений

3.1   Проверка организации учета финансовых вложений

Выполняя процедуру проверки организации учета финансовых вложений, аудитору необходимо ответить на следующие  вопросы:

  • Для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве финансовых вложений выполняются условия, предусмотренные положениями нормативных актов?
  • Аналитический учет финансовых вложений соответствует положениям нормативных актов?
  • Данные аналитического и синтетического учета по счетам 58 "Финансовые вложения" и 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги" соответствуют данным главной книги и баланса?
  • Порядок проведения инвентаризации финансовых вложений и оформления ее результатов, соответствует положениям нормативных актов?
  • В бухгалтерской отчетности раскрывается необходимая информация о финансовых вложениях, предусмотренная нормативными актами?

При аудите необходимо проверить  правильность и обоснованность учета  активов в качестве финансовых вложений.

Согласно ПБУ 19/02, для принятия к бухгалтерскому учету активов  в качестве финансовых вложений необходимо единовременное выполнение следующих  условий:

  • наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
  • переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и др.);
  • способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в форме процентов, дивидендов, либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения его покупной стоимостью, в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).
  • При проведении аудита необходимо сверить тождество данных аналитического учета финансовых вложений оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
  • Данные аналитического учета финансовых вложений должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
  • Проверка правильности записей, произведенных в Главной книге, осуществляется подсчетом сумм оборотов и сальдо по всем счетам учета финансовых вложений. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

удиторская организация при проведении аудита должна получить достаточный объем аудиторских доказательств, чтобы убедиться, что:

  • конечные сальдо по счетам синтетического учета финансовых вложений (58, 59) предыдущего отчетного периода соответствующим образом перенесены в начало проверяемого отчетного периода;
  • соответствующие показатели бухгалтерской отчетности (ф. №№ 1,5) на начало и конец отчетного периода соответствуют учетным данным регистров синтетического и аналитического учета финансовых вложений;
  • в случае проведенных корректировок начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности (например, изменения начального сальдо в результате переоценки финансовых вложений) результаты корректировок соответствующим образом раскрыты в пояснениях к проверяемой бухгалтерской отчетности[8].

Если организация провела переоценку финансовых вложений и их балансовая стоимость на начало отчетного периода  изменена, аудитору необходимо убедиться  в правильности отражения в отчетности переоцененной (восстановительной) стоимости  финансовых вложений. Для подтверждения достоверности данных бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета аудитор проверяет правильность проведения инвентаризации финансовых вложений.

В ходе проверки он устанавливает:

  • соблюдает ли организация требования п. 2 ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" об обязательном проведении инвентаризации;
  • установлены ли сроки проведения инвентаризации финансовых вложений в приказе об учетной политике, и соблюдаются ли эти сроки;
  • правильность оформления инвентаризационных документов (использует ли организация унифицированные формы инвентаризационных описей, обеспечены ли полнота и точность внесения в описи данных о фактическом наличии ценных бумаг при хранении их в кассе организации и т.д.) [10].

Если сертификаты финансовых вложений хранятся в офисе клиента, то их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств.

При хранении ценных бумаг  не в офисе клиента, а в других организациях (банк, депозитарий, специальные  хранилища) аудитору необходимо получить от третьих лиц письменное подтверждение  наименования, количества, стоимости  и других реквизитов сертификатов финансовых вложений, сверить суммы, числящиеся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными  этих организаций. Таким подтверждением может быть выписка из депозитария, ответ на запрос. Запрос направляется от имени клиента соответствующим  третьим лицам с просьбой направить  ответ в адрес аудитора. Аудитору необходимо получить и сохранить  в файле рабочих документов копии  запроса и убедиться в том, что запрос направлен клиентом. Полученное письменное подтверждение следует  сопоставить с данными клиента.

В инвентаризационных описях должны быть указаны эмитенты, название ценной бумаги, ее серия, номер, номинальная  и фактическая стоимость, сроки  погашения и общая сумма.

Для подтверждения достоверности  данных бухгалтерской отчетности и  бухгалтерского учета аудитор проверяет  правильность проведения инвентаризации финансовых вложений.

В ходе проверки он устанавливает:

  • соблюдает ли организация требования п. 2 ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" об обязательном проведении инвентаризации;
  • установлены ли сроки проведения инвентаризации финансовых вложений в приказе об учетной политике, и соблюдаются ли эти сроки;
  • правильность оформления инвентаризационных документов (использует ли организация унифицированные формы инвентаризационных описей, обеспечены ли полнота и точность внесения в описи данных о фактическом наличии ценных бумаг при хранении их в кассе организации и т.д.).

Если сертификаты финансовых вложений хранятся в офисе клиента, то их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств.

При хранении ценных бумаг  не в офисе клиента, а в других организациях (банк, депозитарий, специальные  хранилища) аудитору необходимо получить от третьих лиц письменное подтверждение  наименования, количества, стоимости  и других реквизитов сертификатов финансовых вложений, сверить суммы, числящиеся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными  этих организаций. Таким подтверждением может быть выписка из депозитария, ответ на запрос. Запрос направляется от имени клиента соответствующим  третьим лицам с просьбой направить  ответ в адрес аудитора. Аудитору необходимо получить и сохранить  в файле рабочих документов копии  запроса и убедиться в том, что запрос направлен клиентом. Полученное письменное подтверждение следует сопоставить с данными клиента.

В инвентаризационных описях должны быть указаны эмитенты, название ценной бумаги, ее серия, номер, номинальная  и фактическая стоимость, сроки  погашения и общая сумма.

Существенная информация о финансовых вложениях подлежит раскрытию в пояснительной записке  и/или формах бухгалтерской отчетности. Аудиторам необходимо установить полноту  раскрытия информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности.

Согласно ПБУ 19/02, в бухгалтерской  отчетности финансовые вложения должны представляться с подразделением в  зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.

Информация подлежащая раскрытию  приведена в п. 42 ПБУ 19/02.

По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам:

  • о правильности учета активов в качестве финансовых вложений;
  • о соответствии данных аналитического учета финансовых вложений, оборотам и остаткам по счетам синтетического учета: 58, 59;
  • о соответствии данных бухгалтерского учета финансовых вложений, соответствующим данным бухгалтерской отчетности;
  • о правильности проведения инвентаризации финансовых вложений и оформления ее результатов;
  • о правильности раскрытия информации о финансовых вложениях в бухгалтерской отчетности. [8]

 

 

 

 

3.2 Проверка операций по  поступлению финансовых вложений

Согласно п. 8 ПБУ 19/02 финансовые вложения принимаются к учету  по первоначальной стоимости. Данное ПБУ  предусматривает различные способы  определения первоначальной стоимости  финансовых вложений в зависимости  от порядка их приобретения или поступления  в организацию.

Выполняя процедуру проверки операций по поступлению финансовых вложений, аудитору необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Финансовые вложения в акции акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций и т.п. подтверждены документально?
  • Первоначальная оценка финансовых вложений соответствует положениям нормативных актов?
  • Последующая оценка финансовых вложений производится в соответствии с положениями нормативных актов?
  • Учет операций по приобретению финансовых вложений за плату соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет вкладов по договору простого товарищества соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по получению финансовых вложений в виде вклада в уставный капитал соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по безвозмездному получению финансовых вложений соответствует положениям нормативных актов?
  • Учет операций по приобретению финансовых вложений в порядке обмена соответствует положениям нормативных актов?
  • Проверка на обесценение финансовых вложений и порядок создания резерва под их обесценение производятся в соответствии с положениями нормативных актов?
  • Порядок формирования и учета доходов по финансовым вложениям соответствует положениям нормативных актов? [8]

Первичными документами, на основании  которых учитываются финансовые вложения, являются: сертификаты акций, облигаций, векселя и другие ценные бумаги; акты приемки-передачи материальных ценностей; выписки из реестра акционеров; договоры купли-продажи; платежные  документы; инвентаризационная опись  ценных бумаг и бланков строгой  отчетности и другие документы.

Проверка первичных документов по учету финансовых вложений особенно важна, поскольку эти документы  определяют особый порядок перехода права собственности по ценным бумагам.

В документах, на основании которых  финансовые вложения принимаются к  учету, должны быть указаны цель приобретения и срок, в течение которого предполагается использовать этот объект.

Аудит первичных документов означает не только проверку их фактического наличия, но и проверку их по форме и существу. Так, например, ценная бумага - это документ строго установленной формы, её обязательные реквизиты должны соответствовать  требованиям законодательства для  определенных видов ценных бумаг. Согласно ст. 144 ГК РФ несоответствие или отсутствие обязательных реквизитов ценной бумаги влечет её ничтожность. Первичными документами, на основании которых учитываются  финансовые вложения, являются: сертификаты  акций, облигаций, векселя и другие ценные бумаги; акты приемки-передачи материальных ценностей; выписки из реестра акционеров; договоры купли-продажи; платежные документы; инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков  строгой отчетности и другие документы[3].

Проверка первичных документов по учету финансовых вложений особенно важна, поскольку эти документы  определяют особый порядок перехода права собственности по ценным бумагам.

В документах, на основании которых  финансовые вложения принимаются к  учету, должны быть указаны цель приобретения и срок, в течение которого предполагается использовать этот объект.

Аудитор должен проверить правильность классификации финансовых вложений, по которым можно определить текущую  рыночную стоимость, и финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость  не определяется. При проведении аудита, прежде всего, необходимо проверить  правильность формирования первоначальной стоимости поступивших финансовых вложений[10].

При аудите правильности создания резерва  необходимо убедиться в обоснованности создания резерва под обесценивание  финансовых вложений, поскольку данный резерв может быть создан только в  отношении тех финансовых вложений, которые учитываются по первоначальной стоимости, так как их текущая  рыночная стоимость не определяется. Если имеет место устойчивое снижение стоимости финансовых вложений (п. 37 ПБУ 19/02) вследствие появления у эмитента признаков банкротства, существенного  снижения процентов или дивидендов и прочих факторов, то организация  должна создать резерв под обесценивание  финансовых вложений.

Информация о работе Аудит финансовых ыложений