Антикризисное финансовое управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:07, автореферат

Описание

В современных условиях инновационно-ориентированной рыночной экономики перед российскими промышленными предприятиями встает проблема своевременного гибкого реагирования на нестабильность рыночной среды, с одной стороны, и формирования адекватной финансовой политики и стратегии развития предприятий – с другой. Это во многом предопределяет потребность в формировании и использовании эффективных методов и инструментов управления. Вместе с тем в обществе растет понимание того, что, несмотря на все трудности в развитии реального сектора экономики, многое зависит от самих промышленных предприятий, от их собственников и менеджеров, от их профессионализма в области финансовой деятельности.

Работа состоит из  1 файл

NikitinaNV.doc

— 495.50 Кб (Скачать документ)

 

Как свидетельствуют данные, приведенные в табл. 3, 4, наибольший удельный вес в общей структуре объема продаж отечественных легковых автомобилей в России составляет реализация автомобилей ОАО АВТОВАЗ. В то же время наблюдается тенденция снижения этого показателя. Выявлена также тенденция увеличения удельного веса в общей структуре продаж новых иномарок. По сравнению с 2006 годом в 2007 году их реализовано на 16,7 % больше.

Исследование показателей финансовой отчетности, характеризующих финансовое состояние предприятия за 2002–2007 годы, позволило сделать вывод о том, что в структуре активов значителен удельный вес непрофильных. Это говорит о нерациональной структуре актива баланса. Высокий удельный вес заемного капитала в его общей структуре свидетельствует о высоком уровне привлечения заемных средств. Сильная финансовая зависимость от внешних источников финансирования и преобладающая доля активов с высокой степенью риска негативно отразились на платежеспособности и ликвидности ОАО АВТОВА3, уровень которых соответствует зоне критического риска.

Динамика показателей финансовой устойчивости также свидетельствует о высоком уровне финансовой зависимости, который соответствует зоне среднего риска. Исследование динамики показателей обеспеченности собственными оборотными средствам выявило значительный недостаток собственного оборотного капитала.

Чистая прибыль по итогам работы ОАО АВТОВАЗ за 2007 год составила 3 951 млн руб., за 2006 год – 2 512 млн руб., (рост на 57,3 %). Эти данные свидетельствуют об увеличении показателя рентабельности продаж, который увеличился на 0,4 % (в 2006 году по сравнению с 2005 годом – на 1,8 %). Рентабельность активов в 2007 году по сравнению с 2006 годом увеличилась на 0,4 % (в 2006-м по сравнению с 2005-м – на 1,3 %). Основными факторами увеличения рентабельности продаж в 2006 году стали опережающие темпы роста выручки от продаж (10,2 %) по сравнению с темпом роста себестоимости продукции (8,6 %), а в 2007 году – своевременное изменение политики в области управления материальными затратами предприятия, которое позволило удержать позиции.

Таким образом, изучение внутренней среды предприятия выявило сильные и слабые стороны его деятельности. В процессе исследования установлено, что за последние годы в ОАО АВТОВАЗ ощутимы проблемы, связанные с реализацией основной продукции и использованием непрофильных активов. Это влечет за собой определенные последствия, в частности проявление тенденций снижения оборотного капитала, уровня платежеспособности и финансовой устойчивости.

Проведенные исследования подтвердили, что внутренние факторы способны усилить действие внешних и наоборот.

Продукция ОАО АВТОВАЗ реализуется на территории всей Российской Федерации и за рубежом, следовательно, на его деятельность большое влияние оказывают внешние факторы. Результаты исследования позволили установить основные внешние факторы, влияющие на деятельность ОАО АВТОВАЗ, которые представлены в табл. 5.

 

 

 

 

Таблица 5 – Внешние факторы, влияющие на деятельность ОАО АВТОВАЗ

Внешние факторы

Результат влияния

Мероприятия

1. Рост реальных денежных доходов населения

  • активизация продаж автомобилей «Lada»;
  • рост продаж новых иномарок

Введение дополнительных опций в комплектацию автомобилей, подготовка к производству новых моделей

2. Увеличение объема денежной массы

3. Увеличение предложения новых иномарок российской сборки

4. Проведение дилерами стимулирующих акций для покупателей автомобилей

  • активизация продаж автомобилей «Lada»;
  • рост продаж новых иномарок

Поддержка предприятий сервисно-сбытовой сети при реализации автомобилей «Lada» в кредит

5. Развитие дилерской сети иностранных марок в столичных городах и регионах, как количественное, так и качественное

  • рост продаж новых иномарок;
  • снижение уровня продаж автомобилей «Lada»

Развитие сервисно-сбытовой сети и повышение качества ее услуг, географическая диверсификация реализации производимой продукции

6. Вступление России в ВТО

снижение таможенных пошлин на автомобили

Повышение конкурентоспособности автомобилей, подготовка производства новых марок

7. Снижение правительством таможенных пошлин на ввоз новых и подержанных иномарок

  • снижение продаж автомобилей «Lada»;
  • рост продаж новых и подержанных иномарок

Введение дополнительных опций в комплектацию автомобилей, подготовка к производству новых моделей, проведение рекламных кампаний

8. Меры государственной поддержки:

  • повышение таможенных пошлин на иномарки;
  • компенсация перевозок продукции в дальневосточный регион;
  • субсидирование процентной ставки по кредитам на покупку автомобиля;
  • финансирование закупок автомобилей для федеральных нужд
  • в условиях кризиса –устойчивый режим работы;
  • стабильное поступление денежных средств;
  • ритмичность поставок комплектующих
  • разработка программы модернизации действующего производства и обновления существующего модельного ряда

9. Развитие сборочных предприятий иностранных производителей в России

Развитие производства автомобилей совместных предприятий и автокомплектующих в России

  • повышение конкурентоспособности автомобилей «Lada»;
  • подготовка производства новых моделей;
  • использование импортных комплектующих;
  • выбор стратегического партнера компании «РЕНО»

10. Развитие производства

комплектующих за счет выхода на рынок иностранных автопроизводителей

Снижение себестоимости иностранных автомобилей, производимых в России

Разработка программ по привлечению поставщиков импортных комплектующих, создание технопарка в Тольятти совместно с региональными и муниципальными органами власти

11. Инфляция

 

 

 

 

Рост стоимости энергоносителей, материалов  и комплектующих

Поиск альтернативных поставщиков материалов и комплектующих, развитие базы поставщиков сырья и материалов, снижение издержек и повышение качества поставляемых товарно-материальных ценностей


Влияние внешних факторов на финансово-хозяйственную деятельность ОАО АВТОВАЗ необходимо учитывать при разработке и реализации антикризисной финансовой стратегии. Приоритетными направлениями в деятельности предприятия являются следующие:

  • выстраивание стратегической позиции в работе с поставщиками;
  • адаптация ценовой политики к изменяющимся отраслевым условиям;
  • повышение качества и конкурентоспособности  продукции;
  • реструктуризация  текущих и долгосрочных обязательств;
  • повышение эффективности капиталовложений за счет внедрения принципов и системы проектного управления;
  • повышение экологической безопасности автомобилей и технологий производства;
  • сокращение продолжительности разработки и постановки автомобилей на производство и доведение ее до уровня, сопоставимого с лидерами мирового автомобилестроения;
  • внедрение передовых технологий производства, позволяющих предприятию перестраиваться на выпуск разных семейств и моделей автомобилей за более короткое время и с меньшими инвестиционными затратами.

Таким образом, вышеизложенное во многом предопределяет целесообразность и необходимость формирования на ОАО АВТОВАЗ антикризисного финансового управления, которое позволит создать условия устойчивого функционирования и своевременного реагирования на сигналы внешней и внутренней среды о возникновении кризисных ситуаций.

8. Уточненное содержание антикризисной финансовой политики и ее направления.

Интерес к  формированию финансовой политики определяется проблемами и задачами, которые стоят перед российскими компаниями на современном этапе развития экономики страны. Политика призвана учитывать многофакторность и многовариантность управления финансами. При отсутствии такой политики действия руководства могут оказаться ошибочными и компания может потерять динамичность и стабильность в развитии и, как следствие, оказаться в кризисной ситуации. Напротив, наличие эффективной финансовой политики является условием успешной деятельности, стабильности и конкурентоспособности предприятия. Разработка политики находится в компетенции собственников. Другими словами, ее определяют учредители, проводит финансовое руководство, исполняют финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники.

Формирование антикризисной финансовой политики первично по отношению к разработке антикризисной финансовой стратегии. Обобщив научные взгляды отечественных и зарубежных ученых, а также учитывая имеющийся практический опыт в этой области, мы предлагаем следующую трактовку данного понятия. Антикризисная финансовая политика – это идеология, отражающая экономические интересы собственников и охватывающая все стадии жизненного цикла предприятия. Она включает следующие направления реализации: управление оборотными активами и текущими затратами, управление собственным капиталом, политику в области привлечения и управления заемным капиталом, которые позволяют обеспечить финансовую устойчивость промышленного предприятия.

Основная цель реализации антикризисной финансовой политики заключается в росте стоимости компании. В соответствии с данной целью ее основными задачами являются:

  • обеспечение производства источниками финансирования;
  • оптимизация структуры капитала с целью увеличения объема продаж;
  • снижение себестоимости продукции (работ, услуг);
  • достижение информационной прозрачности показателей финансового состояния для собственников;
  • обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия.

Разработка антикризисной финансовой политики должна осуществляться  в соответствии с «Положением о финансовой политике», принятым общим собранием акционеров или другим органом, представляющим интересы собственников, которое является рабочим документом для менеджеров в процессе разработки антикризисной финансовой стратегии, бизнес-планов, инвестиционных проектов и бюджета.

Проведенное исследование позволило выявить наиболее важные направления антикризисной финансовой политики ОАО АВТОВАЗ:

  • управление оборотными активами, позволяющее сформировать их необходимый объем и состав, оптимизировать структуру источников финансирования;
  • управление текущими затратами, обеспечивающее оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия и достижение преимуществ перед конкурентами;
  • управление собственным капиталом, цель которого заключается в своевременном обеспечении  необходимого уровня самофинансирования и создания резервов;
  • разработка политики привлечения заемного капитала и управления им в целях обеспечения ликвидности, платежеспособности, бесперебойного функционирования системы расчетов ОАО АВТОВАЗ, представляющей собой совокупность организационных, управленческих, правовых и иных мер, направленных на достижение оптимального объема денежных средств для эффективной текущей деятельности;
  • формирование инновационно-инвестиционной политики ОАО АВТОВАЗ, представляющей собой руководство в рамках антикризисной финансовой политики по выбору наиболее эффективных направлений инновационного развития через формирование и использование инвестиционных и инновационно-инфраструктурных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации общей антикризисной финансовой стратегии;
  • разработка дивидендной политики ОАО АВТОВАЗ, представляющей собой совокупность отношений по поводу распределения чистой прибыли в пользу акционеров предприятия. Ее основная задача – обеспечить оптимальное сочетание интересов собственников с потребностями предприятия в расширенном воспроизводстве.

9. Концептуальный подход к разработке и реализации антикризисной финансовой стратегии.

Стратегии, являясь уникальным и эффективным способом создания стоимости компании, постоянно изменяются, а инструменты и механизмы, с помощью которых они реализуются и оцениваются, отстают от этих изменений и в результате становятся неадекватными новым условиям. Руководители предприятий, имея ограниченные финансовые, трудовые и материальные ресурсы, стремятся достичь высоких финансовых результатов. В процессе исследования установлено, что разработка любых стратегических, тактических и оперативных решений неразрывно связана с финансовой стратегией, поскольку в системе рыночных отношений любое экономическое действие невозможно без финансовой составляющей.

Финансовая стратегия является базовой по отношению к общей стратегии развития предприятия. Данные стратегии взаимозависимы и взаимообусловлены. Следовательно, антикризисная финансовая стратегия также является частью общей стратегии развития предприятия.

Обобщив теоретические положения и основываясь на данных практического исследования, мы обосновали следующий концептуальный подход к разработке и реализации антикризисной финансовой стратегии. Он базируется на основополагающих теоретических подходах к понятию «стратегия», отражающих характер развития  стратегического управления, и научных подходах к определению финансовой стратегии, позволяющих трактовать антикризисную финансовую стратегию как совокупность долгосрочных поэтапных действий по разработке и достижению поставленных стратегических целей, направленных на финансовое оздоровление промышленного предприятия. Данный подход позволил внести уточнение в процесс формирования стратегии по М. Мескону и представить его в виде последовательных этапов реализации антикризисной финансовой стратегии промышленного предприятия.

Наличие антикризисной финансовой стратегии позволяет промышленному предприятию завоевать более сильные позиции на рынке и достичь поставленных целей. Реализация стратегии требует ее осмысления и учета особенностей режима антикризисного финансового управления.

Целью реализации антикризисной  финансовой стратегии в ОАО АВТОВАЗ является рост акционерной стоимости компании. Следование данной стратегической цели позволяет сохранять долгосрочное лидерство на российском автомобильном рынке, предлагая конкурентоспособные автомобили, и интегрироваться в мировое автомобилестроение. Сформулированные стратегические цели и задачи антикризисного финансового управления промышленным предприятием соответствуют миссии, видению и являются результатом исследования внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность компании. Стратегическими целями антикризисного финансового управления ОАО АВТОВАЗ являются:

Информация о работе Антикризисное финансовое управление