Анализ развития коммерческого кредита в современной России: состояние, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:47, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - проанализировать процесс кредитования юридических лиц в коммерческом банке. При достижении этой цели, были решены следующие задачи:
- изучение сущности кредитования;
- изучение организации кредитования юридических лиц в коммерческом банке;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА
КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Сущность кредитования 9
1.2 Организация кредитования юридических лиц в коммерческом
банке 13
1.3 Современное состояние кредитования юридических лиц
в России 27
1.4 Нормативно-правовое обеспечение кредитования в России 30
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО АКБ «РОСБАНК»
2.1 Общая характеристика объекта исследования 34
2.2 Основные условия и параметры кредитования юридических лиц в ОАО АКБ «РОСБАНК» 42
2.3 Процесс кредитования населения России в
ОАО АКБ «РОСБАНК» 55
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
3.1 Основные параметры российской банковской системы 66
3.2 Проблемы и перспективы коммерческого кредита 73
3.3 Предложения по оптимизации кредитования юридических
лиц в коммерческом банке 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

д1.doc

— 763.00 Кб (Скачать документ)

Программа представляет собой три тарифа, которые отличаются  условиями, суммой выдаваемого кредита, обеспечением и другими параметрами, рассмотренными ниже.

Тариф 1.

По этому тарифу кредит выдается на сумму 150000-1500000 руб. на срок от 3 до 36 мес. Процентная ставка  составляет 17-19%.Комиссия - 1,5 % от суммы кредита,  но не менее 4500 руб. Требования к обеспечению следующие: залог (объекты недвижимости, производственное и торговое оборудование, транспортные средства, товарно-материальные запасы, ценные бумаги, личное имущество физических лиц) и поручительство (личное поручительство руководителя и/или учредителей бизнеса, совокупная доля которых в Уставном капитале более 50% или возможное поручительство третьих лиц). Минимальный срок рассмотрения заявки – до 5 дней.

Тариф 2.

Тариф предусматривает  выдачу кредита на сумму от 1500001- 4500000 руб. на срок от 3 до 60 мес. Процентная ставка составляет 16 - 18,5%. Комиссия - 1,0% от суммы кредита. Требования к обеспечению следующие: залог (объекты  недвижимости,  производственное и торговое оборудование, транспортные средства,  товарно-материальные запасы, ценные бумаги, личное имущество физических лиц) и поручительство (личное поручительство руководителя и/или учредителей бизнеса, совокупная доля которых в Уставном капитале более 50% или возможное поручительство третьих лиц). Минимальный срок рассмотрения заявки- до 10 дней.

 Тариф 3.

По этому тарифу кредит выдается на сумму 4500001- 9000000 руб. на срок от 3 до 16 мес. Процентная ставка составляет 15 - 17,5%.Комиссия - 0,5% от суммы кредита. Требования к обеспечению следующие: залог (объекты  недвижимости, производственное и торговое оборудование, транспортные средства, товарно-материальные запасы, ценные бумаги, личное имущество физических лиц) и поручительство (личное поручительство руководителя и/или учредителей бизнеса, совокупная доля  которых в Уставном капитале более 50% или возможное поручительство. 

                    

Рис. 10. Тарифы кредитования в ОАО АКБ «РОСБАНК»

Такая тарификация удобна как для клиентов, так  и для  банка. Каждый тариф рассчитан на определенный круг заемщиков, но наиболее востребованным среди клиентов ОАО  АКБ «РОСБАНК» является Тариф 2. Процентное соотношение  востребованности Тарифов показано  на  рис 4. Более полные условия кредитования юридических лиц по этим тарифам представлены в моей работе (см. приложение 3).

 

 

 

 

Таблица 2.

Кредиты, выданные юридическим лицам  ОАО АКБ  «РОСБАНК»  (в млн.руб.)

 

      1квартал

      2квартал

      3квартал

      4квартал

        итого

(+;-)                    

2006 год

68

71

69

85

293

-

2007 год

89

94

101

115

399

+106

2008 год

114

110

135

147

506

+107




 

В таблице 2 представлены данные о кредитах, выданных юридическим лицам ОАО АКБ «РОСБАНКом» в 2006-2008 г.г. Анализируя данные этой таблицы можно сделать вывод  о тенденции к увеличению выдачи кредитов. Это можно объяснить ростом малого и среднего  бизнеса в России в последние годы, в частности за счет налоговых льгот, инвестирования, разнообразных программ кредитования. Ведь говоря о кредитовании юридических лиц в российской банковской практике, в первую очередь подразумевается именно этот вид заемщиков. На рисунке 11 отражены эти данные.

         

Рис. 11. Кредиты, выданные юридическим лицам в 2006-2008 г.г. (в млн.руб.)

Из рисунка 11 следует, увеличение выдачи кредитов в ОАО  АКБ «РОСБАНК» юридическим лицам  происходит уверенными темпами. Так  к 2007 году объемы кредитования юридических лиц увеличились на 36%, а в 2008 году, по сравнению с 2007 годом произошло увеличение на 26%. Однако, следует отметить, что в общем по всем филиалам ОАО АКБ «РОСБАНК» в России наблюдается резкий скачок объемов кредитования по «Программе кредитования малого и среднего бизнеса», в 2008 году этот показатель увеличился на 294%.

Рис. 12. Динамика выдачи кредитов юридическим лицам в 2006-2008 г.г. (в  млн. руб.)

Также стоит отметить, что наблюдается рост выдачи кредитов не только из года в год, но и поквартально. Графический  анализ этой тенденции представлен на рис. 12.

 

2.3. Процесс кредитования юридических лиц в ОАО АКБ «РОСБАНК» (на примере ООО «Агро-гарант»)

 

Процесс кредитования  юридических лиц в ПФ ОАО АКБ «РОСБАНК» представляет собой строгую последовательность определенных действий банка по отношению к заемщику. Основные этапы процесса кредитования юридических лиц представлены на рисунке 13.

 




                    

            



 

 

 


 

         


 


 


 

 


 

 

Рис. 13. Процесс кредитования юридических лиц в ОАО АКБ «РОСБАНК»

Рассмотрим более подробно процесс кредитования юридических  лиц в ОАО АКБ «РОСБАНК»  на примере ООО «Агро-гарант».

ООО «Агро-гарант» требуется  кредит в размере 500000 руб. на приобретение основных средств, т.е. организация предполагает кредитоваться по Тарифу 1 «Программы кредитования малого и среднего бизнеса» под 17% годовых.

На первом этапе юридическое  лицо подает заявление (в произвольной форме) о выделении кредита. Банк в ответ на это заявление предоставляет юридическому лицу следующий перечень документов, необходимых для оформления кредита:

- заявление – анкета  на предоставление кредита (образец  представлен в Приложении 4);

- анкеты поручителей;

- копии паспортов руководителей  компании, учредителей;

- Финансовые документы:

1.Финансовая отчетность (баланс, форма №2) на две последних  отчетных даты, с отметкой ИМНС/Налоговая декларация по уплате налогов на доходы с отметкой налогового органа или подтверждением отправки (при использовании упрощенной системы налогообложения, уплате налога на временный доход) за два последних отчетных периода.

2.Свернутая оборотно-сальдовая  ведомость (по всем счетам) за 6 последних месяца (помесячно).

3.Управленческие данные  балансовых статей (по формам  приложений 1-3), включая:

- перечень основных средств (оборудования/автотранспортных средств/личного имущества участвующего в бизнесе, вне зависимости от постановки на баланс)- наименование, модель, год выпуска, стоимость приобретения, рыночная стоимость.

- укрупненный перечень  ТМЗ (товары, готовая продукция, сырье, п/ф в ценах приобретения).

- расшифровки дебиторов  и кредиторов, с указанием наименования  контрагента, суммы, даты возникновения и даты погашения, (в том числе с отражением задолженности по з/п, по аренде и коммунальным услугам, прочей задолженности).

- справку в произвольной  форме об остатках денежных  средств на р/счетах и в кассе(  в т.ч. фин.вложения в векселя,  ценные бумаги) на дату составления.

- справку о погашенных (за последние 2 года) и действующих  кредитах и займах предпринимателя/организации, владельцев/ поручителей с указанием кредиторов, сумм кредитов, остатков задолженности на текущую дату, дат / графиков погашения, оформленного обеспечения по этим долгам с приложением копий кредитных и обеспечительных договоров (по форме приложения 4).

4. Выручка по отгрузке (по направлениям деятельности) и  данные о накладных (постоянных) расходах предприятия за последние 6 месяцев (за 12 месяцев – в случае сезонности бизнеса) по начислению, помесячно: заработная плата, аренда, коммунальные услуги, налоги (по начислению), транспортные расходы, связь, реклама, представительские (командировочные и т. п.) (по форме приложения 5).

5.Отчет о движении  денежных средств за последние  6 месяцев, помесячно (по форме приложения 6).

6.Копии договоров с основными покупателями и поставщиками (3-4 договора).

7.Копии иных договоров,  существенно затрагивающих финансовое  состояние заемщика (долевое участие  в строительстве, подряда, простого  товарищества и т.д.)

8.Договоры аренды или  правоустанавливающие документы на объекты, арендуемые предпринимателем / организацией или принадлежащие ему/организации (в случае, если отношения оформлены договором)- недвижимость, транспорт, оборудование.

9.Копии лицензий на  право занятия определенными  видами деятельности, патентов и разрешений.

10.Справки из ИМНС:

- об имеющихся расчетных/текущих  счетах.

- об отсутствии/наличии  задолженности перед бюджетом;

- выписка из ЕГР  (не более чем месячной давности).

11. Справки из обслуживающих  банков:

- об отсутствии /наличии ссудной задолженности;

- отсутствии /наличии  картотеки №2;

- о движении средств  по расчетным счетам за последние  12 месяцев (помесячно).

 Документы по залогу:

Предоставляется перечень залогового имущества составленный по форме банка с приложением:

- копий документов на предлагаемое в залог оборудование (договоры, накладные, акты приема- передачи, акты ввода в эксплуатацию, платежные документы);

- копий документов  на предлагаемый в залог автотранспорт  (копии ПТС, свидетельства о регистрации, паспорт собственника);

- копий документов  на предполагаемые в залог  объекты недвижимости( свидетельство о гос. регистрации прав собственности, документы – основания, указанные в свидетельстве о гос. регистрации прав собственности, технический паспорт объекта, справка из БТИ о техническом состоянии объекта ,выписка из рег. палаты о зарегистрированных правах собственности/аренды/безвозмездного пользования земельным участком, кадастровый план земельного участка и иные документы по дополнительному требованию согласно юридического заключения);

- копий документов  на предлагаемые в залог товарно-материальные  запасы (складская справка, накладные,  платежные документы).

 Дополнительно могут  быть запрошены документы:

- для производства  – калькуляция себестоимости  производимой продукции (несколько основных позиций);

- в случае финансирования  проекта – данные по проекту  (краткая техническая и  финансовая  информация по проекту, данные  по анализу рынка по новому  направлению деятельности);

- в случае целевого  финансирования – документы, подтверждающие расходование кредитных средств (проект, договоры, смета и т.п.);

- любые другие документы,  которые могут способствовать  принятию решения о предоставлении кредита (счета- фактуры, контракты, таможенные декларации, договоры поручительства и т.п.)

Учредительные, правоустанавливающие документы:

- Для заемщика - юридического  лица (документы для осуществления  проверки полномочий):

1.Устав (действующая  редакция и редакция на момент  избрания руководителя);

2.Изменения в Устав;

3.Учредительный договор (для ООО);

4.Свидетельство о  внесении записи в ЕГРЮЛ и  ЮЛ, созданного до 01.07.2002;

5.Свидетельство о  государственной регистрации;

6. Свидетельство о  государственной регистрации изменений  в учредительные документы;

7.Протокол/решение об избрании/назначении руководителя;

8. Положение о Правлении,  о Совете директоров, о Генеральном  директоре/ Директоре (в случае  если в Уставе имеются ссылки  на то, что полномочия указанных органов определены соответствующими положениями);

9.Решение (протокол) соответствующего органа управления ЮЛ на совершение сделки (если в соответствии с законодательством/учредительными документами ЮЛ принятие решения по сделке относится к компетенции данного органа);

10.Контракт/трудовой  договор с руководителем (в  случае наличия в Уставе ссылки на то, что полномочия руководителя определены в контракте/трудовом договоре);

11.Письмо об отсутствии  изменений в учредительных документах  и о размере сделки на первое  число текущего месяца.

  - Для поручителя  – физического лица:

1.Заявление – анкета  поручителя – физического лица;

2.Копия паспорта и  ИНН.

- Для поручителя –  юридического лица:

1.Заявление – анкета  поручителя – юридического лица;

2.Копии паспортов  руководителя;

3.Финансовая отчетность (баланс, форма №2) на две последних отчетных даты, с приложениями (расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности) с отметкой ИМНС/Налоговая декларация по уплате налогов на доходы с отметкой налогового органа или подтверждением отправки (при использовании упрощенной системы налогообложения, уплате налога на вмененный доход) за 2 последних отчетных периода;

4.Копии лицензий на  право занятия определенными  видами деятельности, патентов и разрешений;

Информация о работе Анализ развития коммерческого кредита в современной России: состояние, проблемы, перспективы