Анализ прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:19, реферат

Описание

Основными задачами анализа прибыли и рентабельности деятельности являются:
систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;
определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;
выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Содержание

Введение........................................................................3
1. Понятие прибыли и принципы её формирования....................5
2. Балансовая прибыль........................................................9
2.1. Понятие балансовой прибыли, её состав....................................9
2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли........................14
2.3. Резервы увеличения балансовой прибыли..................................17
3. Формирование прибыли...................................................19
3.1. Управление формированием прибыли.......................................19
3.2. Основные факторы, влияющие на прибыль.................................20
3.3. Показатели рентабельности....................................................21
3.4. Планирование прибыли.........................................................23
Заключение.....................................................................25
Список использованных источников......................................27

Работа состоит из  1 файл

Анализ прибыли предприятия.docx

— 30.86 Кб (Скачать документ)

ПР - результат от прочей реализации (основных фондов и иного имущества);

ДВО - доходы от внереализационных  операций (сдача имущества в аренду; штрафы, пени, неустойки и другие суммы, полученные в виде санкций  и возмещения убытка по хозяйственным  договорам; проценты, начисленные банками по счетам, и другие виды доходов от операций, не связанных с реализацией товаров, основных фондов и другого имущества);

РВО - расходы от внереализационных  операций (убытки по операциям с  тарой; уплаченные штрафы, пени, неустойки, за исключением уплаченных в бюджет и внебюджетные фонды; убытки от списания дебиторской задолженности с  истекшим сроком исковой давности и  некоторые другие).

Если предположить, что всеми видами выручки торгового  предприятия кроме выручки от продаж товаров можно пренебречь, то очень удобна для анализа такая  формула расчета балансовой прибыли.

БП=В-СППТ-А-МА-НИР-СК-ПЗ

где: В- валовая выручка от реализации товаров за данный период.

СППТ- стоимость производства проданных товаров;

А - амортизация;

МА- издержки на маркетинг;

НИР - издержки на научно исследовательские разработки;

СК - стоимость складирования  остатка товаров;

ПЗ - плата за кредит.

Стоимость производства проданных товаров включает в  себя как переменные так и постоянные издержки. Постоянные издержки - издержки не зависящие в данном периоде от числа реализуемых товаров. Сюда входит плата за аренду помещения, коммунальные услуги, зарплата рабочих и служащих, чье число не зависит от количества реализуемых товаров и т.д. Переменные издержки - издержки связанные с количеством реализуемых товаров. Сюда относится прежде всего закупочная стоимость товара, зарплата работникам, число которых зависит от количества реализуемого товара, НДС, транспортные расходы, стоимость тары и т.д..

Из приведенных  формул видно, что балансовая прибыль  состоит из сравнительно небольшого вида выручки, за минусом издержек различного типа. Причем, учесть все издержки, определить их зависимость от товарного оборота  и вычислить или учесть качественно  их влияние на размер выручки достаточно сложная задача.

2.2. Анализ состава  и динамики балансовой прибыли

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль  включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций (рис. 1).

Налогооблагаемая  прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам  и от долевого участия в совместных предприятиях), прибыли, полученной сверх предельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюджет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль (мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, природоохранные и противопожарные мероприятия, содержание детских оздоровительных лагерей, домов престарелых и т.д.). 

Рис. 1. Блок-схема  факторного анализа прибыли

Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после  уплаты всех налогов, экономических  санкций и отчислений в благотворительные  фонды.

В процессе анализа  необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать  инфляционные факторы изменения  ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен  на продукцию предприятия в среднем  по отрасли, а затраты по реализованной  продукции уменьшают на их прирост  в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый  период.

2.3. Резервы увеличения  балансовой прибыли

Резервы увеличения балансовой прибыли можно определить из формул:

БП = ВД - НДС - ИО + ПР + ДВО - РВО,

и

БП=В-СППТ-А-МА-НИР-СК-ПЗ

Легко видеть, что 

ВД-НДС=В-СППТ

Первый способ увеличения балансовой прибыли за данный период - это увеличение числа продаж. При  этом В будет увеличиваться, СППТ снижаться за счет неизменной величины постоянных издержек в данном периоде.

Но при исследовании резервов увеличения прибыли надо учитывать, что все величины входящие в приведенные  выше формулы взаимосвязаны сложным  образом. Поэтому начнем с рекомендаций общего характера.

Во-первых, необходимо не реже чем раз в квартал (на некоторых  предприятиях ежедневно) составлять и  анализировать основные финансовые документы: счет прибылей и убытков (декларацию о доходах), кассовый отчет, балансовый отчет.

Во-вторых, необходимо анализировать влияние всех видов  выручек и издержек на величину прибыли.

В-третьих, стремиться найти количественные связи. Общая  микроэкономика рекомендует выразить все виды выручки и издержек через  число реализуемых товаров.

В-четвертых учитывать, что любые количественные характеристики приблизительны. Не возможно учесть всех внутренних и особенно внешних факторов, влияющих на связи между выручкой и издержками.

3. Формирование прибыли

3.1. Управление формированием  прибыли

Под управлением  формирования прибыли подразумевается  долгосрочное и краткосрочное планирование всех сторон деятельности предприятия, принятие решений, постоянный контроль над исполнением принятых решений, постоянный учет внешних и внутренних факторов, влияющих на прибыль. Кроме  того необходима жесткая финансовая дисциплина. Предприятие в любой  отчетный период должно быть способно осуществить обязательные платежи.

Необходимо отметить, что предсказание величины прибыли  на следующий период с точностью  более 10 % как правило не удается даже в условиях экономической и политической стабильности. Причиной этого является действия конкурентов и быстро меняющиеся предпочтения покупателей. Поэтому очень важно учитывать внешние и внутренние факторы, влияющие на прибыль.

3.2. Основные факторы,  влияющие на прибыль

На объем прибыли  оказывают влияние следующие  внешние (независимые от предприятия) и внутренние факторы.

Внешние факторы:

политическая стабильность;

состояние экономики;

демографическая ситуация;

конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских  товаров;

темпы инфляции;

проценты за кредит.

Внутренние факторы:

объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);

размер издержек обращения;

производительность  труда работников;

скорость оборачиваемости  товаров;

наличие собственных  оборотных средств;

эффективность использования  основных фондов.

Внешние факторы  есть смысл подразделять на факторы, связанные с изменениями в  отрасли. К таким факторам относятся:

ценовая политика конкурентов;

маркетинговая политика конкурентов;

политика конкурентов  в области инвестиций и использования  достижений научно технического прогресса.

3.3. Показатели рентабельности

Обобщающим показателем, характеризующим финансовое состояние  предприятия, является рентабельность, которая отражает эффективность  использования капитала, т.е. эффективность  финансовых инвестиций. Уровень рентабельности капитала измеряется процентным отношением балансовой чистой прибыли к величине капитала. Оценка рентабельности предприятия  осуществляется с использованием системы  экономических показателей, из которых  наиболее распространенными являются общая рентабельность предприятия (РП) и рентабельность собственного капитала предприятия (РСК).

авансированных в  предприятие, и равно соотношению  чистой прибыли ко всему итогу  средств по балансу.

РП=ХП/Б*100 %

где ХП - чистая прибыль  предприятия (руб.).

Б - итог баланса (руб.).

Второй показатель характеризует финансовую рентабельность, т.е. рентабельность собственного капитала, и исчисляется как соотношение  чистой прибыли к величине собственных  средств:

РСК=ХП/СС*100%

Именно показатель финансовой рентабельности, т.е. доходности собственных средств, является одним  из наиболее значимых показателей эффективности  финансовых инвестиций для предприятий, работающих на принципах самофинансирования, так как именно рост доходности собственных  средств является условием и предпосылкой для расширения базы самофинансирования предприятия. Необходимо отметить, что  не всегда получение высокой чистой прибыли приводит к росту финансовой рентабельности. Если предприятие торговли пренебрегает маркетинговыми исследованиями и введением новейших достижений в процесс обращения, то рано или  поздно это приводит к резкому  снижению эффективности инвестиций и как следствие, снижению финансовой рентабельности.

Очень важно учитывать, что издержки на маркетинг и НИР  снижают величину балансовой прибыли, но повышают эффективность собственных  средств предприятия, как за счет увеличения числа продаж, так и за счет возможного повышения цен на товары с эластичным ценовым спросом по отношению к средним ценам по отрасли.

3.4. Планирование  прибыли

Планирование прибыли  один из важнейших этапов в деятельности предприятия. После расчета финансов на следующий период и выяснения  средств, которые предприятия имеет  возможность использовать в расчетном  периоде можно рассчитывать прибыль.

Для начала надо проанализировать ситуацию в отрасли и выяснить поведение конкурентов в предыдущий период. Особенно важно знать ценовую  политику конкурентов, учесть какую  цену они могут устанавливать  на аналогичные товары. Очень важно  определить их инвестиционную политику, политику в сфере маркетинга и  привлечения достижений научно технического прогресса (издержки на НИР).

В идеале не плохо  бы знать предельные издержки на маркетинг  и НИР для отрасли. Предельные издержки - это издержки приходящиеся на одно дополнительно проданное изделие. Причем дополнительное изделие продано благодаря именно этим издержкам.

Далее необходимо проанализировать деятельность своего предприятия. Выяснить причины изменения выручки, валового дохода, валовой прибыли и нормальной прибыли в предыдущем периоде.

Очень важно, но и  не просто определить ценовую эластичность основных групп товаров. Это можно  сделать с достаточной степенью точности только имея статистику связывающую  число продаж с ценой за несколько  периодов. Эластичность может подсказать на качественном уровне как менять цену на товары и сколько приобретать товара для реализации. Если спрос на товары эластичный то можно определить предельную выручку по формуле:

Д(В)/Д(О)=(1+1/Е)*Ц

где Д(В)/Д(О)- предельная выручка;

Е- ценовая эластичность спроса;

О - количество продаваемых  изделий;

Д(В)- изменение выручки;

Д(О)- изменение количества продаваемых изделий;

Ц - цена реализации товара.

Из равенства предельной выручки предельным издержкам при  заданной цене можно определить размеры  оптимальных издержек. После определения  цены, издержек, количества возможных  покупок необходимо рассчитать все  виды прибыли от реализации товаров.

Приведенный пример расчетов не всегда возможен, но анализ желателен. При анализе и расчетах надо учитывать возможное изменение  общей экономической ситуации в  стране и отрасли. Общая ситуация может сильно влиять на все величины. Поэтому и необходима статистика финансовой деятельности предприятия  за возможно большее число периодов. 

Заключение

Подведем итог проделанной  работе.

В настоящее время  рентабельность предприятий торговли в России довольно высокая, доходит  до 20%. Это явление временное. Конкуренция  в торговле в развитых странах  столь высока, что торговый бизнес там не считается особенно надежным.

Без освоения знаний в области экономики, менеджмента  и маркетинга высокая рентабельность в торговле в дальнейшем будет  маловероятной. На рентабельность предприятий  в торговле сейчас сильнее всего  влияют два фактора. В положительном  плане влияет фактор еще не прошедшего товарного голода, который поддерживается расслоением населения по доходам, и растущим средним классом, представители  которого сохраняют достаточную  покупательную способность. В отрицательном  плане на рентабельность влияет экономическая  и политическая нестабильность.

Информация о работе Анализ прибыли предприятия