Анализ государственного регулирования инвестиций в РФ на примере приоритетного национального проекта «Жильё»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение научно-теоретической основы государственного регулирования инвестиций в РФ для анализа приоритетного национального проекта «Жильё».
В рамках поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
 Сформулировать понятие инвестиций;
 Определить формы и методы государственного регулирования инвестиций в РФ;
 Проанализировать оптимизацию направлений инвестирования;
 Провести оценку эффективности проекта «Жильё»;
 Проанализировать структуру и объём инвестиций в национальный проект «Жильё».

Содержание

Введение


3
Глава1.
Теоретические аспекты государственного регулирования инвестиций в РФ.
4
1.1.
Понятие инвестиций
4
1.2.
Формы и методы государственного финансового регулирования инвестиций
7
1.3.
Законодательное регулирование инвестиций в РФ
11
Глава2.
Анализ государственного регулирования инвестиций в РФ на примере приоритетного национального проекта «Жильё».
15
2.1.
Анализ динамики, структуры и размеров инвестиций в национальный проект «Жильё»
15
2.2.
Оценка эффективности программы «Жильё»на 2002-2010 годы
18
2.3.
Перспективы реализации, объёмы инвестирования и основные направления национального проекта «Жильё» на 2009-2012 годы
34

Заключение
38

Список литературы и источников

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 472.00 Кб (Скачать документ)

Табл.2.1.

Достигнутые результаты  государственной жилищной политики и сложившаяся  ситуация обуславливают  необходимость определения  новых стратегических целей и приоритетных направлений государственной жилищной политики, направленных на  преодоление диспропорций  на рынке жилья и жилищного строительства и создание условий  для удовлетворения потребностей и спроса на жилье граждан, включая граждан нуждающихся в государственной поддержке[прил.1]

Это создало базу для дальнейшей реализации проекта в 2009-2012 годах, стратегической целью которого является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.

 

 

 

 

 

 

2.2. Оценка эффективности программы «Жильё»на 2002-2010 годы.

Сравнительный анализ значений комплексных индикаторов эффективности реализации Программы, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865, представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2.

Наименование индикатора эффективности реализации

Программы

Значения индикаторов

2006 год

2007 год

Фактическое значение индикатора (по данным сводной формы 2-ПФ)

Значение целевого индикатора, установленное Программой

Фактическое значение индикатора (по данным сводной формы 2-ПФ)

Значение целевого индикатора, установленное Программой

Комплексные индикаторы

Уровень обеспеченности населения жильем,

(кв.метров на человека)

20,9

+2,0%

20,5

21,3

+1,9%

20,9

Коэффициент

доступности жилья

(лет)

4,7

в 1,3 раза больше планового показателя

3,5

5,1

в 1,6 раза больше планового показателя

3,2

 

На рис. 1 представлен графически уровень обеспеченности населения жильем в 2006 и 2007 гг. исходя из фактического значения индикатора и значения целевого индикатора, установленного Программой.

На рис. 2 представлен графически коэффициент доступности жилья в 2006 и 2007 гг. исходя из фактического значения индикатора и значения целевого индикатора, установленного Программой.

В 2006 году достигнут значительный прирост объемов жилищного строительства, которые составили более 116 % от уровня 2005 года. В   2006 году построено   и введено в эксплуатацию 604,7 тыс. квартир общей площадью 50,55  млн. кв. м общей площади. Из этого объема населением за свой счет и с помощью кредитов построено 39,5% или 139,9 тысяч индивидуальных жилых домов общей площади 19,8 млн. кв. м.

рис.1

В результате уровень обеспеченности населения жильем в среднем на одного россиянина в 2006 году составил 20,9 кв.метров (что на 2% превышает значение соответствующего целевого индикатора, установленного постановлением правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 в рамках реализации Программы на указанный период), а ввод жилья на одного человека - 0,32 кв. м, что не может считаться удовлетворительным.

рис.2

Всего с 2000 года объем ввода нового жилья вырос по состоянию на 01.01.2007 года почти в три раза. В 2007 году сохранилась положительная динамика увеличения данного показателя. При общем объеме ввода жилья на уровне 64,2 млн. кв. метров показатель – уровень обеспеченности населения жильем (из расчета на одного человека) на 01.01.2008 года составил 21,3 кв. метра (почти в два раза ниже аналогичного показателя, имеющего место в странах Европы), что на 2% больше значения соответствующего целевого индикатора, установленного постановлением правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 в рамках реализации Программы на 2007 год. 

При этом коэффициент доступности жилья, рассчитываемый исходя из средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв.м. и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек,  в 2006 году составил 4,7 лет  (в соответствии с контрольными показателями Программы "Жилище" этот коэффициент  в 2006 году должен был составлять 3,5 года). В 2007 году значение коэффициента доступности жилья увеличилось до 5,1 года, в первую очередь за счет резкого увеличения стоимости жилья, имевшего место в указанный период на рынке недвижимости. Самый существенный скачок цен за последние 5 лет произошел в 2006 году - на 53 %, уже по итогам второго квартала 2007 года цены выросли на 17,5 %  по сравнению с концом 2006 года и составили 42,3 тысячи рублей на первичном рынке и 43,3 тысячи рублей на вторичном рынке жилья. Основная причина роста цен - дисбаланс спроса и предложения на рынке жилья.

Наблюдается снижение себестоимости строительства жилья за период 2008-2009 гг, вызванный в первую очередь ростом цен на строительные материалы и энергоносители.

Регулирование цен в рыночном сегменте административными методами не допустимо, так как это приведет лишь к усилению спекулятивной составляющей продаж и появлению очередей не только в сегменте социального жилья.

В то же время почти отсутствует сегмент, где финансовое участие государства в инвестиционно-строительном процессе делало бы регулирование цен не только возможным, но и необходимым. Речь идет о фондах социального жилья.

Механизмы, предусматривающие социальную поддержку (адресные жилищные субсидии), также стимулируют лишь спрос. То же самое относится и к ипотечному жилищному кредитованию, где серьезная государственная поддержка сохранила высокую динамику роста спроса.

К сожалению, практически не оказала позитивного влияния на рост предложений подпрограмма «Формирование инженерной инфраструктуры площадок под жилищную застройку» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы из-за неэффективности  предложенного механизма инвестирования и задержками в разработке градостроительной документации.

      Существующий дисбаланс спроса и предложения приводит к ориентации рынка преимущественно на высокодоходные группы населения. Если ситуация в данной области не будет изменена в лучшую сторону  можно прогнозировать дальнейшее увеличение значения коэффициента доступности жилья и не выполнение плановых показателей соответствующего целевого индикатора, установленных на 2008-2010 годы.

Следует также отметить, что определенное стимулирующее воздействие на увеличение объемов жилищного строительства оказывает повышение возможностей населения по приобретению жилья в результате мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»,   однако стимулирование строительства спросом неизбежно ведет к опережающему росту цен вводимого жилья, и   возможность приобретения жилья для многих граждан становится менее доступной. Учитывая задачи, поставленные Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года, о необходимости ежегодного ввода начиная с 2010 года, как минимум, 100 млн. кв. метров, необходимо принять дополнительные меры законодательного, организационного и финансового характера, направленные на стимулирование увеличения объемов жилищного строительства. Данные меры должны осуществляться на основе демонополизации строительного рынка, создания условий для вовлечения в строительные программы малого и среднего бизнеса с обеспечением их кредитными ресурсами, расширением рынка земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, а также разнообразием форм государственной поддержки, включая непосредственное бюджетное финансирование строительства объектов инженерной инфраструктуры.

Индикаторы, характеризующие развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья, представлены в таблице 2.3.

 

 

Таблица 2.3.

Наименование индикатора эффективности реализации

Программы

Значения индикаторов

2006 год

2007 год

Фактическое значение индикатора (по данным сводной формы 2-ПФ)

Значение целевого индикатора, установленное Программой

Фактическое значение индикатора (по данным сводной формы 2-ПФ)

Значение целевого индикатора, установленное Программой

Индикаторы, характеризующие развитие ипотечного жилищного кредитования населения и рынка жилья

Доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств

(%)

15,7

в 1,12 раза больше планового показателя

14

17

соответствие плановому показателю

17

Объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов

(млрд. руб.)

260,0

в 2,4 раза больше планового показателя

 

108

292,8

в 1,9 раза больше планового показателя

 

 

151

Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия  (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при

оказании содействия за счет средств федерального бюджета (начиная с 2006 года - нарастающим итогом)

(тыс. семей)

7,5

на 73% меньше планового показателя

27,8

17,3

на 75% меньше планового показателя

69,5

 

На рис. 3 представлен графически объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов в млрд. руб. в 2006 и 2007 гг. исходя из фактического значения индикатора и значения целевого индикатора, установленного Программой.

 

 

Рис. 3

 

В 2007 году данная положительная динамика сохранилась, в результате по итогам реализации Программы в 2007 году субъекты Российской Федерации вышли на плановый показатель данного целевого индикатора, установленного на указанный период, - 17%.

Следует отметить, что принятие на федеральном уровне соответствующих нормативных правовых актов по вопросам формирования рынка доступного жилья создает необходимые условия для развития ипотечного жилищного кредитования путем снижения рисков ипотечного жилищного кредитования для банков, сокращения затрат на оформление ипотечных жилищных кредитов, развития вторичного рынка ипотечного жилищного кредитования и привлечения долгосрочных ресурсов в жилищную сферу. Это позволяет более активно использовать ипотечные жилищные кредиты как дополнительный источник финансирования улучшения жилищных условий молодых семей. За период 2006-2007 года объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов и займов более чем в два раза превысил плановое значение соответствующего целевого индикатора, установленного положениями постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 865 в рамках реализации Программы на указанный период, в том числе: в 2006 году – в 2,4 раза; в 2007 году – в 1,9 раза. Согласно официальных данных Центрального банка Российской Федерации объем выданных ипотечных жилищных кредитов гражданам на 01.01.2008 года составил 556,392 млрд. рублей, что в 2,1 раза превышает аналогичный показатель, зафиксированный на 01.01.2007 года. При этом в 2007 году средневзвешенная ставка кредитов составила 10,9% при средневзвешенных сроках кредитования 189,3 месяца (около 15 лет).

По данным, поступившим в Росстрой из субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2007 г., освоение средств федерального бюджета, перечисленных в доход бюджетов субъектов Российской Федерации в 2006 году, составило 864,4 млн. рублей, из них 554,7 млн. рублей по выполнению обязательств 1 этапа подпрограммы, 309,7 млн. рублей  - по новому механизму. Улучшили жилищные условия с привлечением средств федерального бюджета 7875 молодых семей.

В таблице 2.4. приведены основные показатели реализации подпрограммы за счет федерального бюджета.

Таблица 2.4.

 

По состоянию

на дату:

 

 

Количество молодых семей, получивших субсидии за счет средств федерального бюджета 2006 года

Объем средств федерального бюджета 2006 года, использованных для предоставления субсидий

(млн. рублей)

Объем средств региональных и местных бюджетов, использованных для предоставления субсидий

(млн. рублей)

01.01.2007 года

6106

731

833,5

01.04.2007 года

7875

864,4

1168,5

01.07.2007 года

11742

1187

2662,8

01.10.2007 года

15774

1456,4

3591,1

Информация о работе Анализ государственного регулирования инвестиций в РФ на примере приоритетного национального проекта «Жильё»