Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:16, курсовая работа
Цель данной работы – изучить понятие жизненного цикла товара, а также проанализировать все его стадии.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить сущность жизненного цикла.
2) Провести маркетинговое исследование товара на примере шоколад «Бабаевский».
Введение………………………………………………………………………...3
1 Характеристика жизненного цикла товара…………………………………5
1.1 Понятие жизненного цикла товара……………………………………5
1.2 Стадия разработки товара……………………………………………..6
1.3 Стадия серийного производства и внедрения……………………….7
1.4 Стадия роста…………………………………………………………….9
1.5 Стадия зрелости………………………………………………………..10
1.6 Стадия насыщения…………………………………………………….12
1.7 Стадия спада……………………………………………………………12
1.8 Виды кривых жизненного цикла товара…………………………….14
2 Практическая часть…………………………………………………………..19
2.1 Характеристика маркетингового исследования……………………..19
2.2 Анализ результатов маркетингового исследования………………...20
2.3 Выводы и рекомендации производителю шоколада
«Бабаевский»……………………………………………………………………37
Заключение……………………………………………………………………...38
Список литературы……………………………………………………………..40
2
Практическая часть
2.1 Характеристика маркетингового исследования
Мною было проведено маркетинговое исследование от лица маркетолога шоколада торговой марки «Бабаевский».
Для этого был выбран один из методов маркетингового исследования – опрос. Цель опроса – выявление предпочтений покупателей по ассортименту и цене. В анкете были использованы как закрытые, так и открытые вопросы, с целью получения наибольшей информации.
В результате анкетирования было опрошено 20 человек. При этом применялись различные методы получения информации:
1) личный опрос – 75% (15 человек);
2) телефонный опрос – 15% (3 человека) и
3) опрос через Интернет – 10% (2 человека).
Опрос проводился по объективной стратифицированной случайной выборке. Отбор респондентов производился по принципу случайности. Все количество опрошенных респондентов было разделено по возрасту, полу и уровню доходов, причем преобладающей частью опрошенных являлись женщины. Все анкеты заполненные респондентами приведены в приложении.
Ответы на вопросы 1-4 содержат подробные сведения о личности респондента, которые позволяют сегментировать рынок по половому, возрастному и другим признакам.
Вопросы 5-9 выясняют вкусы, предпочтения и привычки покупателей потребляющих шоколад. А также определяют наиболее важные свойства и характеристики шоколада, по мнению респондентов (вопрос 8).
Ответы на вопрос 9 позволяют получить информацию об основных конкурентах и предпочтениях респондентов. Позволяет выявить лидера и сделать определенные выводы, по дальнейшей работе компании.
Вопросы
10-16 выясняют отношение покупателей к
шоколаду марки «Бабаевский» в целом и
их отдельным характеристикам, дают информацию
о ценовом барьере, о качестве продукции,
упаковке товара и полезности. Вопрос
16 дает возможность респонденту самому
дать рекомендации и советы для будущего
успешного функционирования фирмы и развития
товара.
2.2
Анализ результатов
Проанализируем полученные результаты по каждому вопросу.
Вопрос 1. Ваш пол?
а) мужской; б) женский.
Цель вопроса: сегментировать рынок по половому признаку. Данный вопрос лежит в основе выборки: заранее не было известно, сколько мужчин и женщин будет опрошено. Опрос строился по принципу случайности.
В результате анкетированию подверглись 35% мужчин и 65% женщин (7 мужчин и 13 женщин из различных возрастных категорий), что позволило определить разницу во вкусах и предпочтениях представителей разного пола, соотношение опрошенных по половому признаки представлено на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Соотношение опрошенных по половому признаку
Вопрос 2. Ваш возраст?
а)
до 20 лет;
в) от 31 до 40; г) от 41 и старше.
Цель вопроса: сегментировать рынок по возрастному признаку. Данный вопрос лежит в основе выборки: заранее не было известно, сколько примерно респондентов разного возраста будет опрошено. Но в итоге анкетирования были опрошены все возрастные категории населения.
Данный вопрос позволяет определить разницу во вкусах и предпочтениях представителей разных возрастных групп.
Таким образом, было опрошено:
1) Женщины:
– до 20 лет (включительно) – 20% (4 человека);
– от 21 до 30 – 25% (5 человек);
– от 31 до 40 – 10% (2 человека);
– от 41 и старше – 10% (2 человека).
2) Мужчины:
– до 20 лет (включительно) – 5% (1 человек);
– от 21 до 30 – 25% (5 человек);
– от 31 до 40 – 5% (1 человек).
Соотношение опрошенных разных возрастных категорий, мужчин и женщин вместе, приведено на диаграмме 2.
Диаграмма 2. Соотношение опрошенных различных возрастных групп
Вопрос
3. Численность вашей семьи
а) 1-2 чел. б) 3-4 чел. в) 5 и более
Цель вопроса: сегментировать рынок в зависимости от количества человек проживающих в той или иной семье респондента.
Численность семьи 30% опрошенных (16 человек) составляет 1-2 человека, у 15% опрошенных (3 человека) численность семьи составляет 5 и более человек. Наибольшее количество опрошенных имеют состав семьи, состоящий из 3-4 человек – 55% (11 человек). Данные графически показаны на диаграмме 3.
Диаграмма 3. Соотношение опрошенных с различной численностью семьи
Данный
вопрос позволяет определить разницу
в предпочтениях различных
Вопрос 4. Ваш среднемесячный доход:
а) менее 5000 руб. б) более 5000 до 10 000 руб.
в) более 10 000 до 30 000 руб. г) более 30 000 руб.
Цель вопроса: сегментировать рынок в зависимости от уровня дохода покупателей.
Опрошенные обладают следующим уровнем дохода:
1) 35% (7 человек) – от 5 000 до 10 000 руб.;
2) 65% (13 человек) – от 10 000 до 30 000 руб.;
Соотношение опрошенных с разным уровнем дохода приведено в диаграмме 3.
Диаграмма 3. Соотношение респондентов с разным уровнем дохода
Данный вопрос позволяет дать информацию о доходах респондента и его материальном положении. Исходя из полученных данных, можно определить, возможности и способности опрошенного на совершение той или иной покупки, а также важности цены при выборе товара.
Вопрос 5. Как Вы предпочитаете получать информацию шоколаде?
а) посещение магазинов;
б) по радио и телевидению;
в) из рекламных акций;
г)
другое________________________
Цель вопроса: определить источники получения данных о шоколаде.
По итогам опроса 30% (6 человек) опрошенных респондентов получают информацию из рекламных акций. Равный процент опрошенных ответили, что узнают о продукте путем посещения магазинов, а также по радио и телевидению – по 35% (по 7 человек). Никто из опрошенных не предложил свой вариант ответа.
На диаграмме 5 наглядно показаны источники получения информации.
Диаграмма 5. Соотношение респондентов по источнику получения информации.
Вопрос 6. Как часто Вы покупаете шоколад?
а) ежедневно; б) раз в неделю;
в) раз в месяц; г) другое____________
Цель вопроса: определить частоту потребления и потребности респондентов в употреблении шоколада.
В результате анкетирования были получены следующие данные:
1) ежедневно – 5% (1 человек);
2) раз в неделю – 60% (12 человек);
3) раз в месяц –20% (4 человека);
4) предложили свой вариант – 15% (3 человека).
Полученные
данные представлены на диаграмме 6.
Диаграмма 6. Частота потребления респондентами шоколада
Исходя, из полученных данных можно сказать, что большая половина опрошенных 60% (12 человек) употребляют шоколад 1 раз в неделю. А это не совсем хорошо для развития и получения прибыли компании, так как нет особого спроса на шоколад. Следовательно, компании-производителю шоколада «Бабаевский» необходимо разработать стратегии по улучшению продвижения своего товара и искать новые методы привлечения покупателей.
Вопрос 7. Продолжите фразу: «Я покупаю шоколад, потому что…»
_________________________
Цель вопроса: определить факторы, оказывающие влияние на респондентов при покупке шоколада.
В результате анкетирования были получены следующие данные:
70%
респондентов (14 человек) ответили,
что любят шоколад, 20% опрошенных
(4 человека) – захотелось сладкого,
и одинаковый процент
Диаграмма 7. Факторы, определяющие покупку шоколада
По данным опроса видно, что большая часть респондентов покупает шоколад, потому что им нравятся вкусовые характеристики товара. Исходя из этих данных компании-производителю шоколада «Бабаевский» следует обратить внимание на качество своего товара. Так же, возможно, создание рекламы, опирающейся на полезные свойства шоколада.
Вопрос 8. Какие характеристики для Вас важны при выборе шоколада?
| Крайне важно | Очень важно | Обращаю
внимание |
Не очень важно | Не важно | |
| Марка товара | |||||
| Вкусовые характеристики | |||||
| Внешний вид | |||||
| Цена товара |
Цель вопроса: выяснить наиболее важные свойства шоколада, на которые опирается покупатель при выборе товара.
Отразим данные опроса в таблице 3.
Таблица 3. Данные, полученные при опросе
| Крайне важно | Очень важно | Обращаю
внимание |
Не очень важно | Не важно | ||||||
| % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | % | чел | |
| Марка товара | 15 | 3 | 40 | 8 | 30 | 6 | 10 | 2 | 5 | 1 |
| Вкусовые характеристики | 50 | 10 | 45 | 9 | 5 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| Внешний вид | 0 | 0 | 20 | 4 | 60 | 12 | 15 | 3 | 0 | 0 |
| Цена товара | 0 | 0 | 40 | 8 | 40 | 8 | 15 | 3 | 5 | 1 |
Соотношение уровня опрошенных по важности свойств шоколада, отражены на диаграмме 8.
Диаграмма 8. Оценка важности качеств шоколада