Управление затратами на обеспечение качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 01:09, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ специфики управления затратами на обеспечение качества продукции.
Объектом исследования являются затраты на обеспечение качества продукции.
Предметом исследования – совокупность теоретических и методологических вопросов по управлению затратами на обеспечение качества продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КАЧЕСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ЗАТРАТЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭТО КАЧЕСТВО 6
Понятие качества продукции 6
Понятие затрат на качество продукции 11
ГЛАВА 2 ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ 21
Виды затрат на качество и управление ими
Учет и методы анализа затрат на качество продукции 24
ГЛАВА 3 ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 29
3.1 Управление качеством в строительной отрасли 29
3.2 Управление затратами на обеспечение качества в строительной отрасли 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Итог!!!!!!!!!!!!!.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

    Способ построения QLF зависит от типа используемых показателей качества. Существуют следующие пять видов показателей качества [18].

    1. «Лучше всего – номинал». Надо стремиться к номиналу с минимальной вариабельности. К числу таких параметров относятся, например геометрические размеры или выходное напряжение.

    2. «Чем меньше – тем лучше». Необходимо минимизировать выходные параметры, такие как, например, величина усадки или износа.

    3. «Чем больше – тем лучше». Необходимо максимизировать выходные параметры  такие как, например, сила тяги или предел прочности на растяжение.

    4. Дискретный показатель «атрибут», используемый для классификации или подсчета, например, количество появлений некоторых событий.

    5. Динамическая характеристика, величина которой зависит от выходных данных, например, число оборотов вентилятора, изменяемое в зависимости от температуры двигателя.

    Применение функции потерь нацелено на поощрение усилий по непрерывному сокращению разброса параметров качества продукции, а инженерная методология, предложенная Тагути, служит локомотивом для подобного подхода к повышению качества продукции.

    Функция потерь позволяет применять монетарный подход к оценке качества, который учитывает не только очевидные расходы типа затрат на утилизацию или переделку брака, но также возможный ущерб от ненадлежащего качества продукции в долговременной перспективе.

     ГЛАВА 2

ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ         

    2.1 Виды затрат на качество и управление ими 

    Важнейшей характеристикой деятельности предприятия, обусловленной его положением на рынке, является конкурентоспособность. В связи с этим большое значение имеет величина затрат на создание качественного продукта и ее сравнение с аналогичными затратами у конкурентов.

    Вопросы «стоимости качества» за рубежом  стали подниматься еще в начале XX в., но лишь к середине 50-х гг. управление затратами на качество сформировалось как самостоятельное научное направление. Исследования американских и европейских ученых были посвящены поиску путей оптимизации затрат на обеспечение качества в рамках деятельности отдельных фирм и предприятий. В конце 1960-х гг. на основе критического анализа американского подхода к решению экономических проблем качества японские специалисты предложили концепцию, в основу которой положено формирование состава затрат на качество по принципу полезности.

    К началу 1970-х гг. американская и японская концепции практически сформировались, и зарубежные исследования, посвященные вопросам определения, учета и анализа затрат на качество, были фактически прекращены [15].

    Первые  отечественные разработки, касающиеся управления затратами на качество, появились в конце 60-х гг. XX в. В 1970-х гг. исследования по этой проблеме стали проводиться ленинградской школой ученых-экономистов под руководством профессора Е.М. Карлика. Исследования касались, прежде всего, определения понятия и классификации затрат на качество, а в дальнейшем были направлены на разработку концепции и методов организации учета затрат. При этом использование разработок зарубежных экономистов было практически невозможным. Это объясняется тем, что разработки отечественных ученых базировались на абсолютно иной, чем за рубежом, системе ценообразования, планирования и учета затрат. Технология построения исследовательских работ в СССР была такова, что даже при разработке конкретных прикладных методик обязательно проводилось их научное обоснование, в результате чего отечественные разработки отличаются более глубоким теоретическим анализом вопроса. В СССР основной задачей было повышение народнохозяйственной эффективности в целом, и проблемы управления качеством на предприятиях рассматривались исключительно в этом контексте, тогда как зарубежные исследования были направлены на решение проблем отдельных предприятий и организаций [3].

    В связи с этим, как показало проведенное  исследование, в настоящее время  как в отечественной, так и  в зарубежной науке отсутствует  единый подход к содержанию, классификации затрат на качество, а также ко всему процессу управления ими. Работы в данной области носят разрозненный характер. 

    Дж. Джуран и А. Фейгенбаум предлагали делить затраты на качество на четыре группы, что позволило им сформулировать задачу такого распределения затрат между группами, которое минимизирует их общую величину. В отдельных частных случаях это дает полезные результаты, но ведет к логическим трудностям, поскольку в процессе решения экстремальной задачи получается некоторый «экономически оправданный» уровень брака или несоответствий, что представляется абсурдным в принципе. Кроме того, такой подход ставит перед пользователем ложные дилеммы об отнесении тех или иных видов затрат к той или иной из четырех групп. Но самое важное – это отрыв затрат на качество от общих затрат предприятия, ведущий к выделению управления качеством в самостоятельную функцию и утрате прямой связи этой деятельности с результатами бизнеса[4].

    Позднее Ф. Кросби предложил иной подход, состоящий  в разделении затрат на две категории. В его основе лежит стремление к нулевому уровню дефектов в процессе деятельности предприятия. Он различает затраты, связанные с производством «правильной продукции первого раза» (цена соответствия), и затраты, вызванные необходимостью исправления допущенных несоответствий  или  брака (цена  несоответствия).  Для  диагностики  уровня,  достигнутого предприятием в отношении понимания проблем качества, Ф. Кросби ввел так называемую решетку зрелости. Однако практическая реализация подхода Ф. Кросби в силу ряда причин не всегда вела к желаемым результатам [2].

    Оценив  недостатки описанных выше подходов, Э. Деминг пришел к мысли о том, что не стоит тратить время  и силы на измерение затрат на качество. Гораздо лучше сосредоточиться  на программе действий, направленных на улучшение всей работы предприятия и на минимизацию всех видов неэффективных затрат. Тогда «лишние» затраты исчезнут сами собой, а то, что действительно важно знать для эффективного управления бизнесом, все равно никогда не известно в полном объеме. Жизнь показала, что подход Э. Деминга оказался очень результативным. Его подход положен в основу версии стандартов ИСО 9000 [5].

    В современной практике затраты на качество подразделяются на две категории. Во-первых, это затраты, характеризующие попытки обеспечить и гарантировать должный уровень качества продукции, т.е. затраты, связанные с достижением соответствия качеству. Во-вторых, затраты, связанные с восстановлением качества, т.е. затраты на несоответствие качеству [17].

    Первая  категория в свою очередь делится на затраты, связанные с предупреждением дефектов, и затраты, связанные с оценкой и контролем продукции. Вторая категория предполагает деление на затраты по внешним и внутренним отказам.

    Важным  экономическим аспектом управления качеством продукции в организации выступает планирование и калькуляция затрат на качество. В современных условиях жесткой конкуренции любое решение в области качества должно быть подкреплено экономическим обоснованием. Концепция экономической оценки затрат на качество, принятая в международном стандарте ИСО серии 9000, может рассматриваться как инструмент, который позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в области управления качеством, оценить убытки от возникновения дефектов и несоответствий, осуществить полный анализ затрат на качество.

    Анализ  и оценка затрат на качество представляет собой неотъемлемую часть финансовой стратегии предприятия в области качества.

    Анализ  затрат на качество – деятельность по исследованию затрат на качество, осуществляемая для обоснования с научных позиций решения и действия организации в области качества и содействующая выбору наилучших вариантов действий.

    Оценивание  затрат на качество – деятельность, связанная с определением взаимосвязи и влияния затрат на качество на экономические показатели деятельности организации.

    Основные  цели проведения анализа и оценивания затрат на качество:

    1) обнаружение взаимосвязей затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия;

    2) определение и оценка размеров необходимых инвестиций в улучшение качества;

    3) обеспечение необходимого качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство и эксплуатацию;

    4) нахождение критических областей производственной деятельности, требующих принятия мер по совершенствованию организации производства.

    Организация учета, анализа и оценки затрат на качество требуется для управления в следующих областях:

    1) создание и производство новых товаров;

    2) инвестиции в улучшение качества;

    3) развитие производственного процесса;

    4) совершенствование технологии производства;

    5) обеспечение интересов поставщиков и потребителей.

    Современные условия требуют внедрения в  практику международных правил ведения учета, анализа хозяйственной деятельности и отчетности. Такая информация может быть внешней и внутренней.

    Внутренний  анализ или управленческий анализ субъективен, конфиденциален, и именно он несет нагрузку обеспечения принятия решений в области качества на предприятии. Все затраты, связанные с качеством, калькулируются внутри организации согласно ее собственным критериям. Как правило, к ним относятся затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в том числе при совершенствовании качества, а также связанные с потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество. Необходимо учитывать, что некоторые потери можно с трудом определить количественно, но они могут нанести значительный ущерб, например, потеря престижа фирмы.

    В таких условиях, эффективная система качества может оказывать чрезвычайно важное влияние на рентабельность организации, особенно за счет совершенствования хозяйственной деятельности, что приводит не только к снижению брака и затрат на изготовление продукции, но и к сокращению затрат, связанных с использованием и эксплуатацией продукции. 

    2.2 Учет и методы анализа затрат на качество продукции 

      

    Обеспечение  качества  продукции  связано  с  затратами.  Эти  затраты  образуются  на  всех  этапах  и  стадиях  жизненного  цикла  изделия  от планирования  разработки  продукции  до  ее  реализации  и  последующего реализационного  обслуживания.

    Укрупненно  все  затраты,  связанные  с  качеством  продукции  можно разделить на:

    1) научно-технические;

    2) управленческие;

    3) производственные.

    Научно-технические  и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т.е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат. В общем случае управленческие затраты, связаны с гарантией качества изделия,  включают  в  себя:

    1) транспортные (внешние  и  внутренние перевозки  сырья,  комплектующих  изделий  и  готовой  продукции);

    2) снабженческие (закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья  и  комплектующих  изделий);

    3) затраты  на  подразделения,  контролирующие  производство;

    4) затраты,  связанные  с  работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции (плановый и финансовый отделы и бухгалтерия);

    5) затраты на деятельность иных служб аппарата управления предприятием, которые в разной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции.

    Производственные  затраты  в  свою  очередь  можно  разделить  на:

    1) материальные;

    2) технические;

    3) трудовые.

    Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество  можно  определить  лишь  условно,  то  размер  материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать и размер технических производственных затрат – через амортизационные отчисления, и трудовых – через заработную плату (оплату нормо-часов).

Информация о работе Управление затратами на обеспечение качества продукции