Управление затратами на обеспечение качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 01:09, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ специфики управления затратами на обеспечение качества продукции.
Объектом исследования являются затраты на обеспечение качества продукции.
Предметом исследования – совокупность теоретических и методологических вопросов по управлению затратами на обеспечение качества продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 КАЧЕСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ЗАТРАТЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭТО КАЧЕСТВО 6
Понятие качества продукции 6
Понятие затрат на качество продукции 11
ГЛАВА 2 ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ 21
Виды затрат на качество и управление ими
Учет и методы анализа затрат на качество продукции 24
ГЛАВА 3 ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ 29
3.1 Управление качеством в строительной отрасли 29
3.2 Управление затратами на обеспечение качества в строительной отрасли 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Итог!!!!!!!!!!!!!.doc

— 284.50 Кб (Скачать документ)

    Стандарты ИСО серии 9000 – это набор требований по обеспечению управления качеством  продукции и услуг. Они описывают  базовые принципы построения работы предприятия, т.е. имеют отношение не к работе отдельных подразделений, отвечающих за контроль качества, а к предприятию в целом. Можно сказать что, стандарты ИСО серии 9000 представляют собой общие требования к такому построению системы учета и управления на предприятии, чтобы можно было гарантировать работу всего предприятия в соответствии с требованиями системы качества.

    Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами можно сказать, что стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рисунок 1.1) [16]. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1.1 – Пирамида качества 

    Характеризуя данный рисунок можно сказать, что наверху пирамиды находится TQM – всеобщий менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений и систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции. Это и контроль качества технологических процессов, и своевременное выявление брака. Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

    Экономическое  содержание  категории  качества обуславливается  оценкой  общественной  полезности  продукта, мерой которой является  общественно необходимое качество. Оно предопределяет  достижение  такого  уровня  потребительских свойств  продукции,  который  обеспечил  бы  удовлетворение  потребностей общества  при  наиболее  рациональном  использовании  имеющихся  в  его распоряжении материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

    До  настоящего времени среди специалистов нет единства в определении понятия “качество  продукции”.  Как  правило,  эти  определения  неполны, многообразны, неточны,  но  в  каждом  случае  они  отвечают  конкретным потребностям общества.

    Известно, что для производства той или иной продукции, выполнения работы, оказания услуг, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.

    Формирование  качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Например, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создается основа производственной документации и опытный образец. Затем идет стадия конструктивно-технологических работ, на которой непосредственно подготавливают внедрение изделия в производство.

    Качество  работы, как уже отмечалось, непосредственно  связано с обеспечением функционирования фирмы. Это – качество руководства и управления, сюда входят планирование, анализ и контроль. А от качества планирования (разработки стратегии, системы планов т. п.) зависит достижение поставленных целей и качество фирмы.

    Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Это обусловлено тем, что каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т. п.). Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях же массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.

    С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация  производства, появились автоматические устройства для управления сложным  оборудованием и другими системами. Возникло такое понятие как «надежность». Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. И в связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.

    Если  говорить о качестве у производителя и потребителя то можно сказать, что эти понятия взаимосвязанные. Производитель должен уделять особое внимание качеству в течение всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание.

    Как уже говорилось ранее, в литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понятиях качества лежит между его пониманием в условиях командно-административной и рыночной экономики. В командно-административной экономике качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.

    Существует  теория, что качество изделия может проявляться в процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.

    Идея  такого подхода к определению  качества продукции принадлежит голландскими ученым Дж. Ван Этингеру и Дж. Ситтигу. Ими разработана специальная область науки квалиметрия. Квалиметрия – это наука о способах измерения и квантификации показателей качества. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависти от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того, чтобы судить о качестве продукта недостаточно только данных о его свойствах. Необходимо учитывать и условия, в которых продукт будет использован. По мнению Дж. Ван Этингера и Дж. Ситтига, качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии группировать свойства в порядке их важности. Они считали, что качество – величина измеримая и, следовательно, несоответствие продукта предъявляемым к нему требованиям может быть выражено через какую-либо постоянную меру, которой обычно являются деньги.

    Вместе  с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя  и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества не может быть осуществлена сертификация продукции. 

    1. Понятие  затрат на качество продукции
 

    Глобализация  мировой экономики и жестокая конкуренция на внутренних и международных рынках вынуждают предприятия, стремящиеся выживать и развиваться, активно искать способы получения дополнительных конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность любого предприятия, независимо от его размеров,    организационно-правовой формы и сферы деятельности, зависит в первую очередь от качества продукции и услуг, а также соизмеримости цены с качеством, т.е. от того, в какой степени продукция или услуги предприятия отвечают требованиям потребителей. Организационным средством достижения целей в области увеличения показателей хозяйственной деятельности выступает система менеджмента качества.

    В связи с этим большое значение имеет величина затрат на создание качественного продукта и ее сравнение  с аналогичными затратами у конкурентов. В первую очередь, это возросший интерес к затратам на качество, как одной из основных составляющих конкурентоспособности. В этой связи производители ставят целью минимизацию затрат, связанных с созданием качественного продукта. Поэтому все большую важность приобретает управление затратами на качество. Развитие концепции Total Quality Management – TQM (Всеобщее управление качеством), внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 подчеркивают актуальность проблемы управления затратами на качество. Исследование вопросов классификации, планирования, анализа, оценки, оптимизации затрат на качество является экономически необходимым и важным, так как решение этих вопросов является одной из ключевых проблем современной науки об управлении качеством. Руководству отечественных предприятий необходимо четко понимать значимость управления затратами на качество, так как старые подходы и методы в управлении уже давно не отвечают требованиям времени. Соответственно, проблема затрат на качество должна стать одной из главных в деятельности предприятий по управлению качеством в сложившихся условиях рынка. 

    Благодаря опыту нескольких поколений специалистов, упорно пытавшихся совместить качество и деньги, разорвать порочный круг представлений о том, что обеспечение  высокого качества всегда требует больших денег. Теперь мы знаем, что можно непрерывно повышать качество при одновременном постоянном снижении затрат. Причем  при снижении не за счет уменьшения интересов заинтересованных сторон, а за счет непрерывного совершенствования всех аспектов деятельности организации. Это знание складывалось постепенно, по мере того, как появлялись различные точки зрения на то, что же понимать под затратами, связанными с качеством (или затратами на качество), и то, как они могут быть использованы.

    Прежде  всего определим что подразумевают  под собой затраты на обеспечение  качества. Затраты на обеспечение качества – совокупные издержки, обусловленные необходимостью достижения общественно необходимого качества продукции.

    Исторически первая классификация затрат на качество разделила их на четыре категории в зависимости от их совершаемых действий [18]:

    1) предотвращение брака;

    2) оценка уровня качества;

    3) исправление ошибок до отгрузки продукции потребителю;

    4) устранение последствий выявления брака в эксплуатации.

    При этом она обращает внимание, прежде всего на потери, которые несет организация вследствие несоответствующего уровня качества, что, безусловно, очень важно. Именно осознание величины  этих потерь дало толчок серьезным намерениям улучшить ситуацию. Однако признаки, используемые согласно данной классификации для обособления затрат на качество среди всех затрат компании в целом, и отнесении их в ту или иную категорию, – весьма неоднозначны.

          Декларированная в рамках данного подхода мысль о том, что качество должно повышаться при одновременном снижении себестоимости, незаметно сменилась другой –  «разумное качество по приемлемой цене».  Здравый смысл, подсказывающий, что надо рационально распределять и эффективно использовать ограниченные ресурсы (следовательно, достигать как можно большего эффекта в области качества с минимальными затратами на качество), привел к поиску еще одного компромисса, теперь уже между четырьмя направлениями действий. Результатом такой логики стало признание экологической оправданности определенного уровня брака.

       Другая точка зрения на затраты, связанные с качеством, принадлежит Филиппу Кросби, который предлагает делить их на затраты, обусловленные «правильными действиями с первого раза», т.е. затратами при условии отсутствия дефектов, и затратами на исправление ошибок. При этом подходе анализируются и разбиваются на две категории затраты всего жизненного цикла. Тем самым снимается неоднозначность отнесения затрат к той или иной категории, а высвечиваемые потери становятся масштабнее, поскольку многие из тех затрат, которые в этом случае рассматриваются как потери, ранее из поля зрения выпадали.

    Понятно, что в жизни все меняется. Рождаются  и умирают рынки, на которых в  силу глобализации конкуренция становится все более жестокой. Меняются цели бизнеса и его жизненные циклы. Появляются и расходуются ресурсы. Расширяются знания людей. Поэтому все время меняются представления о том, какие затраты есть затраты, связанные с качеством, и как его оценивать.

    На  сегодняшний день все более ясно проступают черты нового подхода. Этот подход получил название синтетического подхода, поскольку он включает в себя разумные идеи из обозначенных выше, взглядов на экономику качества. Суть этого подхода в том, что надо пытаться выстраивать систему сбора информации о деятельности компании, которая отразит все ее процессы и реальные потери, позволит найти объекты совершенствования, выявить слабые места и оценить возможные потери. Это в сою очередь поможет перейти от учета затрат к управлению затратами. Такой подход становится все более актуальным, поскольку на смену менеджменту качества приходит качество менеджмента. Происходит взаимное проникновение и взаимное обогащение всеобщего менеджмента на основе качества, управленческого учета и бережливого производства, и их различных «инструментов».

Информация о работе Управление затратами на обеспечение качества продукции