Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретической сущности маркетинга на предприятии и обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы качества конкретного предприятия. Для этого были использованы наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области управления качеством. Выбирая мордовских производителей, я остановилась на одном из перспективных заводов, который вышел уже на общероссийский уровень, - ОАО «Ламзурь».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА 5
1. 1. Элементы маркетинга и его основные принципы 5
1. 2. Основные функции маркетинга 7
2. НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 11
2.1. Понятие качества продукции и управления им 11
2.2. Оценка уровня качества 13
2.3. Сертификация. Стандартизация 19
2.4. Экономические проблемы качества 24
3. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
НА ОАО «ЛАМЗУРЬ» 26
3.1. Общая оценка качества продукции 26
3.2. Критический анализ действующей системы
управления качеством 28
4. МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ПРОДУКЦИИ В ОАО «ЛАМЗУРЬ» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

     Подводя черту в критическом анализе  действующей системы управления качеством, делаю вывод о достоинствах – отлаженный механизм контроля продукции, обязательность сертификации, эффективный  рычаг материальной ответственности работников, виновных в полученном браке; и недостатках – отсутствие четкой системы управления качеством с опорой на мировой опыт, незадействованность службы маркетинга  на всех этапах жизненного цикла продукта, отсутствие правильной калькуляции затрат на качество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В ОАО «ЛАМЗУРЬ»

 

     Несколько лет ОАО «Ламзурь» ассоциируется  с хорошим производителем. Однако не вся продукция соответствует  понятию «качественный продукт». Дело не в том, что завод – плохой конкурент, а в устаревшей системе контроля за качеством. К последней уже привыкли на ОАО «Ламзурь» и эта привычка мешает рационально взглянуть на разлад в старом механизме. На мысль о его устранении в декабре 1998 г. натолкнул руководство завода Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, когда провел в Мордовском центре стандартизации, метрологии и сертификации цикл занятий по книге Крейга «Руководство по получению сертификата по ИСО 9000». И здесь позиция комитета полностью совпадает с моей. Для того, чтобы завоевать рынок потребителей за рубежом и увеличить его объем внутри страны, необходим общепризнанный в мире стандарт. Самым целесообразным, по-моему, является ИСО 9000.

     Система качества создается на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области качества. Первичным является формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества.

     Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия. Система качества ИСО 9000 призвана обеспечить качество конкретной продукции, и поэтому на одном и том же предприятии, выпускающем различные виды продукции, система качества предприятия может включать подсистемы качества по определенным видам продукции. Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, который называется «петлей качества » и разделен на более мелкие этапы.

     Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству.

     Для определения планируемых мероприятий обеспечения качества целесообразно  формировать целевые научно-технические программы повышения качества продукции. Программа разрабатывается на конкретную продукцию и должна содержать задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требования к ресурсному обеспечению всех этапов петли качества, а также мероприятия на всех этапах петли качества, обеспечивающие реализацию этих требований.

     К  систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся  те работы, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной периодичностью. Особое место среди них занимают мероприятия, связанные с предупреждением различных отклонений. В соответствии с идеологией стандартов ИСО 9000 система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения.

     Управление  качеством представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся: управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий, а также вызвавших их причин.

     В методологии систем качества меры по выявлению и устранению отклонений и их причин известны как «замкнутый управленческий цикл», который включает контроль, учет, анализ (оценку), принятие и реализацию решения.   Решения могут приниматься по результатам текущей информации, получаемой при контроле, учете и анализе, а также по результатам обработки и анализа накапливаемой информации.

     При проектировании систем качества управление качеством необходимо предусматривать  как обязательный принцип по отношению  ко всем элементам системы качества на всех этапах петли качества.

     Улучшение качества – это постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

     Объектом  процесса улучшения качества может  стать любой элемент производства или системы качества. Данное направление деятельности связано с решением задачи получения результатов, лучших по отношению к первоначально установленным нормам.

     Идеология постоянного улучшения качества прямо связана и вытекает из тенденции  повышения конкурентноспособности такой продукции, которая обладает наиболее высоким уровнем качества при более низкой цене.

     Развитие  деятельности по улучшению качества требует специальной организации. Характерной организационной формой работ по улучшению качества являются группы качества (за рубежом - кружки качества). Кроме этой формы могут использоваться также организация рационализаторской деятельности, создание временных творческих коллективов, в которые в практике многих зарубежных фирм при решении определенных задач входят и руководители фирм, и т.д.

     Требования  к основным этапам жизненного цикла  продукции:

     Качество  в рамках маркетинга. Маркетинг должен играть ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Он призван: определять потребности в продукции (услуге) давать определение рыночного спроса, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства, обеспечивать предприятия подробным официальным отчетом о требованиях, предъявляемых к продукции. Такое описание содержит пожелания и требования потребителей в виде перечня технических условий, которые послужат основой для выполнения последующих работ по проектированию. Маркетинг должен устанавливать постоянную систему обратной связи и контроля получаемой информации.

     Качество  при проектировании и разработке технических  условий. Система качества призвана обеспечить создание проекта, отвечающего требованиям потребителя и лучшим мировым образцам. Краткое описание продукции, полученное в результате маркетинга, используется как исходные требования к проекту.

     Качество  при материально - техническом снабжении. Для обеспечения качества поставок система качества как минимум должна включать: четкое установление требований к покупным материалам, полуфабрикатам, комплектующим деталям и узлам; входной контроль; процедуры решения сложных вопросов по качеству покупной продукции и т.д.

     Качество  в процессе подготовки производства и производства продукции. Подготовка производства должна осуществляться таким образом, чтобы технологический процесс и состояние всех элементов производства обеспечили изготовление продукции в соответствии с требованиями технической документации.

     Качество  на послепроизводственных  этапах.  Цель системы качеств на послепроизводственных этапах состоит в обеспечении качества продукции при погрузочно-разгрузочных работах, хранении, транспортировании, монтаже.

     Учет  и анализ затрат на качество. В условиях формирования рыночных отношений, перехода предприятий на хозрасчет и выхода их на международный рынок качество продукции и затраты, связанные с ними, становятся важным фактором экономического положения предприятия и, в частности, такого показателя как прибыль.

     Интенсивная эффективность системы качества может проявляться в снижении себестоимости продукции за счет минимизации суммарных затрат по всем группам затрат.

     Для практического решения этой задачи целесообразно первоначально определять все потери, связанные с дефектами продукции, затем определять мероприятия по предотвращению дефектов и усилению (или ослаблению) контроля. 

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных  видов деятельности, в том числе маркетинговые исследования, разработку товара, организацию его распространения, установление цен, рекламу и личную продажу. Многие путают маркетинг с коммерческими усилиями по сбыту, тогда как и на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд для решения целей, стоящих перед организацией.

     Мир требует нового качества жизни. Один из его составляющих компонентов – качество продукции. Для модернизации последнего и постоянного обновления «в ногу» с потребностями рынка необходимо эффективное управление этим качеством.

     Управление  качеством на предприятии – это  руководящая деятельность по обеспечению  проектирования, изготовления и реализации товаров, обладающих достаточно высокой  степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.

     Оценить уровень качества этой продукции  можно по качественным и количественным признакам. Если они соответствуют  стандартам, то продукцию следует  сертифицировать. Конечная цель проведения сертификации – это не только повышение качества продукции и услуг, но и гарантии безопасности живущим сегодня и сохранение здоровой среды обитания для тех, кто будет жить завтра.

     Низкое (неконкурентноспособное) качество продукции – не абстрактная категория, а вполне конкретная причина нежизнеспособности предприятия. Поэтому проблема качества осознается уже как стратегическая проблема. Способность предприятия достигать своих целей, обеспечивая конкурентноспособность выпускаемой продукции, определяется действующей на нем системой организации и управления – системой управления качеством.

     Эффективным методом повышения управления качеством  на ОАО «Ламзурь» будут стандарты  ИСО серии 9000. Их главная цель  - обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств в способности предприятий сделать это.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Амиров Ю.Д., Печенкин А.Н. Оценка качества продукции и рыночная экономика // Стандарты и качество. 1992. - №10. с. 53-55.
  2. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004.-216 с.
  3. Богатин Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. М.: Изд. Стандартов. 1991.  - 150с.
  4. Богатырев А.А., Филиппов Ю.Д. Стандартизация статистических методов управления качеством. М.: Изд. Стандартов. 1989. - 121с.
  5. Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: ИНФРА. –М. - 2005. - 207 с.
  6. Версан В.Г., Чайка И.И. Системы управления качеством продукции. М.: Изд.стандартов. 1988. 150с.
  7. Глазунов А.В. Документы системы QS-9000/1 // Стандарты и качество. 1997. №6. с. 56-60.
  8. Гиссин В.И. Управление качеством продукции. Р.-на-Дону: Изд. «Феникс». 2000.  - 255с.
  9. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: Изд. Стандартов.1988. 80с.
  10. Исикава К. Японские методы управления качеством. М.: экономика. 1988. 168с.
  11. ИСО 9000 – 1: 1994. Общее руководство качеством и стандарты по обеспечения качества. Ч.1. руководящее указание по выбору и применению.
  12. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством. М.: Изд. Стандартов. 1992. 140с.
  13. Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции. М.: Изд. Стандартов. 1990. - 200с.
  14. Мюллер К. Некоторые аспекты внедрения системы качества в промышленности // Стандарты и качество. 1998. №3 С. 58-64.
  15. Николаева Э.К. Семь инструментов качества в японской экономике. М.: Изд. Стандартов. 1990. - 39с.
  16. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: Экономика. 1998. 640.
  17. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник для студентов – М.: 2007.
  18. Сакато Сиро. Практическое руководство по управлению качеством. М.: Машиностроение. 1980. 214с.
  19. Свиткин М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества. // Стандарты и качество. 1997. №9 С. 43-47.
  20. Система сертификации ГОСТ P. Основные положения и порядок сертификации услуг. М.: Госстандарт России. 1995.
  21. Системы качества. Сборник нормативно-технических документов. М.,1989.
  22. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции:  сокр. пер. с англ. М.:Экономика. 1986. 471с.
  23. Чайка И.И. Конкурентная борьба предприятий – это соревнование систем управления качеством. // Стандарты и качество.1996. №12 с.55-59.
  24. Швец В.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента. // Стандарты и качество. 1997. №6 с 48-50.
  25. Шишкин И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством. М.: Изд. Стандартов.1990.  325с.

Информация о работе Управление качеством