Управление качеством товара на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание

В соответствии с темой данной курсовой работы «Управление качеством товара на предприятии.» ее целью является изучение особенностей управления качеством на предприятии.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятие и роль качества в белорусской экономике;
определить основные направления совершенствования управления качеством продукции на предприятии;
проанализировать качество выпускаемой продукции и конкурентоспособность ОАО «Галантэя».

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
1 Теоретический аспект управления качеством продукции……………….. 1.1 Суть и значение качества продукции…………………………………... 6
1.2 Главные аспекты и показатели качества продукции………………… 8
2 Анализ реализации управления качеством ОАО «Галантэя»………... 12
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Галантэя»…………………………………………………………………… 12
2.2 Реализация упрвления качеством продукции…………..……………. 20
2.3 Анализ качества продукции и ее конкурентоспособности…............
2.4 Предложения по совершенствованию системы управления качеством продукции ОАО «Галантэя»………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………..
36
Список использованных источников……………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 118.80 Кб (Скачать документ)

     Маркетинговые решения, как правило, принимаются  согласно разделению функций в отделе (специалист по рекламе принимает  решения в области рекламной  стратегии, маркетологи по экспорту соответственно принимают решения  в своей области и т.д.), однако все принимаемые решения обязательно  согласуются с начальником отдела. Если требуется принятие серьезного маркетингового решения, которое будет  касаться маркетинговой стратегии  предприятия, в этом принимают участие  все сотрудники отдела. Например, принятие маркетингового решения по упаковке товара «вечерняя женская сумка». Более подробно остановимся на принятии этого решения. Первым этапом стала  генерация идей. На этом этапе использовался  метод мозговой атаки. Руководил  группой специалистов начальник  отдела. Сотрудники отдела предлагали свои варианты упаковки для товара «вечерняя женская сумка»: сначала  материал упаковки, затем форму, цветовое решение, стиль и т.д. Затем группа экспертов попыталась из предложенных вариантов создать оптимальный, обладающий наилучшими свойствами. Такой  оказалась упаковка из картона с  декоративной ручкой. После получения  словесного образа новой упаковки необходимо было воплотить идеи в жизнь. Для  этого маркетологи связались  с несколькими компаниями, занимающимися  производством упаковки и предложили изготовить на заказ пробный вариант  упаковки. С учетом стоимости и  внешнего вида упаковки был выбран голосованием образец фирмы «Белпак». Далее начальником отдела было принято решение о подписании договора с данной фирмой о производстве/покупке партии упаковок количеством 200 шт.

     Организационная структура маркетингового отдела построена  по принципу линейной функциональности. Такой тип организационной структуры  отдела оправдан для данного предприятия, так как он достаточно крупное, да и сам отдел довольно большой  – 15 сотрудников, и при данном типе проще осуществлять функции планирования, мотивации и контроля. Разделение функций маркетологов происходит по территориальному признаку: РБ и экспорт.

     Функции, выполнение которых входит в обязанности работников отдела, оговорены в должностных инструкциях соответственно занимаемым должностям.

     По  существующему на предприятии «Положению об отделе маркетинга» на данный отдел  возложено выполнение ряда функций  и задач. Перечислим основные:

  • координация работы производственных и коммерческих служб с целью удовлетворения запросов потребителей и получения прибыли;
  • выработка стратегии и тактики предприятия на потребительском рынке с помощью маркетинговых программ.
  • обеспечение своевременного заключения договоров, квартальных графиков поставки продукции;
  • организация сбыта продукции в соответствии с заключенными договорами;
  • участие в разработке ценовой политики предприятия;

    организация работы по рекламе выпускаемой продукции, изучению рынка сбыта;

    • контроль за выполнением экспортных заказов, расширение внешнеэкономических связей;
    • обеспечивает первоочередную поставку в фирменный магазин предприятия нового ассортимента выпускаемой продукции для изучения покупательского спроса.

     Основной  функцией отдела маркетинга все-таки остается сбытовая функция. Причем существует разделение функции сбыта: одни работники отдела работают с покупателями РБ, другие с российскими покупателями и  посредниками в странах СНГ.

     С целью увеличения продаж и выполнения заказов покупателей, согласно полученным заявкам отделом маркетинга предполагается:

     а) строгое соответствие плана производства предложениям отдела маркетинга; выполнение данного мероприятия является достаточно проблематичным, поскольку план сбыта  на предприятии не составляется, однако планирование может осуществляться при составлении производственной программы и, наконец, главная причина  невозможности использования на практике данного предложения это  то, что при планировании сбыта  за отправную точку берут максимум возможного производства;

     б) определение объемов выпускаемой  продукции помодельно, согласно заказам  покупателей;

     в) совершенствование сети доставки продукции  покупателям российского региона  и стран Прибалтики (доставка транспортом  фирмы по РБ, России – только до Москвы, а также по странам Прибалтики;

     г) оперативное реагирование на изменение  покупательского спроса (предполагаемая сезонная скидка 5-15%, прием возвратов  осуществляется при обнаружении  брака в продукции в течение 30 дней после заключения контракта, а также при заключении договора с новыми партнерами из России предусмотрено  условие возврата нереализованной  продукции также в течение 30 дней);

     Контроль  реализации маркетинговой программы  и четкое выполнение всех ее направлений  позволяет предприятию успешно  продвигаться на рынках РБ, РФ и СНГ. 

     Как подфункция функции сбыта на ОАО  «Галантэя» осуществляется реализация некоторых мероприятий ФОССТИС, а именно: реклама выпускаемой  продукции. С каждым годом расширяется  план рекламных мероприятий, и увеличиваются  расходы на маркетинговые исследования, где значительную долю составляет именно рекламная деятельность (45,1%).

     В рамках функции контроля отдел осуществляет контроль за оплатой отгруженной  продукции. [2,c. 44-49]

     На  основании проведенного анализа  маркетинговой деятельности на ОАО  «Галантэя» можно сделать вывод: среди функций, возложенных на отдел  маркетинга преобладает функция  сбыта (заключение договоров, организация  сбыта готовой продукции, организация  приемки, хранения и упаковки готовых  изделий, руководство комплектовочным  участком, поставка в фирменную торговлю новой продукции). Кроме организации  сбыта продукции, в обязанности  отдела входит - проведение изучения спроса, а также осуществление рекламной  деятельности. ОАО «Галантэя» по-прежнему является лидером по производству кожгалантерейных изделий, стремится к улучшению  своих позиций как в РБ, так  и в СНГ, благодаря умелому  и эффективному проведению политики маркетинга.

     В целях повышения качества выпускаемых  товаров предлагается ввести в обязанности  отдела маркетинга также функции  контроля за качеством поступаемого сырья, отслеживания динамики обращений  покупателей во время и после  гарантийного срока обслуживания с  различными видами выхода из строя  механизмов и частей товара, а также  проведение постоянного качества выпускаемого товара в целях его улучшения.

 

2.2 Реализация управления  качеством продукции.

 

         Управление качеством продукции - это установление, обеспечение и под-     держание необходимого уровня качества продукции при ее разработка,произ- водстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематичес-  кого контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, вли-яющие на качество продукции. Теория и практика управления качеством проду- кции начали активно развиваться у нас в стране и за рубежом после второй мировой войны. Объективной основой тому послужили возрастающие требоования к качеству продукции. Если до второй мировой войны основным фактором обеспечения конкурентоспособности продукции выступала ее дешевизна, то после войны на первый план начинает выдвигаться качество продукции.[8., c.16]. Одновременно бурное развитие научно-технического прогресса приводит к появлению все более сложных изделий, функциональные свойства и надежность которых зависят от качества множества входящих в эти изделия компонентов. С углублением специализации и развитием кооперации в создание конечного продукта вовлекаются сотни и тысячи специалистов различных предприятий и организаций. Достижение необходимого уровня качества изделия при этом требует скоординированного и сбалансированного взаимодействия всех участников создания этого изделия. Все эти явления привели к возникновению концепции перехода от отдельных разрозненных мероприятий по обеспечению качества продукции к системному подходу, к необходимости управлять качеством продукции.       Отправным моментом в поисках наиболее удовлетворительных методов повышения качества явилось несовершенство традиционных служб (отделов) технического контроля (ОТК). Как известно, ОТК возникли с зарождением массового производства в промышленности. Эти отделы выполняли как бы роль «фильтра», пропуская продукцию, соответствующую заданным характеристикам и техническим условиям. В противном случае изделие браковалось и отправлялось на доработку или в отходы. [9, с.168].

      Повышение сложности выпускаемых изделий, увеличение их ассортимента и количества сопровождалось соответствующим совершенствованием деятельности ОТК: появились новые способы и методики контроля, основанные на новейших достижениях науки и техники. Расширялась и сфераконтроля: кроме выходного контроля готовых изделий появились входной контроль поступающих материалов и полуфабрикатов, контроль технологических процессов и т.д. однако по существу контроль является пассивным способом обеспечения качества продукции, способным выявить лишь факт наличия брака, но устранение причин брака выходит за рамки функциональных обязанностей ОТК. Необходим был какой-то другой механизм, с помощью которого можно было бы воздействовать на причины брака и, следовательно, на качество продукции.Постепенно процесс управления качеством приобрел системный характер. Рассматривая развитие системного подхода к управлению качеством следует выделить основные его принципы.

    Системное управление качеством позволяет установить прямую связь между технологией обеспечения качества и требованиями, предъявляемыми к качеству продукции. С одной стороны, оно обеспечивает «опережающую» основу для определения общих требований к качеству производимой продукции, соблюдение которых позволит экономично и в полной мере удовлетворить требования потребителя к продукции высокого качества, а с другой - обеспечивает основу для определения технологии обеспечения качества, отвечающей предъявляемым требованиям. Технология обеспечения качества включает техническое, технологическое и информационное обеспечение качества. Она также включает методы планирования и контроля, связанные с техническим и технологическим обеспечением при исследованиях в области качества, пересмотре конструкции, проведении анализа технологического процесса, обучения работников и так далее.

      Системное управление качеством устанавливает связь между технологией обеспечения качества и требованиями, предъявляемыми к качеству с помощью четко сформулированных процедур и органов управления. Кроме того, системное управление, учитывающее постоянные изменения требований и технологии качества, обеспечивает основу для уравновешивания требований и технологии посредством практического урегулирования процесса и совершенствования самой системы.

Системное управление качеством позволяет  учесть весь комплекс взаимоувязанной  деятельности по схеме «человек-машина-информация». Оно учитывает и взаимоувязывает  влияние на качество широкого круга  факторов: людских, материальных, технологических, производственных, информационных и  финансовых. Такое многоплановое  управление диаметрально противоположно управлению, учитывающему влияние какого-либо одного фактора при решении проблем  качества, когда, например, внимание обращается только на подготовку необходимой документации или проектирование изделия.Системное  управление качеством устанавливает  действие «обратной связи», на базе которой оценивается эффективность  функционирования системы качества.Системное  управление позволяет однозначно определить группу общих показателей эффективности  и экономичности, которые могут  быть использованы при анализе работы.

     Системное управление объективно предопределяет структуру необходимой системы качества.Системное управление обеспечивает постоянный контроль системы качества.

       Таким образом, характерной особенностью системного процесса управления является строгое упорядочение различных видов деятельности.

       Рассмотрим функционирование системы управления качеством на примере ОАО «Галантэя».На рассматриваемом предприятии уделяется большое внимание качеству выпускаемой продукции. Поддержанию качества на должном уровне служит система обеспечения качества (СОК), охватывающая все виды деятельности предприятия.

       Обеспечение качества - это запланированные систематические процедуры, реализуемые в системе качества с целью обеспечения адекватной уверенности, что объект будет выполнять требования к качеству.

        Система обеспечения качестваОАО «Галантэя» базируется на следующих принципах:

- выпуск  конкурентоспособной продукции  при постоянном снижении затрат  материальных, энергетических и  трудовых ресурсов;

- учет  и полную компенсацию потребителю  всех издержек, связанных с возникновением  случайных дефектов изделия;

- постоянную  связь с поставщиками материалов  и комплектующих изделий с  целью повышения качества продукции  поставщиков;

- постоянную  связь с потребителями с целью  выявления дефектности и предложений  по повышению потребительских  свойств;

- реализацию  принципа персональной ответственности  за качество труда и признание  заслуг исполнителя;

- целенаправленное, постоянное повышение квалификации  специалистов и рабочих;

Проанализируем  перечисленные выше принципы. Они  однозначно определяют цель системы  управления - выпуск конкурентоспособной  продукции высокого качества, определяют ответственность предприятия в  целом перед потребителем за качество выпущенной продукции и ответственность  каждого работника предприятия  за результаты своего труда в отдельности.Кроме  того, данные принципы определяют наличие  двух механизмов обратной связи: между  поставщиками материалов и предприятием и между предприятием и потребителями  его продукции. Наличие данных механизмов чрезвычайно важно для оценки эффективности функционирования СОК. Руководство предприятия обязано  обеспечить понимание политики в  области качества каждым работником предприятия. На это направлено ознакомление каждого, вновь поступающего на работу, с политикой предприятия в  области качества.

Информация о работе Управление качеством товара на предприятии