Шпаргалка по "Маркетингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 06:46, шпаргалка

Описание

Сущность маркетинга. Основные категории маркетинга. Содержание и цели маркетинговой деятельности
Филип Котлер дает следующее определение маркетингу: "Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена".

Работа состоит из  1 файл

Лекции по маркетингу.doc

— 220.50 Кб (Скачать документ)
  1. Потребители - это силы, которые стоят в цепи продвижения товара до конечного потребителя. Это - отдельные лица и  организации, приобретающие товар для личного потребления или перепродажи, государственные и общественные организации, покупатели, находящиеся за пределами страны. Основная задача при анализе потребителей - выявить целевую группу и удовлетворить её потребности лучше, чем конкурент.
  2. Конкуренты.
  3. Поставщики - это отдельные организации и отдельные лица, которые осуществляют материально техническое обеспечение производственной и научно-технической деятельности фирмы. К ограничениям, которые возникают с их стороны можно отнести цены на ресурсы, их качество и договорные условия.

Чем сильнее власть поставщиков, тем скорее они попытаются повысить закупочные цены на товары или понизить свои затраты за счет снижения качества. Поставщики сильны в том случае, если существуют следующие предпосылки: концентрация в отрасли поставщиков выше, чем в отрасли потребителей производимые поставщиками продукты очень важны для потребителей, отрасль заказчика не слишком важна для поставщика, поставщики имеют возможность прогрессивной интеграции.

 

  1. Контактные аудитории могут оказывать существенное влияние на ситуацию в отрасли, изменяя имидж отрасли, её привлекательность для развития и капитальных вложений через СМИ, систему налогов, таможенных льгот, путем введения запретов и ограничений на продукцию, через организацию инвестиций в виде кредитов или покупки акций и облигаций и т.п.

 

Макросреда  предприятия.

 Главное при анализе - выявить наиболее важную для данной отрасли тенденцию.

Анализ правовой среды предполагает изучение законов, определяющих деятельность в данном секторе экономики и их влияние на результат и привлекательность отрасли.

При изучении государственно - политической среды выясняют приоритетные направления развития экономики страны и региона, интересы государства и политических лидеров.

Чтобы успешно работать в длительной перспективе любое  предприятие должно владеть информацией о научных достижениях и технологиях, применяемых в отрасли, приспосабливаться к технологическим изменениям и использовать эти изменения для получения преимуществ перед конкурентами.

 При анализе экономической среды выясняют темпы инфляции, уровень занятости населения, состояние экономики, систему налогообложения и степень их влияния на отрасль. 

Анализ социальной среды предполагает изучение структуры населения (возраст, профессиональные группы, уровень доходов и т.д.), структуры потребностей, стиля жизни, привычек и традиций, возможных тенденций в их развитии.

Изучение экологической среды позволяет учесть климатические и географические особенности страны и региона, влияние правовых актов  и населения на вопросы защиты окружающей среды.

 

 

Тема 5. Потребители  и рынок

 

 

  1. Потребительский рынок и модель поведения покупателей. Характеристики поведения покупателя.
  2. Процесс принятия решения о покупке. Процесс принятия решения о покупке товара-новинке.

 

  1. Потребительский рынок и модель поведения покупателей. Характеристики поведения покупателя

 

Потребительский рынок ¾ отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.

Потребитель и его покупательское поведение — объект самого пристального внимания   всех   организаций-товаропроизводителей, работающих на рынке на основе принципов и методов современного маркетинга.

Потребительский спрос определяет успех или поражение организации на рынке. Исследование потребителей, выявление основных мотивов приобретения ими товаров (услуг) и анализ потребительского поведения вооружают руководителей и специалистов организации мощным инструментом знаний, без которых невозможна успешная деятельность на современном рынке.

Правильное понимание  потребителей предоставляет организации  следующие возможности:

  • прогнозирование потребностей;
  • выявление товаров (услуг), пользующихся наибольшим спросом;
  • улучшение взаимоотношений с потенциальными потребителями;
  • приобретение доверия потребителей за счет понимания их запросов;
  • понимание мотивации потребителя при принятии им решения о покупке;
  • определение источников информации, используемых при принятии решения о покупке товара (услуги);
  • установление, кто и каким образом оказывает влияние на выработку и принятие решения о приобретении товара (услуги);
  • выработка соответствующей стратегии и конкретных элементов наиболее эффективного комплекса маркетинга;
  • создание системы обратной связи и эффективной работы со своими потребителями.

 

Все многообразие факторов, влияющих на потребителей товаров (услуг), можно первоначально разбить  на 2 большие группы:

  • внешние побудительные факторы;
  • личностные факторы.

 

Главный вопрос, который  встает перед фирмой: как реагирует потребитель на побудительные факторы маркетинга?

Если фирма ответит  на данный вопрос и разберется, как  реагируют потребители на различные  внешние побудительные факторы (характеристики товара, цены, рекламные акции и  т.п.), то она будет иметь конкурентное преимущество перед другими фирмами. Фирме очень важно изучать ответную реакцию потребителей на побудительные факторы. Модель покупательского поведения, представленная на рис. На ней можно увидеть, что внешние побудительные факторы маркетинга и прочие раздражители проникают в «черный ящик» сознания покупателя и вызывают определенные отклики.

 


Главная задача фирмы ¾ понять, что происходит в «черном ящике» сознания потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Сам «черный ящик» состоит из двух частей. Первая ¾ характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть ¾ процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат.

Характеристики  покупателя

Существует четыре группы факторов, влияющие на покупателя:

 

Факторы культурного  порядка

(культура, субкультура,  социальное положение)

 

Социальные факторы

(референтные группы, семья, роль и статус)

 

 

ПОКУПАТЕЛЬ

 

Личностные факторы

(возраст и этап  жизненного цикла семьи, род  занятий, экономическое положение,  образ жизни, тип личности)

 

Психологические факторы

(мотивация, восприятие, усвоение, убеждение, отношение)


 

 

  1. Факторы культурного порядка.

Культура - это базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерных для его семьи и основных институтов общества. Человек с рождения видит и усваивает базовый набор ценностей.

Субкультура - более конкретное отождествление и общение с себе подобными (группы по национальности, расовые, по географическим районам). Любая культура включает в себя более мелкие составляющие.

Социальное положение определяется принадлежностью к какому-либо общественному классу.

Общественный класс - сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.

Общественным классам  присуще следующие характеристики:

  • лица, принадлежащие к одному и тому же классу, склонны вести себя почти одинаково;
  • в зависимости от принадлежности к тому или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в обществе;
  • общественный класс определяется не на основе какой-то одной переменной, а на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной ориентации и тому подобных характеристик принадлежащих к нему лиц;
  • индивиды могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из нижних классов.

 

  1. Социальные факторы.

Референтные группы - это группы, оказывающие прямое или косвенное влияние на отношение или поведение человека. Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называют членскими коллективами. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует. Некоторые из этих коллективов являются первичными, и взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе. Первичные коллективы обычно бывают неформальными. Кроме того, человек принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода общественные организации типа религиозных объединений, профессиональные ассоциации и профсоюзы.

Влияние на индивида оказывают также группы, к которым он не принадлежит. Желательный коллектив ¾ это группа, к которой человек хочет или стремится принадлежать.

Семья оказывает сильное влияние на поведение индивида. Существует семья:

  1. Наставляющая – она состоит из родителей индивида.
  2. Порожденная – она состоит из супруги/супруга индивида и его детей.

Роли и статус. Роль – это набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица и каждой роли присущ определенный статус. Статус – это отражение положительной или негативной оценки роли индивида со стороны в общества (положение в обществе).

 

  1. Личностные факторы.

Возраст и этап жизненного цикла семьи. С возрастом происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг. В первые годы человеку нужны продукты для детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте ¾ специальными диетическими. С годами у человека меняются вкусы и отношения.

Жизненный цикл человека включает следующие этапы: 
1. Этап холостой жизни (молодые одиночки, живущие отдельно от родителей). 
2. Юные молодожены без детей. 
3. "Полное гнездо" первая стадия (младшему ребенку меньше шести лет). 
4. "Полное гнездо" вторая стадия (младшему ребенку шесть лет и более). 
5. "Полное гнездо" третья стадия (пожилые супруги с детьми, находящимися на их попечении). 
6. "Пустое гнездо" первая стадия (пожилые супруги, дети которых уже живут отдельно, глава семьи работает). 
7. "Пустое гнездо" вторая стадия (пожилые супруги, дети которых живут отдельно, глава семьи на пенсии). 
8. Вдовствующее лицо работает. 
9. Вдовствующее лицо на пенсии.

 

Род занятий. Определенное влияние на характер приобретаемых человеком товаров и услуг оказывает род его занятий. Фирма стремится выделить такие группы по роду занятий, члены которых проявляют повышенный интерес к его товарам и услугам. Компания может специализироваться на производстве товаров, нужных какой-то конкретной профессиональной группе.

Экономическое положение.

Экономическое положение  человека оказывает большое влияние на выбор товаров и услуг. Покупка определяется размерами расходной части доходов, размерами сбережений и активов, кредитоспособностью и взглядами на расходование средств в противовес их накоплению. Фирма должна постоянно отслеживать тенденции в экономическом положении у потребителя.

Образ жизни - устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах и убеждениях.

Тип личности и представление  о самом себе. Каждый человек имеет сугубо специфический тип личности, оказывающий влияние на его покупательское поведение.

Тип личности - совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду.

 

  1. Психологические факторы.

 

Восприятие можно определить как «процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой картины окружающего мира». Восприятие зависит не только от характера физических раздражителей, но и от отношения этих раздражителей к окружающей среде и индивиду.

Усвоение - это определенные перемены, происходящие в поведении   индивида   под влиянием   накопленного   им опыта.

Человеческое поведение  является в основном благоприобретенным, т.е. усвоенным. Теоретики считают усвоение результатом взаимодействия побуждений, сильных и слабых раздражителей, ответных реакций и подкрепления. Человек усваивает знания в процессе деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Маркетингу"