Этапы развития маркетинга в России и зарубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:59, доклад

Описание

Первый период можно обозначить временным интервалом 1880-1917 год. В это время шло быстрое развитие промышленного потенциала России на основах предпринимательства. В практике Российского предпринимательства этого периода использовалось много элементов маркетинга. В частности Российские предприниматели широко использовали печатную и настенную рекламу, некоторые элементы Паблик Рилейшинз. Например, в России проводилось много промышленных выставок и ярмарок (функционировала знаменитая Нижегородская ярмарка, которая определяла европейские цены на ряд товаров, например, на зерно). Русские предприниматели участвовали в международных выставках, в частности, Парижских выставках, занимая призовые места.

Работа состоит из  1 файл

Этапы развития маркетинга в России и за рубежом.docx

— 26.72 Кб (Скачать документ)

Этапы развития маркетинга в России и за рубежом

Россия .Можно выделить несколько периодов в развитии Российского маркетинга.

Первый период можно обозначить временным интервалом 1880-1917 год. В это время шло быстрое  развитие промышленного потенциала России на основах предпринимательства. В практике Российского предпринимательства  этого периода использовалось много  элементов маркетинга. В частности  Российские предприниматели широко использовали печатную и настенную  рекламу, некоторые элементы Паблик Рилейшинз. Например, в России проводилось много промышленных выставок и ярмарок (функционировала знаменитая Нижегородская ярмарка, которая определяла европейские цены на ряд товаров, например, на зерно). Русские предприниматели участвовали в международных выставках, в частности, Парижских выставках, занимая призовые места. В России широко практиковалось меценатство предпринимателей по отношению к социальной сфере (больницах, детских домах и т. п.), учреждениям культуры. Российские предприниматели проводили гибкую ценовую политику, использовали различные элементы стимулирования сбыта. В России была развита индустрия производства средств упаковки.

Развитие  теории и практики маркетинга в России было почти полностью прервано в 1917 году. В течение пяти лет в  стране существовал дефицит практически  всех товаров, была разрушена значительная часть промышленных мощностей. Это  было связано с первой мировой  войной, двумя революциями 1917 года, гражданской войной. Эти годы в  стране существовала жесткая распределительная  система "военного коммунизма".

Третий период в развитии Российского маркетинга длился с 1922 года по 1928 год. Он был связан с НЭПом (новой экономической  политикой), введенным В. И. Лениным. В России снова начало развиваться  предпринимательство, которое нуждалось  в использовании маркетинга. В  практической экономической деятельности были быстро восстановлены элементы маркетинга. В практической экономической  деятельности были быстро восстановлены  элементы маркетинга, которые имели  место до революции 1917 года. Появилось  несколько научных организаций, занимающихся проблемами маркетинга, в частности Конъюнктурный институт в Москве.[2 стр. 58]

С 1929 года в  развитии маркетинга в Советской  России опять наступает длительный перерыв. В стране вводится жесткая  командно-распределительная система, появляется сопровождающий ее всеобщий дефицит товаров. Маркетингу в этих условиях места нет.

Новый этап в развитии Российского маркетинга начался в конце 60-х -начале 70-х годов и связан с так называемой "разрядкой международной напряженности". В этот период советская экономика нуждалась в активном развитии международных экономических связей для продаж своей продукции (прежде всего сырья и энергопотребителей) и закупки товаров народного потребления и продовольствия. Незнание внешнеторговыми работниками Советской России основ маркетинга приводило к досадным провалам во внешней торговле. Это побудило высшее руководство страны начать готовить кадры отечественных специалистов, владеющих маркетингом, проводить собственные научные исследования в этой области.

С началом  реформ М.С. Горбачева в 1985-1986 годах  начинается и новый этап в развитии Российского маркетинга.

Прежде всего, активизировалась деятельность в области  международного маркетинга. Возникли посреднические фирмы и коммерческие общества с участием акционерного капитала советских организаций, оказывающих маркетинговые услуги при экспорте различной, стандартной продукции машиностроения (автомобили, электродвигатели, тракторы и т.п.

С началом  перехода к рынку, сокращением и  ликвидацией ряда государственных  источников финансирования науки финансовое положение множества научных  организаций стало просто критическим, что вызвало отказ от уже ранее  сделанных заявок.

Трудности со сбытом заставили фирму заняться исследованием рынка, маркетингом  своей продукции.

Большинство исследовательских фирм, предоставляющих  экономическую информацию, не выходили в своей деятельности за рамки  областей, в которых реально работали их организаторы. Имевшиеся социологические  организации большей частью специализировались на политизированных опросах, и если и брались за маркетинговые исследования, то запрашивали непропорционально  высокую цену.

Для сбора  необходимой информации пришлось проводить  довольно дорогостоящее полевое  исследование (анкетирование потенциальных  покупателей), в ходе которого было также много трудностей. Например, трудно было получить список необходимых  адресов для рассылки опросных анкет.

В целом  можно было констатировать наличие  большого дефицита маркетинговой информации, как в области рынка, так и  рынка потребительских товаров. Так мало было информации о характеристиках  народонаселения, о тенденциях его  развития, что не позволяло прогнозировать изменение спроса. Низкой достоверностью обладали данные: об абсолютных размерах населения и его географическом распределении, о плотности, мобильности, о региональных показателях, возрастного и полового распределения, уровнях рождаемости и смертности, заключения и расторжения браков, о расовой, этнической, религиозных структурах. Парадокс заключался в том, что подобную информацию легче было узнать о народах других стран, чем о своем собственном народе.

Несколько более отрадную картину в конце 80-х годов представляла собой  реклама. Именно в этот период она  начала бурно развиваться и на внутреннем рынке. Реклама проникла на центральное и местное телевидение  и радио, которые стали, наряду с  некоторыми центральными газетами и  еженедельниками («Известия», «Экономика и жизнь», и др.) важнейшими носителями, а часто и созидателями рекламных  материалов. Постепенно начал приобретаться  и опыт профессиональных рекламных  видео- и кинофильмов, музыкальных  клипов, сюжетов, роликов. Однако рекламным  материалам еще многого не хватало, особенно в правильной ориентации на конкретного потребителя, в учете  его специальных запросов и возможностей. Другой проблемой рекламы были существующие в органах вещания очень высокие  цены на рекламные услуги, отпугивающие многих потенциальных заказчиков.

На описании состояния других элементов маркетинга в этот период авторы не считают  необходимым останавливаться, поскольку  существенных сдвигов в них не было. Организационно в ряде фирм оформились отделы маркетинга, но по сути это были небольшие рекламные подразделения.

На рубеже 1992 – 1993 годов в экономике России произошли изменения, которые позволяют  говорить о начале нового этапа в  развитии Российского маркетинга. С  одной стороны, макроэкономические показатели России продолжали ухудшаться. Но с другой стороны, реформы, начатые  правительством Е. Гайдара, привели  к качественно иному характеру  экономических отношений в Российской экономике, и к положению, когда  маркетинг становится необходимым  большинству фирм. Конечно, сдвиги видны были, прежде всего, в крупных городах, таких как, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород. [1 стр. 42]

Два основных фактора способствовали развитию маркетинга – это приватизация и падение  платежеспособного спроса. Либерализация  цен, начатая в январе 1992 года (исключая цены на энергоносители), привела к  тому, что обесценились денежные сбережения большинства населения. Сводный  индекс потребительских цен за 1992 год вырос в 26 раз. Около 40 % населения  оказались ниже уровня бедности (оп потребительской корзине, включающей товары длительного пользования) и примерно 20 % - ниже уровня физиологического минимума. За счет этого даже при снижении объемов производства каналы сбыта были насыщены товарами.

Фактором, способствующим насыщению рынка, явилась либерализация  внешней торговли. Из-за рубежа завозится  значительное количество товаров, которые  составляют конкуренцию отечественной  продукции. Насыщению рынка способствовало то обстоятельство, что перед либерализацией цен населения закупило большое  количество товаров длительного  пользования впрок и в течение  нескольких лет (2-3 года) смогло обходиться без них. Естественно обострил конкуренцию  начавшийся процесс приватизации. Особенно далеко он зашел в торговле. В  отдельных городах было быстро приватизировано  до 60-70 % торговых предприятий. В целом  по России, на тот момент, приватизировано  около 55 тыс. предприятий. Правда, это  в основном были мелкие и средние  предприятия. Вследствие зародившейся конкуренции имели место относительное, и даже абсолютное снижение цен на товары. Так, например, в мае-июне 1992 года (при жесткой финансовой политике правительства Гайдара) в Санкт-Петербурге цены на картофель упали в 2 раза (с 12 до 6 рублей за килограмм). В 1993 году в течение полугода цены на шоколадные изделия (правда, в основном импортного производства) не менялись или росли крайне незначительно (1-2 %) при среднемесячном уровне инфляции в 30-40 %.

Все эти  факторы плюс более реальная угроза банкротства (вышел указ президентства  о банкротствах) заставляли прибегать  предприятия к маркетингу. Прежде всего, это касалось предприятий, производящих средства производства (инвестиционная активность резко снизилась из-за галопирующей инфляции) и товары длительного  пользования. В Санкт-Петербурге большое  количество предприятий вынуждено  было устанавливать неполную рабочую  неделю из-за того, что товары не находят  спроса. Имело место также закрытие и перепрофилирование ряда торговых предприятий, реализующих товары длительного  пользования (начали реализовывать  пищевые продукты, находящиеся в  более выгодном положении в плане  спроса на них).

В России на сегодняшний день маркетинговую  деятельность в том или ином виде осуществляют производственные предприятия  и предприятия сферы услуг, проектно-ориентированные  структуры, некоммерческие организации, образовательные и лечебные заведения, отдельные личности, политические деятели, знаменитости - самые различные субъекты рыночной деятельности. Таким образом, степень охвата маркетинговой деятельностью  в стране сегодня достаточно велика, но глубина и направления развития не имеют ничего общего со странами Европы и Америки. Под "глубиной" понимается качественная характеристика распространения маркетинга, оцениваемая  системным применением маркетинга, при достаточно высоком уровне реализации отдельных составных элементов (конкретных маркетинговых задач).

Направления развития маркетинга отличаются от общепринятых вследствие объективных факторов переходной экономики: сокращения объемов товарного  производства, низкого платежеспособного  спроса населения, преобладающего монопольного характера производства. У нас переход к рыночным отношениям сопровождается не ростом, а стремительным спадом производства всех видов товаров. Маркетинг в этой связи распространяется на те сферы деятельности, где в наибольшей мере развита конкуренция. Такими сферами стали банковская деятельность, образование, медицинская и юридическая практика - в основном сфера услуг. Это в значительной мере повлияло на качественные характеристики маркетинговой деятельности на этапах ее становления, так как отсутствовал необходимый опыт работы специалистов, занятых в сфере производства товаров. Подобно снежной лавине, неожиданно сорвавшейся с горы, "бесформенный" и стремительный он (маркетинг) буквально пронесся над обозначенными сферами и так же быстро растаял, не оставив следа.

Анализ маркетинговой  деятельности в России показывает, что вкладываемые в маркетинг  средства используются не эффективно, контроль деятельности не осуществляется, а потребитель, вследствие этого, несет  дополнительные затраты. Маркетинговая  деятельность в большинстве случаев  осуществляется бессистемно и эпизодически в виде решения отдельных маркетинговых  задач, чаще всего связанных со сбытом товара, воспринимается как носитель грубого навязывания, психологической  обработки и манипулирования  поведением потребителя и из-за несовершенства отторгается. [2 стр. 61]

Зарубеж. В мировой практике маркетинг появился не сразу. Он — результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития производства и сбыта. Стимулирование продаж, реклама, методы связей с общественностью (но под другими названиями) применялись еще в древнем Риме, а может быть, и раньше. Еще в далеком прошлом сапожный мастер, вбивший в косяк двери своей мастерской гвоздь и повесивший на него пару отремонтированных сапог, начал использовать отдельные методы продвижения продукта, хотя термин “маркетинг”, да и сама концепция маркетинга, появились значительно позже.

Известный политэконом Адам Смит еще во второй половине XVIII века в своем труде  “Богатство общества” писал о  том, что у производителя нет  большей заботы, чем удовлетворение запросов потребителей.

По оценкам  некоторых экономистов, время становления  маркетинга относится к периоду, последовавшему за «великой депрессией», охватившей Запад в 1923— 1933 гг., другие считают, что это период начала 50-х  годов XX столетия. Но его история  гораздо старше.

Появление маркетинга, с точки зрения Питера Друккера, связано с Японией. По его мнению, маркетинг появился в Японии примерно в 1650 г., когда первый член семьи Мицуи поселился в Токио и открыл там магазин, который может быть назван первым универмагом. Там он проводил политику, на 250 лет предвосхитившую то, что осуществляли потом крупнейшие торговые фирмы, а именно:

1) стал покупателем  для своих потребителей, закупая  в лавку те продукты и товары, которые были нужны им;

2) искал  средства и источники для их  производства;

3) ввел принцип  безусловного возврата денег  за возвращаемый товар;

4) значительно  расширил ассортимент товаров  для покупателей.

На Западе маркетинг возник в середине XIX века. Первым, кто указал на то, что маркетинг  должен стать центральной функцией предприятия, а создание круга потребителей — специальной работой менеджера, был Сайрус Маккормик. И хотя он больше известен как конструктор первого комбайна, тем не менее именно он создал такие направления современного маркетинга, как изучение и анализ рынка, принципы ценовой политики и сервисного обслуживания. Все это привело к процветанию его фирмы «Интернэшнл Харвестер». Как академическая дисциплина маркетинг впервые возник в Америке. В 1901 г. в Иллинойском и Мичиганском университетах стал преподаваться краткий курс маркетинга. В 1905 г. В. Е. Креуз и прочел курс «Маркетинг товаров» в Пенсильванском университете. В 1910 г. в университете Висконсина Р.Батлер начал вести постоянный курс «Методы маркетинга».

Информация о работе Этапы развития маркетинга в России и зарубежом