Этапы развития маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:25, доклад

Описание

В настоящее время, маркетинг, сформировавшийся как наука, является вполне определенной областью знаний, которые универсальны и вполне способны разрешить многие вопросы везде, где есть процесс обмена ценностями, будь то товары, услуги, произведения искусств, личности, объекты недвижимости, идеи, любые ценности, способные удовлетворить различные потребности личностей, групп и сообществ.

Содержание

1. Основные определения

2. Эпоха массового производства

3. Эпоха насыщения спроса

4. Эпоха современного маркетинга

5. Эпоха новой европейской цивилизации

6. Развитие маркетинга в России

Работа состоит из  1 файл

этапы развития маркетинга.docx

— 36.75 Кб (Скачать документ)

 

1. Основные определения

 

2. Эпоха массового производства

 

3. Эпоха насыщения спроса

 

4. Эпоха современного маркетинга

 

5. Эпоха новой европейской цивилизации

 

6. Развитие маркетинга в России

 

 

В настоящее время, маркетинг, сформировавшийся как наука, является вполне определенной областью знаний, которые универсальны и вполне способны разрешить многие вопросы везде, где есть процесс  обмена ценностями, будь то товары, услуги, произведения искусств, личности, объекты  недвижимости, идеи, любые ценности, способные удовлетворить различные  потребности личностей, групп и  сообществ.

В трудах различных авторов нет  единого определения маркетинга, и не всегда совпадают их точки  зрения на процессы его совершенствования  и развития. Несмотря на некоторые  разногласия, бесспорным признается тот  факт, что маркетинг во многом определяет успех деятельности любого предприятия, организации, независимо от размера, организационной  структуры и формы собственности.

спрос производство этап развитие маркетинга

 

1. Основные определения

На примитивном уровне, методами маркетинга, подсознательно, пользовалось большинство торговце. Как только появился рынок и товар, каждый продавец, заинтересованный в продаже своей  продукции, прилагал массу усилий для  продвижения товара, услуги - изучал потребности покупателей, занимался  рекламой, менял ценовую политику. Впервые, термин «маркетинг» появился в первых годах XX-го века в США. Существует около двух тысяч определений  понятия маркетинг.

Маркетинг (англ. marketing, от market - рынок), система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий и фирм, основанная на комплексном анализе рынка. Включает изучение и прогнозирование спроса, цен, организацию НИОКР по созданию новых видов продукции, рекламу, координацию внутрифирменного планирования и финансирования и д.р.

Маркетинг - единый комплекс организации  производства и сбыта товара (услуги), направленный на удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью  получения прибыли.

Маркетинг - это рыночная концепция  управления производственно-сбытовой деятельностью и научно-технической  деятельностью предприятия.

Примерно через два десятилетия  после своего появления, термин «маркетинг»  распространился и начал активно  использоваться во многих странах мира. Таким образом, с момента признания  маркетинга, как науки пошел сравнительно небольшой период времени - около  ста лет. И, безусловно, затрагивая интересы огромного количества людей, маркетинг  является общественной наукой.

 

 

1. Эпоха  массового производства

Этот этап, длившийся с конца XIX-го до начала XX-го века, известен как  эпоха массового производства. Благодаря  научно-техническому прогрессу, изобретению  электродвигателя, генератора постоянного  тока, двигателя внутреннего сгорания, автомобиля, произошло становление  машинного производства. В основном, производители беспокоились о производстве, а готовую продукцию пытались продать без изучения потребительского спроса. В этот период преобладало  мнение, что качественный продукт  может продать себя сам, и неважно, нуждается ли потребитель в этом товаре. Но мало произвести продукцию, ее надо реализовать. Именно это наглядно продемонстрировал экономический  кризис 1929 - 1932гг.

Отличительной чертой этого этапа  является так же монопольный рынок. Монополия конкретного товара, в  определенный момент, начинает тормозить  развитие своего рынка, вынуждая предприятия  переориентировать свою деятельность, либо в эту ситуацию при помощи антимонопольной политики вмешивается  государство.

Наиболее характерной для этапа  массового производства является производственная концепция, которая исходит из того, что потребители нацелены на относительно дешевые и широко распространенные товары, а производители делают все  для достижения высокой серийности и сбыта продукции любыми способами.

Такой подход обоснован низкими  доходами большинства потребителей и значительным превосходством спроса над предложением. К тому же производство нового продукта требовало значительных расходов, и использования резервов для их сокращения. Успех на рынке  обеспечивали снижение издержек производства и цен на продукцию.Например, компания «1С» на территории России успешно продвигает свою продукцию, лишние же затраты по ассортименту, адаптации и сервису несет на себе дилерская сеть.

 

 

2. Эпоха  насыщения спроса

Следующий этап развития маркетинга, длившийся с 1930-х до 1950-х годов  называется эпохой насыщения спроса. В этот период стремительно растет объем и ассортимент производимой продукции. С целью заставить покупателей совершить покупку, начали активно внедряться разнообразные методы воздействия. Уже не достаточно было вынудить (иногда агрессивно) потребителя совершить разовую покупку. Необходимо, применяя различные способы, сориентировать на долгосрочное сотрудничество с компанией в будущем.

В условиях усиления конкурентной борьбы, все перечисленное возможно осуществить, только приложив огромные усилия для  изучения спроса и потребностей, стимулирования продаж, использования рекламы. Работа сотрудников отделов продаж и  рекламы становилась все эффективнее, и если покупатель сомневался или  даже сопротивлялся приобретению не основных товаров и услуг, сотрудники научились убеждать клиента совершить  покупку.

Наиболее характерна для эпохи  насыщения спроса концепция интенсификации коммерческих усилий (торговый подход), при которой основной задачей  производителя было произвести как  можно больше товара и как можно  изощреннее его продать.

В то же время, рынок постепенно перенасыщался  интенсивно сбываемым узким товарным ассортиментом, росла конкуренция  между производителями, что и  определило появление концепции  совершенствования товара, согласно которой, если товар хорошего качества, то он будет пользоваться спросом, то есть необходимо совершенствовать качество товара.

Например, сеть ювелирных магазинов  «585»(СПб), за год трижды меняет рекламные  лозунги: 1- «скидка 50% на все товары»; 2- «два изделия по цене одного»; 3- «покупаешь одно изделие- второе получаешь бесплатно». Лозунги - разные, цена - одинаковая, уровень продаж - стабильно высокий.

 

 

3. Эпоха  современного маркетинга

Эпохой современного маркетинга и  научно-технического прогресса называется этап развития маркетинга в 1960-х - 1980-хгг. Элементы маркетинга системно используются во все больших масштабах, возрастает культура потребления. В предыдущем этапе, существовал рынок ограниченного количества товаров и услуг и огромного числа покупателей. Ситуация начала меняться после окончания Второй мировой войны, когда производители перестали выпускать снаряды, самолеты и танки, и вернулись к производству довоенной, потребительской продукции. На этом этапе происходит становление социально-этического маркетинга, трансформирующегося в предпринимательскую деятельность.

Социально-этичный маркетинг (концепция  интеллигентного потребления, общественно  ответственный маркетинг) характеризует  этот этап развития маркетинга. Согласно данной концепции, к уже существующим торговым и маркетинговым подходам добавляется понимание комплексного рассмотрения целей потребителей и  производителей, в тесной взаимосвязи  с последствиями производства и  потребления товаров для общества в целом. Благодаря такому подходу, маркетинг получает ведущую роль в планировании самого продукта и  его производства, контроля при продажах, развития сопутствующих продукту услуг. Производители делают ставку на достижение долгосрочного успеха и перестают  ориентироваться на получение краткосрочной  максимальной прибыли. Постепенно завершился переход от рынка продавца, где  спрос значительно превышал предложение, к рынку покупателя, где желающих приобрести продукт меньше, чем предлагаемых товаров и услуг. Например, многие производители косметики позиционируют  свой товар как экологически чистую, натуральную продукцию («Чистая  линия», «Ives Rocher»), Экологичной так же является упаковка.

 

 

4. Эпоха  новой европейской цивилизации

С 1980г. и до наших дней длится этап развития маркетинга, который называется эпохой новой европейской цивилизации. На управленческие установки руководителей  серьезное влияние оказал энергетический кризис второй половины 70-х годов  и проблемы защиты окружающей среды.

Характерной чертой этого этапа  является глобализация, быстрое развитие науки и техники, открытость экономики. Благодаря открытию и широкому применению в маркетинге новых информационных технологий, появилась возможность  унифицировать маркетинговые процессы.

На этом этапе начинает действовать  развитый социально-этический маркетинг. ММ12. Эта концепция ориентирована  на максимальное удовлетворение потребительских  запросов, но при условии экономичного расхода ресурсов и защиты окружающей среды. То есть маркетинг включился  в решение различных проблем  развития общества в целом.

Характерным признаком для концепции  социально-этического маркетинга является необходимость ликвидации предприятия  или его изменения, в случае, если производство товара каким либо образом  наносит вред обществу, или вызывает негативные процессы в природе.

Значительные изменения происходят в области взаимоотношений участников рынка. Все большую ценность приобретают  хорошо отлаженные, долгосрочные партнерские  связи организации, как с потребителями, так и с поставщиками. Происходит постепенный переход от традиционного  товарного, обменного маркетинга к  маркетингу взаимоотношений. Предприятиями  создаются стратегические партнерства, союзы, которые позволяют достичь  наилучших результатов деятельности всем участникам этих объединений. Автомобильные  гиганты, производят не только малолитражки, способные работать на альтернативном топливе. В Швеции на альтернативном топливе работает первый в мире поезд, сельскохозяйственная техника и  в некоторых городах весь общественный транспорт.

 

 Развитие маркетинга  в России

Робкие попытки внедрения маркетинга в нашей стране начались в 60-е  годы прошлого столетия. В 1965г. был создан Всесоюзный научно-исследовательский  институт по изучению спроса населения  на товары народного потребления  и коньюктуры торговли.

Гораздо позже начали организовывать службы изучения спроса в различных  торговых предприятиях и организациях, на федеральном, республиканском и  региональном уровне. Существовала и  такая организация как «Союзторгреклама», но, несмотря на название, занималась она оформлением интерьеров столовых, кафе и ресторанов.

Только в 1988г. в нашей стране в перечне утвержденных специальностей (утверждался Министерством образования) появилась новая специальность - социалистический маркетинг.

 

На сегодняшний день, маркетинговую  деятельность в том или ином виде осуществляют производственные предприятия, предприятия сферы услуг, проектно-ориентированные  структуры, некоммерческие организации, образовательные и лечебные заведения, отдельные личности, политические деятели, знаменитости - самые различные субъекты рыночной деятельности. Таким образом, степень охвата маркетинговою деятельностью  в стране сегодня достаточно велика, но глубина и направления развития не имеют ничего общего со странами Европы и Америки.

 

Заключение

В настоящее время не существует единого общепризнанного определения  маркетинга, которое определяло бы маркетинг одновременно и в широком  и в узком смысле, и отражало бы все его функции.

Как наука, маркетинг появился не сразу, а как результат длительной эволюции взглядов руководителей, управленцев  и менеджеров на цели, задачи и методы развития промышленности и торговли.


Информация о работе Этапы развития маркетинга