Экономика и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:09, доклад

Описание

Экономика и политика - сферы общественной жизни, взаимоотношения между которыми имеют первостепенное значение в политической социологии и в политической науке в целом.
Экономика как составляющая общественной практики представляет собой производство и воспроизводство материальных основ общественной жизни.

Работа состоит из  1 файл

Экономика и политика.docx

— 23.46 Кб (Скачать документ)

Экономика и политика

 

Экономика и политика - сферы общественной жизни, взаимоотношения между которыми имеют первостепенное значение в политической социологии и в политической науке в целом.

 

Экономика как составляющая общественной практики представляет собой  производство и воспроизводство  материальных основ общественной жизни.

 

Политика осуществляет производство и воспроизводство социальных связей в условиях социальных различий и противоположностей. При этом целью политической деятельности является обеспечение потребления материальных благ, удовлетворение своих общих интересов и потребностей. Политика осуществляет прямое распределение жизненных средств, т.е. выполняет эту функцию внеэкономическим способом. Прямое распределение, начавшееся в первобытном обществе, продолжает сохранять свои функции до тех пор, пока преобладает натуральная форма хозяйствования. В крестьянском хозяйстве, рабовладельческой латифундии, феодально-церковном или дворянском поместье, советском колхозе и т.д., в которых большая часть произведенной продукции должна прямо распределяться, происходит переплетение экономической деятельности с политической.

 

Опыт всеобъемлющего государственного вмешательства в экономику при тотальном охвате государственной собственности подтверждает это наблюдение (см. ЭТАТИЗМ). В подобном политизированном обществе перераспределительный синдром будет наиболее развит.

 

В эпоху буржуазных революций, положивших начало Новому времени, экономика  и политика начинают рассматриваться  как самостоятельные, автономные области  человеческой деятельности, а проблема их взаимосвязи становится предметом научного исследования. Взаимодействие экономики и политики приобретает принципиально другой характер.

 

Экономика, утверждающая в  качестве самостоятельной самоорганизующейся системы политика перестает быть господствующей преобладающей силой в обществе. Устанавливаются ограничения для развертывания нестоимостных, т.е. политических форм управления экономикой. Взаимодействие экономики и политики уже основываются на "обмене деятельностью", а не "прямом распределении".

 

Основанная на рыночном механизме, экономика контролируется, регулируется и управляется только рыночными  законами, она же берет на себя организацию производства и порядок распределения благ. Такому механизму саморегулирования присуща ситуация, в которой наличное предложение благ (включая услуги) по определенной цене равно спросу по этой же цене. Производство контролируется ценами, а не указами и директивами политической инстанции. Признаются возможными только такие меры вмешательства политики в хозяйственный процесс, которые обеспечивают саморегуляцию рынка, т.е. то, что делает рынок единственной организующей силой в сфере экономики. Общепринятой чертой такой модели является "минимальное государство" или "минимальная политика". Экономика практически сводит до минимума число экономических решений, принимаемых политическим путем.

 

Следовательно, ключевое различие между экономикой и политикой заключается в роли перераспределения. Именно перераспределительная функция является основной для государственных, политических органов. Политический механизм может довести перераспределение национального продукта до уровня, за которым начинается разрушение системы стимулов к накоплению, замедление роста производства, ослабление трудовой мотивации и т.д.

 

Одна из центральных задач  политики и искусства политиков - допускать социально приемлемое (на каждый данный исторический момент времени) перераспределение доходов и ресурсов.

 

В сегодняшней России политики и экономики, государства и общества в самостоятельные сферы общественной жизни, их увеличивающаяся отдифференцированность друг от друга становятся результатом различения власти и собственности. Начинает трансформироваться тот тип властно-собственнических отношений, который был характерен для докапиталистической Европы. Поэтому актуальной становится задача исследования существенных различий политической власти рыночного типа от властных структур централизованной экономики.

 

 

 

 

 

Политика  и другие сферы общественной жизни

В реальной жизни  политика существует во взаимосвязи  с другими сферами общества. Но у нее есть границы. Не все явления  включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной  власти занимаются политикой (деятельность налоговой и таможенной служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных  отношений, которая является объектом только морального регулирования. Наибольшей степени политический аспект выражен  в деятельности законодательных  органов. Демократический парламент - это сфера представительства  различных групп, где в мирных формах выясняется соотношение их и  сил, что выражается в принятии решений  по принципиальным вопросам внутренней и внешнеполитической жизни. Характер политических проблем, рассматривается  законодательными органами, разносторонний: от гарантий прав и свобод личности к вопросам о нормах собственности, уровня налогообложения и социальных расходов государства. Для того чтобы  показать пределы распространения  политики, в науке используется понятие  политическая сфера. Политическая сфера - это отрасль политики, политической жизни общества, пределы распространения непосредственных действий политиков и политических организаций, влияние политических идей.

В социологической  теории утвердился подход, согласно которому общество можно представить в  виде комплекса взаимосвязанных, но все же самостоятельных сфер (подсистем):

  • хозяйственно-экономическая сфера обеспечивает всю материальную инфраструктуру и включает в себя отношения по поводу производства и распределения материальных благ;
  • социальная сфера развивается на основе межличностных и групповых отношений с учетом социологического статуса каждого индивида, в том числе с учетом общности и различия граждан по типу занятий, размеру доходов, престижа, - а также по этническому, демографической, социально-территориальной и иной принадлежности. К социальным относят круг проблем, связанных с организацией труда и быта, здоровья, благополучия и защиты;
  • политическая сфера состоит по поводу власти и участия в государственном управлении;
  • духовная сфера включает в себя производство духовных ценностей, мировоззрения, науки, а также отношений по поводу потребления духовных благ.

Взаимосвязь политики с другими общественными сферами  проявляется в двух аспектах. С  одной стороны, политика детерминирована  экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в  частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального  расслоения общества, этнической и  конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна влиять на эти  сферы, проникать в них.

Это связано с  такими сущностными проявлениями политики:

  • политика призвана обеспечить условия, при которых создание и присвоение общественных ценностей, выработанных в материальной и духовной сферах, отвечало бы интересам тех или иных социальных групп; эта особенность политики отражена в широко выраженных определениях власти как инструмента распределения ценностей в обществе;
  • политика присутствует во всех общественных сферах силу присущих ей регулирующие функции. На рационализацию отношений между людьми в этих сферах, а также более рациональное использование общественных ценностей направлены такие виды государственной политики, как экономическая, военная, научно-техническая, социальная, культурная, экологическая и т.д.

Политикой может  стать любая проблема, порожденная  какой-либо общественной сферой. Это  значит, что для ее решения недостаточно моральных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией. Политизация означает усиление влияния политики на другие сферы жизни, предоставление сколько-нибудь значительным вопросом общественной жизни политического звучания, повышение роли государства в обществе. Крайними проявлениями политизации практика контроля тоталитарного государства за всеми сторонами жизни, включая личную жизнь человека, замена механизма экономического саморегулирования политическим, в основе которого лежат идеологические стереотипы, например: рынок - "плохо", планирование - "хорошо". Положительной стороной политизации является активное привлечение населения к участию в политике, которое непосредственно предшествует падению тоталитарных и авторитарных режимов.

Мораль  и право . Политика взаимодействует с такими социальными регуляторами, как мораль и право. Общее в этих формах социальной регуляции определены единственными причинами их происхождения и основным назначением - регулировкой внутренне общественных отношений, поддержкой необходимого уровня общественной организованности и стабильности. Но существуют и различия как между политикой и моралью, так и между политикой и правом. Так, право и политика возникают значительно позже морали как потребность в регулировании отношений в социально неоднородном обществе именно за недостаточности регулятивной роли морали. Иерархичность и сложность организации современного общества требуют сохранения политических и правовых регуляторов. Но хотя мораль не может заменить собой другие нормы социальной регуляции, политика и право не могут обойтись без морали, которая устанавливает критерии гуманности для политических и правовых норм. "Встроенность" морали в политику зависит от характера политического режима, от норм политической этики непосредственных субъектов политики.

Потребность в взаимно дополнении определяется и другими различиями морали и политики. Если мораль опирается на силу общественного мнения и убеждения, совесть, то политика может использовать как убеждения, так и принуждение, включая силу государства. Для морали насилие неприемлемо. Различаются и критерии оценки общественных процессов и поведения. Мораль исходит из категорий добра и зла, а политика следующими принципами считает пользу или вред. Напоследок если в моральных нормах выражены универсальные общественные ценности, то в политических - как общие, так и групповые ценности, которые могут носить ситуативный характер. Ситуативность может определяться побочными прагматическими интересами групп, находящихся у власти.

Политика  и право . В обыденном сознании политику и право иногда отождествляют. Хотя и они взаимообусловлены, но все же являются разными формами регуляции.

Они отличаются:

  • по своему содержанию: содержание права ограничен правовыми нормами, политика может выходить за пределы действующих законов;
  • по критериям оценки поведения и законно или незаконно - в праве, пользу или вред - в политике;
  • механизмом обеспечения: право поддерживается силой юридических санкций государства, политика может опираться на силу как закона, так и убеждения, внушения, стимулирование, на способность институтов власти и лидеров обеспечивать себе непосредственную поддержку населения;
  • по критерию открытости: право публичное, политика же наряду с публичными, открытыми формами регулирования общественных отношений может быть и "теневой", не афиширует себя;
  • динамикой изменений: право сравнению с политикой более консервативное, так как требует определенных законодательных процедур для закрепления новых норм;
  • по норме выражение: формами выражения права являются нормативно-правовые акты, прецеденты, правовые обычаи, договоры. Чаще всего право фиксируется в письменной форме. Формы выражения политики более разнообразны и могут не фиксироваться письменно: политико-юридические документы, программы и уставы партий и движений, идеологические концепции, заявления политических лидеров, политические действия.

Автономность политики и права является относительной. Право имеет политический смысл. Оно используется как для оформления общезначимых политических отношений, институтов и ценностей, так и  для закрепления планирования определенных социальных групп и классов. В  то же время право выступает важным источником легитимации политической власти, ограничивает политическую активность определенной степени.


Информация о работе Экономика и политика