Ценовая политика в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание

Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.
Особенно велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………….…3
Глава 1. Экономическая сущность цены и ценовой политики …………5
1.1 Сущность цен и ценовой политики.………………………………….……...5
1.2. Функции цены…………………………………………………….........……8
1.3.Виды цен ………………………………………………………..........………..9

Глава 2. Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции ………………......................................................................……..12
2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции………...………12
2.2. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции......................14
2.3 Ценовая политика фирмы.....................……………………………....……..19

Глава 3 Ценообразование в российской экономике.…………....………....24
3.1. Особенности ценообразования в российской экономике ………......…. .24
3.2 Государственное регулирование процесса ценообразования в России.....28
Заключение………………………………………………………………….…....31
Список литературы………………………………………………..……………..34

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИ1.doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на  тему: 

  Ценовая политика  в рыночной экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Ульяновск 2010г.

 
 

Содержание. 
 

Ведение………………………………………………………………………….…3 

Глава 1. Экономическая сущность цены  и ценовой политики …………5 

1.1 Сущность цен и ценовой политики.………………………………….……...5

1.2. Функции цены…………………………………………………….........……8

1.3.Виды цен ………………………………………………………..........………..9

 
 

Глава 2. Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции ………………......................................................................……..12

2.1 Ценообразование в условиях совершенной конкуренции………...………12

2.2. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции......................14

2.3 Ценовая политика фирмы.....................……………………………....……..19 
 

Глава 3 Ценообразование в российской экономике.…………....………....24

3.1. Особенности ценообразования в российской экономике ………......…. .24

3.2 Государственное регулирование процесса ценообразования в России.....28 

Заключение………………………………………………………………….…....31 

Список литературы………………………………………………..……………..34 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Важная роль цен в экономической  жизни определяется тем, что они  являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хозяйства в целом. Цены определяют эффективность внешнеэкономической деятельности.

     Особенно  велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают основным регулятором пропорций общественного воспроизводства, хозяйственных отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство осуществляет свою политику и в условиях рынка.

     В условиях рыночной экономики успех  любого предприятия или предпринимателя  во многом зависит от того, как правильно  они будут устанавливать цены на свои товары и услуги. Но это не так то просто сделать, потому что на цены оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться количеством затрат на производство товара, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Следовательно, предприниматель при установлении цены на товар должен учитывать все факторы, влияющие на ее уровень, и установить цену таким образом, чтобы получить прибыль.

     Цена - один из критериев, определяющих покупательские восприятия. Она влияет на решение о покупке товаров, оказывает влияние на прибыль торгового предприятия и находится в тесном взаимодействии с факторами рынка. Цена в условиях рынка выступает как действительное средство в конкурентной борьбе за покупателей, предопределяет объемы производства и продажи товаров, влияет на поведение покупателей и их платежеспособности.

     В ценовом механизме следует различать  и выделять две взаимодействующие  составляющие. С одной стороны  это сами цены, их структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование выступает активной, задающей частью ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены.

     Таким образом, целью данной курсовой работы является изучение цены и ценовой политики в рыночной экономике.

     Задачи  курсовой работы:

          1) Изучение кономической сущности цены  и ценовой политики; 

     2) изучение функций и видов цен  в экономике;

     3) выявление различий в ценообразовании в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;

     4) рассмотрение особенностей ценообразования  в российской экономике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1. Экономическая сущность цены  и ценовой политики 

1.1.Сущность  цен и ценовой  политики.

Цена  - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

     Цена - сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на

   деньги1.

     Цены, процессы  их образования и изменения представляют  собой предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики  сформирована самостоятельная служба статистики цен. Сложились уже и альтернативные службы статистики цен.

     Сущность  цены, ее экономическая природа проявляются  в  двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

    -  индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и  т. д.);

     -  маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных  запасов и т. д.  В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритесь при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

     Ценовая политика – вытекающие из целей предприятия меры по поиску, выбору и реализации соотношений между ценой и качеством товара и решению связанных с этим проблем покупателя.

     Основываясь на современном определении ценовой  политики, последнюю можно представить  как систему, состоящую из следующих  элементов:

  • цели (долгосрочные и краткосрочные);
  • инструменты (стратегические и оперативно-тактические);
  • организационные решения.

     Ценовая политика должна быть ориентирована  на определенные долгосрочные и краткосрочные  цели, достигаемые с помощью различных  инструментов и организационных решений.

     Цели  ценовой политики могут быть различными. В числе важнейших из них можно  выделить следующие:

  1. получение прибыли, ее долгосрочная и краткосрочная максимизация;
  2. стабилизация рынка;
  3. ограничение потенциальной конкуренции;
  4. сохранение лидерства в ценах;
  5. увеличение объемов продаж.

     Не  все цели могут быть совместимы между  собой (например, п.1 и п.5).

     В долгосрочном аспекте цели, так или  иначе, выражаются в максимизации прибыли  и укреплении рыночной позиции предприятия. В краткосрочном аспекте – это может быть любая актуальная проблема, связанная с удовлетворением нужд потребителя, привлечением новых клиентов, расширением рынков сбыта, с финансовым положением предприятия.

     Цели  ценовой политики организации определяют выбор ее стратегии и оперативно-тактических инструментов. Ценовая стратегия носит долгосрочный характер и обеспечивает достижение долгосрочных целей организации. В исходном пункте разработке ценовой стратегии должен быть так называемый стратегический треугольник «фирма – клиент – конкурент». С точки зрения развития фирмы ценовая стратегия должна учитывать поддержание ее финансового здоровья, степень чувствительности к финансовым рискам, связанным с ценообразованием, обеспечение интересов собственников фирмы. С позиции клиентов разрабатываются проблемы уровней и сегментирования цен с целью учета предпочтений покупателей, решения этих проблем. В отношении основных конкурентов принимаются решения о степени агрессивности ценового давления в связи с задачами достижения собственной стратегической позиции на рынке.

     Оперативно-тактические  инструменты ценообразования – это большая группа средств ценовой политики, позволяющая решать краткосрочные задачи и оперативно реагировать на неожиданные изменения различных факторов ценообразования или агрессивную ценовую политику конкурентов. К таким инструментам относят краткосрочное изменение цен, ценовую дифференциацию для разных потребителей, ценовые вариации по периодам времени, ценовые линии (границы, группы). 2

     Важную  роль в процессе ценообразования играют организационные решения, касающиеся этапов и форм организации процесса ценообразования.

1.2. Функции цены.

 

      Функции цены характеризует совокупность общих  свойств, которые объективно присущи  ей как экономической категории. Эти качества определяют роль и место цены в хозяйственном механизме и активно воздействуют на экономические процессы. При всем разнообразии теоретических трактовок присущих цене функций, их проявление на практике большинство экономистов признает за  данной категорией пять основных  функций:

    • учетно-измерительную,
    • перераспределительную,
    • стимулирующую,
    • балансирующую,
    • размещения производства.

Между различными функциями цены имеется взаимосвязь, которая бывает как целенаправленной, так и противоречивой. Например, стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансирования спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров, пользующихся спросом.

      Распределительная функция цены действует совместно  с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерна высокая норма прибыли. 

      Учетная функция цены зачастую вступает в  противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняется от издержек производства и реализации. Это приводит к выводу, что взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.3

1.3.Виды цен.

      В силу сложности и многообразия способов и вариантов торговых операций на рынке существует  много видов и разновидностей цен.

Информация о работе Ценовая политика в рыночной экономике