Эффективность маркетинговой среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности маркетинговой среды предприятия и проведение её анализа на примере ОАО «Гродно Азот».

Для достижения цели курсовой работы необходимо поэтапно решить следующие задачи:

-Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой среды предприятия

-Дать характеристику микро- и макро- среды предприятия

-Определить значение исследования маркетинговой среды для эффективной работы предприятия

-Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Гродно Азот»

-Сделать анализ внутренней и внешней среды предприятия

-Рассмотреть SWOT анализ

-Выявить пути совершенствования маркетинговой деятельности на ОАО «Гродно Азот».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………..........................................6

1.1. Понятие и сущность маркетинговой среды предприятия…………………6

1.2. Характеристика макро- и микросреды предприятия……………………....9

1.3 Значение исследования маркетинговой среды для обеспечения эффективной работы предприятия……………………………………………..20

2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ на примере ОАО « Гродно Азот»………………………………………………..………………....24

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гродно Азот»…24

2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия……………………….29

2.3 SWOT анализ на предприятии……………………………………………...39

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ОАО «Гродно Азот»…………………………………………………………………...49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….......................52

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Схема управления ОАО «Гродно Азот»………………………………………54

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Показатели финансово–хозяйственной деятельности………………………..55

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Основные показатели социально экономического развития ОАО «Гродно Азот»……………………………………………………………………………56

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 569.00 Кб (Скачать документ)

               Быстрый рост рынка

 

1.Стратегия  сокращения                                               1.Стратегия интенсивного роста

2.Стратегия  ограниченного роста                                2.Стратегия диверсификации

3.Стратегия  отсечения лишнего                                   3.Стратеия сочетания 3-х глобальных

стратегий

4.Стратегия  вертикальной прогрессивной                  4.Стратегия интеграционного роста

интеграции

                                                                                                                                                                                              Сильная конкурентная 

Слабая конкурентная

позиция                                                                 позиция

                                                                                                                                                                                                      

1.Стратегия  сокращения                                                1.Стратегия горизонтальной интеграции

2.Стратегия  ограниченного роста                                 2.Стратегия диверсификации 

3.Стратегия  диверсификации                                        3.Стратегия ограниченного роста

4.Стратегия  ликвидации                                                4. Стратегия вертикальной прогрессивной 

                                                                                                       интеграции 

      Медленный рост рынка 

Рис. 2.4 Матрица «Рост рынка – конкурентная позиция [20, с.76] 

     На  основе данной матрицы видим, что  глобальная стратегия, которая подходит для нашего предприятия это стратегия  диверсификации, которая предполагает вторжение в новые отрасли. Предприятию необходимо пытаться завоевать новые рынки с помощью ранее не производимых товаров (планируется внедрение производства Топливо биодизельное ЕN 590), а также постоянно модифицировать основной вид продукции – Азот газообразный в баллонах. 

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ  ОАО «Гродно Азот» 

     В рамках совершенствования маркетинговой  среды предприятия первоочередной задачей стоит - создание эффективной  службы маркетинга. Совершенствование службы маркетинга на предприятии является необходимым, так как дальнейшая работа фирмы без реорганизации элементов маркетинга может привести к дальнейшей потере занимаемой доли рынка и падению объема продаж.

     Организация службы маркетинга на предприятии будет иметь целью исследование рынка, его конъюнктуры и конкурентов, конъюнктуры рынка[1, с. 59]

     Был составлен общий план деятельности компании в области маркетинга. На первом этапе задействованы потребители, поставщики, отдел сбыта, служба маркетинга:

     1) Отдел сбыта предоставляет информацию об объёме продаж, наличию товарных запасов, товарные отчёты за предыдущие периоды.

     2) Служба маркетинга посредством  отдела сбыта проводит мероприятия  по определению спроса на услуги, предлагаемые предприятием.

     3) Служба маркетинга проводит мероприятия по изучению конкурентной среды на рынке, определение основных конкурентов (проведение исследования ассортимента предполагаемых конкурентов, изучение цен конкурентов на услуги аналогичные услугам предприятия, определение местоположения конкурентов и их специализации).

     4) Разработка рекламной компании  и предложений по стимулированию  сбыта (изучение предложений рекламных  фирм, разработка оптимальной рекламной  кампании, определение стоимости  рекламной кампании).

     6) Разработка требований к отделу маркетинга (разработка новых должностных инструкций, предоставление необходимой информации отделу об услугах).

     Второй  этап:

     1) Обработка службой маркетинга  полученной информации и предоставление  предложений по реформированию  системы маркетинга.

     2) Обсуждение директором предложений  службы маркетинга по оптимизации  ассортимента услуг, определения  основных конкурентов, определения  основных поставщиков, предложений  по стимулированию торгового  процесса. Определение возможности  обеспечения собственными финансовыми средствами процесса реформирования.

     3) Выработка единого мнения по  предложениям службы маркетинга, создание условий для создания  рабочей группы.

     4) Предоставление информации от  всех структурных подразделений  для дальнейшей эффективной работы службы маркетинга (предоставление аналитических отчётов, отчётов о продажах, финансовых отчётов, заявок на закупку товаров от торгового отдела за предыдущие периоды и в дальнейшем).

     5) Предоставление службе маркетинга  откорректированного плана действий.

     Третий  этап:

     1) Проведение рекламной кампании (Подача  рекламных объявлений на радио,  телевидении, размещение наружной  рекламы на зданиях на общественном  электротранспорте, внутри общественного  электротранспорта).

     3) Передача отделу маркетинга функций по сбору информации о потребителях, проведение опросов (по опросным листам разработанным службой маркетинга) и презентаций новых товаров.

     4) Отслеживание службой маркетинга  ответной реакции потребительского  рынка на рекламу и приёмы  стимулирования рынка, используемые предприятием, оценка их эффективности (обработки текущей информации о процессе торговли услугами, отслеживание изменений и разработка новых предложений по стимулированию сбыта). 

                                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В своей работе я постаралась раскрыть одну из наиболее актуальных тем на сегодняшний день – эффективность маркетинговой среды.

  Еще раз хочу отметить, что любое предприятие имеет внешнюю и внутреннюю среду маркетинга. И для эффективной работы предприятия в условиях нынешней конкуренции необходимо как можно лучше изучать маркетинговую среду, факторы которые на нее влияют, а также производить маркетинговые анализы.

  Итак, на примере ОАО «ГродноАзот», мы выяснили, что  результаты функционирования предприятия в значительной степени зависят от того, насколько оно хорошо определило позицию внутри отрасли.

  Стоит подчеркнуть также, что предприятие, агрессивно действующее в своем окружении, новаторском в научно-техническом отношении, адаптированном по внутреннему строению своих управленческих систем, все больше зависит от человеческого фактора и внешней среды. Поэтому другая важная особенность стратегического управления – концепция предприятия как социальной системы. Необходимо постоянно решать проблему повышения квалификации работников.

     Финансовое  положение предприятия не является устойчивым, об этом свидетельствует  коэффициент Альтмана и другие финансовые показатели, однако данная проблема –  это проблема времени, так как  предприятие развивающееся и  приоритетное.

     На  основе исследования внешней и внутренней среды предприятия, а также с  помощью матрицы БКГ, модели Портера, Ансоффа, и матрицы «Мак-Кинзи», для  ОАО «Гродно Азот» была предложена стратегия глобального развития предприятия – стратегия диверсификации. 
 
 

                            СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление  / Д. Аакер. – СПб.: Питер, 2002. – 247 с.
  2. Алешина И.В. Корпоративный имидж / И.В. Алешина,             //Маркетинг. -  2004. - №2. -  С. 50-53.
  3. Арасланов, Т.Н. Маркетинг услуг: уточнение некоторых понятий с экономической точки зрения  / Т.Н. Арасланов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №2. С. 25-29.
  4. Ассель Г.  Маркетинг: Принципы и стратегия / Г. Ассель . – М.: Новое знание, 2003. – 384 с.
  5. Багиев  Г.Л., Тарасевич В. М.  Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. - М.: Экономика, 2006. - 423 с.
  6. Барановский С.И., Лагодич Л.В. Стратегический маркетинг: учеб. пособие / С.И. Барановский, Л.В. Лагодич. – Минск.: ИВЦ Минфина, 2005. – 299 с.
  7. Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг: учеб. Пособие / Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский. - М.: Новое знание, 1999. – 384 с.
  8. Голубков Е.П. Основы маркетинга / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2005. - 369 с.
  9. Голубкова Е. Н. Маркетинговые коммуникации / Е.Н. Голубкова. - М.: Финпресс, 2000. - 562 с.
  10. Гольдштейн, Г.Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций / Г.Я. Гольдштейн. - М.: Инфра-М, 1995. – 423 с.
  11. Долбунов А.А. Элементы и структура процесса коммуникации / А.А Долбунов // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. -  2004. - №3. -  С. 45-48.
  12. Котлер Ф.  Маркетинг: учебник . / Ф. Котлер. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 163 с.
  13. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности:  учебник / В.А. Алексунин [ и др.];  под общ. ред. В.А. Алексунина. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005. – 614 с.
  14. Маркетинг: учебник / А.М. Романова под общ. ред. А.М Романова. - М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 456 с.
  15. Облой К. Стратегия успешной компании / К. Облой. – М.: изд-во деловой и учебной лит-ры, 2005. – 472 с.
  16. Панкрухин А.П Маркетиг:  учеб пособие / А.П. Панкрухин . — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. - 656 с.
  17. Попов Е.В. Потенциал маркетинга предприятия / Е.В. Попов //Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. - №6. – С.31-41.
  18. Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров / Дж. Р. Россистер, Л. Перси. – СПб.: Питер, 2000. - 489 с.
  19. Современный маркетинг: учебник / В.К. Хрупкий [и др.] под общ. ред. В.К. Хрупкого. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 105 с.
  20. Статистика рынка: учебник / И.К. Беляевского [и др.] под общ. ред. И.К. Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 110 с.
 
 
 
 
 
 
 

 

     

    

 

                                                                                            Приложение Б 

    Показатели  финансово–хозяйственной деятельности 

п/п

Наименование  показателей Ед.изм. 2008 2009 2010
1. Объем производства промышленной продукции в фактических  ценах соответствующих лет млн р. 27236 21442 12633
2 Индекс объема производства в сопоставимых ценах % 100,2 75,0 56,0
3 Объем производства в натуральном выражении: тыс.кв.дм.

%

33256 20138 4204
4 Использование произвродственных мощностей (по основным видам продукции): кожтовары % 91,5 84,5 70,1
5 Среднесписочная численность работающих чел. 454 382 307
6 Затраты на производство продукции, всего

 в  том числе:

– материальные затраты

– расходы на оплату труда

– отчисления от средств на оплаты труда

– аммортизация основных средств и нематериальных активов

млн р. 23874 

17911

3256

1362

423

922

21360 

15241

2929

1158

424

880

10970 

6205

2570

909

378

908

7 Себестоимость реализвованной продукции млн р. 22925 21360 11990
8 Выручка от реализации продукции (работ, услуг) в отпускных  ценах (без НДС и налогов и  сборов из выручки) млн р. 25181 21965 13253
9 Удельный вес  в общем объеме выручки неденежных средств % 1,7 4,2 13,6
10 Удельный вес  реализованной продукции (в стоимостном  выражении) по рынкам сбыта

– внутренний рынок

– странах СНГ, экспорт

– странах вне СНГ

 
 
%

%

%

 
 
26,9

73,1

 
 
28,1

71,9

 
 
36,9

63,1

11 Чистая прибыль (+), убыток (–) млн р. 855 –820 312
12 Рентабельность  реализованной продукции % 9,9 2,9 10,7
13 Рентабельность  продаж (прибыль от реализации/вручка от реализации) % 8,3 2,7 8,6
14 Коэффициент текущей  леквидности коэф. 1,24 1,1 1,2
15 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами коэф. 0,19 0,1 0,16

Информация о работе Эффективность маркетинговой среды