Эффективность маркетинговой среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 01:45, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение сущности маркетинговой среды предприятия и проведение её анализа на примере ОАО «Гродно Азот».

Для достижения цели курсовой работы необходимо поэтапно решить следующие задачи:

-Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой среды предприятия

-Дать характеристику микро- и макро- среды предприятия

-Определить значение исследования маркетинговой среды для эффективной работы предприятия

-Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Гродно Азот»

-Сделать анализ внутренней и внешней среды предприятия

-Рассмотреть SWOT анализ

-Выявить пути совершенствования маркетинговой деятельности на ОАО «Гродно Азот».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………..........................................6

1.1. Понятие и сущность маркетинговой среды предприятия…………………6

1.2. Характеристика макро- и микросреды предприятия……………………....9

1.3 Значение исследования маркетинговой среды для обеспечения эффективной работы предприятия……………………………………………..20

2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ на примере ОАО « Гродно Азот»………………………………………………..………………....24

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гродно Азот»…24

2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия……………………….29

2.3 SWOT анализ на предприятии……………………………………………...39

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ОАО «Гродно Азот»…………………………………………………………………...49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….......................52

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Схема управления ОАО «Гродно Азот»………………………………………54

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Показатели финансово–хозяйственной деятельности………………………..55

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Основные показатели социально экономического развития ОАО «Гродно Азот»……………………………………………………………………………56

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 569.00 Кб (Скачать документ)

                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………..........................................6

1.1. Понятие и  сущность маркетинговой среды  предприятия…………………6

1.2. Характеристика  макро- и микросреды предприятия……………………....9

1.3 Значение исследования маркетинговой среды для обеспечения эффективной работы предприятия……………………………………………..20

2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ на примере ОАО « Гродно Азот»………………………………………………..………………....24

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Гродно Азот»…24

2.2 Анализ внутренней  и внешней среды предприятия……………………….29

2.3 SWOT анализ на предприятии……………………………………………...39

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ОАО «Гродно  Азот»…………………………………………………………………...49

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….51

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….......................52

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Схема управления ОАО «Гродно Азот»………………………………………54

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Показатели финансово–хозяйственной деятельности………………………..55 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Основные показатели социально экономического развития ОАО «Гродно Азот»……………………………………………………………………………56 
 
 
 

                                                  ВВЕДЕНИЕ 

  Тема  эффективности маркетинговой среды является актуальной на сегодняшний день. Предприятие представляет собой самоорганизующийся и саморазвивающийся объект, функции которого обеспечиваются его “внутренней средой”. Действует же предприятие во “внешней среде”. Все факторы внутренней и внешней среды могут как способствовать, так и затруднять его производственно-коммерческую деятельность.

  Бдительные фирмы и предприятия периодически пересматривают свои целевые, стратегические и тактические установки, они полагаются на маркетинг как на основное комплексное средство наблюдения за рынком и приспособления к происходящим на нем переменам.

    Успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений фирмы, от действий посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий.

  Предприятие в современном мире может добиться успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей.

  Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального количества требований покупателя. Решению таких проблем способствует маркетинговые исследования и анализ внутренней и внешней среды организации.

  Поэтому важнейшим инструментом совершенствования маркетинговой среды предприятия необходимо считать организацию эффективной системы обратной связи, включающей маркетинговые исследования, рекламные акции и мероприятия по стимулированию сбыта, информационную открытость компании.

  Целью курсовой работы является изучение сущности маркетинговой среды предприятия и проведение её анализа на примере ОАО «Гродно Азот».

  Для достижения цели курсовой работы необходимо поэтапно решить следующие задачи:

-Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой среды предприятия

-Дать характеристику микро- и макро- среды предприятия

-Определить значение исследования маркетинговой среды для эффективной работы предприятия

-Рассмотреть организационно-экономическую характеристику ОАО «Гродно Азот»

-Сделать анализ внутренней и внешней среды предприятия

-Рассмотреть SWOT анализ

-Выявить пути совершенствования маркетинговой деятельности на ОАО «Гродно Азот».

  Объектом курсовой работы является ОАО «ГродноАзот».

  Предметом курсовой работы будет являться маркетинговая среда предприятия.

   В курсовой работе использованы материалы учебных пособий по маркетингу, материалы периодической печати, документы предприятия. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

  В первой главе рассматривается понятие и сущность маркетинговой среды предприятия, а также характеристика микро- и макро среды предприятия; рассмотрено значение исследования маркетинговой среды для эффективной работы предприятия.

  Во второй главе рассматривается организационно-экономическая характеристика ОАО «Гродно Азот», проведён анализ внутренней и внешней среды предприятия с использованием SWOT анализа и его применение.

  В третьей главе определены направления совершенствования маркетинговой среды ОАО «Гродно Азот» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ  СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
    1.   Понятие и сущность маркетинговой среды предприятия
 

  Динамичные изменения, постоянно происходящие во всех сферах общественной жизни, делают управление предприятием, в условиях многообразия его отношений и контактов с многочисленными субъектами, весьма сложным занятием. Это относится и к управлению маркетингом, как одной из основных функций управления. Происходящие за пределами предприятия процессы в той или иной сказываются на изменениях и процессах, происходящих внутри фирмы. Совокупность этих субъектов и отношений составляет понятие маркетинговой среды, которая во многом определяет характер деятельности фирмы и является объектом внимательного изучения. [6, с. 401]

  Если взять общее понятие то, маркетинговая среда — это все, что окружает предприятие, все, что влияет на его деятельность и само предприятие.

  Можно встретить множество определений маркетинговой среды.       Например, маркетинговая среда - это совокупность субъектов и факторов, действующих за пределами фирмы и внутри нее, и оказывающих влияние на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с целевыми клиентами.

  Панкрухин А.П. считает, что маркетинговая среда – это совокупность субъектов и сил (факторов), активно действующих и влияющих на конъюнктуру рынка (глоссарий) и эффективность деятельности субъектов маркетинга» (определение Панкрухина А.П.) [18, с. 32].

  Поставщики и клиенты; маркетинговые посредники и клиенты; финансовые круги и средства массовой информации; государственные учреждения и общественные организации; динамика численности, структуры населения и законодательная база предпринимательской деятельности; технический прогресс и состояние природной среды; культурная среда и внутренняя культура организации - вот далеко не полный перечень субъектов и факторов, действующих на предприятие и влияющих на эффективность его функционирования.

  Маркетинговая среда, с точки зрения ее изучения, может рассматриваться на трех уровнях: внутренняя среда, микросреда, макросреда. Микро - и макросреда представляют собой внешнюю среду фирмы.

  Внутренняя среда маркетинга предприятия включает его организационную структуру, отдельные подразделения, взаимосвязи между ними, систему управления, систему информации, систему планирования и т.д.

  Внешняя среда маркетинга предприятия складывается из факторов:

- макросреды (правовых, экономических, демографических,  природных, политических, культурных);

- микросреды (покупателей, поставщиков, посредников, конкурентов, контактных аудиторий).[6, с.28]

  Если более конкретно рассматривать внутреннюю среду, то это часть маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется руководством. Она включает структурные подразделения предприятия и складывающиеся между ними связи отношения. От состояния внутренней среды в значительной степени зависит стабильность функционирования, а значит и выживания в конкурентной борьбе.

  Выбор товарной специализации, схем товародвижения, ценообразования и стимулирования сбыта, ориентации на тот или иной целевой рынок, организации маркетинговой деятельности, текущего и периодического контроля, формирования имиджа компании в значительной степени подконтрольны руководству фирмы и могут регулироваться им. Внутренняя среда может быть как залогом эффективного функционирования, так и источником многочисленных проблем, способных привести к ликвидации предприятия.

  Анализ внутренней среды является трудной задачей, решению которой уделяется, порой, слишком мало внимания. Целью исследования внутренней среды является выявление сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны служат опорой в конкурентной борьбе, их необходимо расширять и укреплять. Изучение слабых сторон должно стать объектом самого пристального внимания со стороны всех структурных звеньев фирмы, с целью уменьшения их влияния на хозяйственную деятельность[1, с. 189]

  Если все службы не объединены единой стратегией, не заинтересованы в реализации общих целей маркетинга, то предприятие в целом не может рассчитывать на успех. Сотрудники службы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, работая над созданием новых товаров, вправе рассчитывать, что отдел материально-технического снабжения обеспечит производственные службы не только более дешевым, но и качественным сырьем и комплектующими. И те, и другие ожидают от производителей выпуска качественной продукции. Финансовым службам не следует относиться к затратам на продвижение фирменных товаров как к пустой трате средств. Руководство предприятия не может быть озабочено только текущими проблемами и не задумываться о стратегических задачах.

  Внутренняя атмосфера взаимоотношений и социального климата на предприятии, складывающаяся под влиянием норм, правил и ценностей составляет внутреннюю культуру предприятия.[6, с. 367]

  Главным ресурсом и цементирующим звеном предприятия является персонал, люди. Их мнение о деятельности своего предприятия, об успехах и проблемах важный объект изучения внутренней среды. 

    1. Характеристика  микросреды и макросреды предприятия
 

  В процессе своей текущей деятельности предприятие находится в непосредственном взаимодействии разной степени интенсивности с целым рядом субъектов, представляющих элементы внешнего окружения и образующих микросреду предприятия.

  Микросреда - это непосредственное окружение предприятия: поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники, контактные аудитории и клиенты, имеющие отношение и оказывающие влияние на выполнение ею своих функций. Сплошными линиями со стрелками отмечено взаимодействие предприятия с субъектами микросреды, пунктирными линиями - взаимодействие этих субъектов между собой[9, с. 298]

  В свою очередь предприятие может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, усиливая положительные и ослабляя отрицательные тенденции. Задача маркетинговых исследований в области изучения микросреды заключается в получении информации о ситуации в ближайшем окружении предприятия предвидении возможных направлений развертывания событий в отношении предприятия см. рис.1.1. 

 

      Рис. 1.1 Субъекты маркетинговой микросреды[5, с. 92]

  Поставщики - это юридические и физические лица, обеспечивающие фирму и ее конкурентов необходимыми ресурсами, для производства конкретных товаров или услуг.

  Любые изменения среди поставщиков оказывают влияние на производителя конечной продукции. Удорожание сырья и комплектующих, срывы поставок в краткосрочной перспективе угрожают фирме неприятностями в сфере сбыта, а в долгосрочной - падением имиджа и ухудшением отношений с клиентами.

   Маркетинговые посредники - предприятия и организации, содействующие компании в продвижении, сбыте и распространении товаров. К ним относятся торговые посредники, специализированные фирмы по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения. Структура представлена на рис. 1.2

Информация о работе Эффективность маркетинговой среды