Ценовая и неценовая конкуренция на примере деятельности ООО ТС "Аникс"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание

Главная цель курсовой работы – дать оценку конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Аникс».
Исходя из поставленных целей, можно сформировать следующие задачи:
- исследование теоретических и методологических основ конкуренции
- анализ деятельности магазина «Аникс» и его конкурентов
- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия;

Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы конкуренции 5
1.1 Понятие конкуренции. Формы и методы конкурентной борьбы. 5
1.2 Формы конкурентной борьбы 9
1.3 Сравнительный анализ преимуществ ценовой и неценовой конкуренции. 13

2. Анализ ценовой и неценовой конкуренции предприятия ООО ТС «Аникс» 18
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия 18
2.2 Анализ конкуренции предприятия 23
2.3 Изучение ценовой политики конкурентов предприятия 27

3. Повышение конкурентоспособности ТС ООО «Аникс» 35

Заключение 40

Библиографический список 42

Приложения 43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)

      1 – СПО Магазин №5,

      2 -  ИП Комарова В.А.

      3 – СПО Магазин №1

      4 -  ООО « Продмаг»

      5 – РПО « Грезы»

      6 – СПО Магазин № 6

      7 – КФХ « Молочный»

      8 – РПО «24 часа»

 

 Для выявления сильных и слабых сторон, отличительных особенностей, для определения использует ли компания внутренние сильные стороны в  своей стратегии, являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции необходимо провести SWOT-анализ. Наиболее значимые сильные и слабые стороны, возможности и угрозы перечислены в табл.5

Таблица 5. Матрица базового SWOT анализа

Сильные стороны Возможности
1. Широкий  ассортимент и большое количество товаров высокой категории качества в ассортиментном ряду. 1. Стабилизация  экономической ситуации повлекла  за собой увеличение уровня  жизни населения. 
2. Известность  торговой марки 2. Ненасыщенный  российский рынок представляет  практически неограниченные возможности для роста. 
3.  Разработанная система обучения сотрудников 3. Тенденция  отрасли к укрупнению размеров  магазинов и вытеснению мелких  торговых точек.
4. Традиции высокого качества обслуживания и гостеприимства 4. Увеличение  платы аренды торговых площадей, предоставляющих индивидуальным предприятиям
5. Налаженные партнерские отношения с поставшиками, предоставляющими товар на разумных кредитных условиях  
Слабые  стороны  Угрозы
1.Опыт  работы компании – менее 2 лет  на данном рынке  1. Высокая подверженность  влиянию изменения законодательства  и регулятивных мер. 
2.Слабые  инвестирования в маркетинг 2. Низкие барьеры  входа новых компаний на рынок
3.Отсутствие  рекламы 3. Некоторые  конкурирующие компании имеют  личное производство некоторых групп товаров
  4. Хищения персонала,  преднамеренно неправильная оценка  товара.
 

      Необходимо  найти формы сочетания позиций  списков сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз, какие угрозы и в какой мере неотвратимо повлияют на ослабление сильных сторон предприятия, или какие слабые стороны фирмы создадут для нее новые угрозы и др. (Табл.6) 
 
 
 

Таблица 6. SWOT Комплексная оценка возможностей и угроз с учетом сильных и слабых сторон.

  Описание Сильные стороны Слабые  стороны
    Низкий уровень

цен

Широкий ассортимент Известность

 торговой 

марки

Высокий уровень  обслуживания Налаженные

 отнощения

 с поставщиками

Обучение 

сотрудников

Небольшой опыт коммании на данном рынке Небольшое инвестирование

 в маркетнг

Отсутствие  рекламы
Возможности Рост рынка Привлечение потребителей с низким доходом   Рост за счет положит. имиджа       Завоевание  новых потребителей   Размещение  рекламы
Укрупнение  магазина   Широкий ассорт-т дает возможность увеличивать торг.площади     Стабильные  поставки на льгот.условиях способствуют развитию   Увеличение  торговых площадей    
Угрозы Новые конкуренты Конкурентам сложнее  проникнуть на новый рынок Менее опасны при  широком ассортименте Менее опасны при  хорошей репутации         Проведение  маркетинговых исследований Размещение рекламы
Нестабильность  в экономике При  эк.кризисе  цена еще более значима для  потребителей       В условиях дефицитности товаров становится устойчивым преимуществом        
Хищения персонала           Развитие мотивации  у сотрудников      

     На  основе проведенных всех исследований и SWOT анализа видно, что конкуренция по цене более значима, но не нужно оставлять без внимания и  неценовую конкуренцию, которая дает дополнительные преимущества. Из таблицы 4 видно, что цены на товары к «Аникс»  ниже, чем у конкурентов, что для потребителей является привлекательным и является сильной стороной предприятия.

     В SWOT- анализе видно, что цена является одной из сильных сторон, и с помощью ее можно уменьшить влияние угроз на деятельность предприятия. ООО «Аникс» является ценовым лидером на данном рынке и появление новых конкурентов менее опасно для магазина, чем для других аналогичных предприятий. Налаженные отношения с поставщиками и широкий ассортимент позволяют осуществить возможности предприятия, в частности открытие новых магазинов в с.Усть-Пристань или увеличение торговой площади в данном магазине, 180 м2 Аникс сдает в аренду индивидуальным предприятиям, что является дополнительным доходом.

 Анализируя  матрицу Портера (рис.4) можно сделать  вывод: так как Аникс ориентируется  на большой сегмент и его преимуществом является низкая цена, то рекомендуется использовать стратегию -  лидерство в области затрат. 
 
 
 
 

 
 
 

Рис. 4 Матрица  М. Портера

 

     3. Повышение  конкурентоспособности  ТС ООО «Аникс»

 

      Сначала необходимо провести анализ конкурентоспособности предприятия, который проводится по факторам, определяющим успех предприятию относительно выявленных конкурентов. Для наглядности представим данные в виде таблицы 7

      Таблица 7. Анализ конкурентоспособности предприятия

Факторы, определяющие успех предприятия Оценка ( от 0 до 10)
 
«Аникс»
Конкуренты
1 2 3 4 5 6 7 8
Качество  продукции 8,8 6,9 7,1 5,4 6,3 8,5 9,1 8,9 7,6
Уровень обслуживания 9,2 7,5 5,6 8,4 4,8 8,3 8,7 5,9 8,3
Ассортимент 9,8 8,1 6,7 8,9 7,2 4,5 8,3 7,4 8,4
Уровень цен 8,4 6,3 8,8 6,3 7,9 5,2 6,3 7,5 7,8
Местонахождения предприятия 8,6 8,7 8,6 7,8 7,4 8,2 6,1 5,3 4,3
Квалификация  сотрудников 9,0 6,3 7,2 7,1 6,2 5,9 7,3 6,3 7,5
Время работы 7,9 5,8 6,2 5,8 6,1 9,1 5,8 5,4 9,7

      1 – СПО Магазин №5,

      2 -  ИП Комарова В.А.

      3 – СПО Магазин №1

      4 -  ООО « Продмаг»

      5 – РПО « Грезы»

      6 – СПО Магазин № 6

      7 – КФХ « Молочный»

      8 – РПО «24 часа»

      Из  таблицы видно, что Аникс более  конкурентоспособен чем остальные  предприятия, занимающиеся розничной  торговлей продовольственными товарами на Усть-Пристанском рынке.

      По  данным можно сделать определенный вывод о слабых и сильных сторонах сети магазинов «Аникс». Сильными сторонами здесь является фактор цены, уровень обслуживания и квалификация сотрудников. По остальным факторам предприятие проигрывает, хотя и незначительно. Данные показатели являются резервами повышения конкурентоспособности анализируемого предприятия.

    Выявленные  недостатки в деятельности конкурентов  используются для разработки собственной  маркетинговой стратегии, выявленные сильные стороны используются для их изучения и внедрения в собственной фирме имеющегося положительного опыта работы.

      В результате данного исследования можно  придти к выводу, что позиции предприятия  на рынке достаточно устойчивы. Однако если не продолжать развитие торгового процесса и внедрение новейших технологий, магазин может потерять долю рынка.

      Конкурентоспособность - это относительная и обобщенная характеристика , выражающая выгодные отличия от конкурента, ради которых потребитель отдает предпочтение именно данному предприятию.

      Основные  методы конкурентной борьбы, которые  целесообразно использовать руководству  фирмы ООО «Аникс» – это цена, качество товара, ассортимент и уровень обслуживания. Сегодня считается, что неценовые методы борьбы стали преобладающими. Тем не менее, ценовые методы не тратили своего значения, особенно для товаров с эластичным спросом по цене. Отметим, что если раньше понижение цен на товары одним конкурентом неизбежно приводило к снижению цен другими конкурентами, то в настоящее время многие фирмы предпочитают улучшить потребительские свойства товара при сохранении или даже повышении цен. Быстрое возмещение затрат на производство и сбыт продукции – в попытке достижения этой цели чаще всего реализуют политику «доступных цен». Именно этой политике придерживается Аникс. Она обеспечивает предприятию большие объемы реализации продукции, что для магазина с небольшим временем нахождения на данном рынке оптимально.

      Но  если сравнивать преимущества ценовой  и неценовой конкуренции, то следует  отметить следующее. Предприятия часто пытаются выиграть конкурентную борьбу, устанавливая более низкие цены. С точки зрения бизнеса, это опасно, поскольку цены невозможно снижать постоянно. Кроме того, конкуренты могут снизить цены вслед за вами. Лучше находить и использовать другие возможности, например:

  • Хорошее обслуживание
  • Доставка товара
  • Разнообразие и обновление ассортимента
  • Неизменно высокое качество товаров
  • Удобное расположение

      Идеальное обслуживание - необходимый фактор неценовой конкуренции, который позволяет фирме «Аникс» выиграть по сравнению с конкурентами. Оно заключается в следующем:

      1. Потребностям клиентов уделяется  серьезное внимание.

      2. Все операции выполняются быстро  и эффективно.

      3. Персонал имеет четкое представление  о местонахождении товаров.

      4. Персонал хорошо осведомлен об  имеющихся товарах.

      5. Персонал проявляет обходительность  при обслуживании клиентов.

      К товарам, продаваемым конкурентами на рынке, со стороны покупателей  предъявляются определенные требования. И чем лучше фирма удовлетворяет эти требования, тем привлекательнее она для покупателя. Далее приведены некоторые меры, которые позволили бы торговой сети «Аникс» более полно удовлетворить требования покупателей:

  • Наличие рекламы, информация о товаре и товаропроизводителе, торговой марки, маркетинговой подготовки.
  • Обладание дополнительными по отношению к аналогам положительными свойствами, то есть конкурентоспособность предлагаемого товара.
  • Безопасность, надежность, качество.
  • Рыночная новизна.
  • Приемлемая цена потребления.
  • Популярность и репутация товаропроизводителя.

      Таким образом, стратегические цели и задачи деятельности торгового предприятия «Аникс»:

      - увеличение своей доли на рынке  розничной торговли продукции;

Информация о работе Ценовая и неценовая конкуренция на примере деятельности ООО ТС "Аникс"