Ценовая и неценовая конкуренция на примере деятельности ООО ТС "Аникс"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание

Главная цель курсовой работы – дать оценку конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Аникс».
Исходя из поставленных целей, можно сформировать следующие задачи:
- исследование теоретических и методологических основ конкуренции
- анализ деятельности магазина «Аникс» и его конкурентов
- разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия;

Содержание

Введение 3

1.Теоретические основы конкуренции 5
1.1 Понятие конкуренции. Формы и методы конкурентной борьбы. 5
1.2 Формы конкурентной борьбы 9
1.3 Сравнительный анализ преимуществ ценовой и неценовой конкуренции. 13

2. Анализ ценовой и неценовой конкуренции предприятия ООО ТС «Аникс» 18
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия 18
2.2 Анализ конкуренции предприятия 23
2.3 Изучение ценовой политики конкурентов предприятия 27

3. Повышение конкурентоспособности ТС ООО «Аникс» 35

Заключение 40

Библиографический список 42

Приложения 43

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 386.00 Кб (Скачать документ)

      - член Совета директоров - Дудышев М.Н.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. - Организационная структура ООО  ТС «Аникс» 

      В состав холдинга входят:

    • ООО "Прайд-А" - оптовая торговля продуктами питания;
    • ООО ТС "Аникс" - розничная торговля продуктами питания;
    • ООО "Аникс-ЛТД" - торговля продуктами питания в Республике Алтай;
    • ООО "Аникс-Холод" - оптовая торговля холодильной техникой и климатическим оборудованием;
    • ООО "Аникс" - сдача в наем собственного недвижимого имущества;
    • ООО "АлтайЭкспорт" - экспорт продуктов питания в Монголию;
    • ООО "Флора-Аникс" - производство замороженных, соленых, сушеных дикоросов (ягоды, грибы, папоротник);
    • ЗАО "Бийсктранссервис" - транспортные и экспедиционные услуги;
    • ООО "ИЛТ" (Информация Логистика Транспорт) - логистические услуги;
    • ООО "Аникс-Аппетит" - производство салатов, мясных полуфабрикатов, пельменей под торговой маркой "Домашний повар";
    • ООО "Фуд - Сервис" - сеть кафе быстрого питания и предприятий общественного питания;
    • ООО "Аникс-Гостиница" - гостиница, а также аренда банкетного зала для торжеств, семинаров и конференций;
    • ООО "Аникс-Тур" - туристический бизнес;

      Миссией ТД "АНИКС"  является создание и внедрение самых прогрессивных методов работы на рынке продуктов питания и максимальное удовлетворение потребностей клиентов, путем обеспечения качественными товарами и услугами, с соблюдением интересов партнеров, для развития компании и роста благосостояния сотрудников и владельца, завоевывая признание и уважение общества.

      Основным  направлением деятельности холдинга является оптовая и розничная торговля продуктами питания и товарами повседневного спроса.

      Компания обеспечивает товарами более 2000 предприятий розничной торговли Алтайского края и Республики Алтай.  В декабре 2007г. в ТД "Аникс" стартовал новый проект - Франчайзинговая сеть "Корзинка". На настоящий момент в состав ФС "Корзинка" входят 75 магазинов розничной сети. Магазины ФС "Корзинка" размещены на территории Алтайского края, Республики Алтай и Кемеровской области.

     По  состоянию на 01 октября 2010г. Розничная сеть Аникс состоит из 115 магазина:

- Бийск - 41 магазин и 2 специализированных алкогольных магазина;

- Барнаул - 11 магазинов;

- Заринск - 2 магазина;

- Горно-Алтайск - 2 магазинов; 

- Майма - 1 магазин;

- Белокуриха - 3 магазина;

- Новоалтайск - 3 магазина;

- Камень-на-Оби - 2 магазин;

- Яровое - 1 магазин;

- Новосибирск - 4 магазина;

- 36 магазинов - в районных центрах Алтайского края;

   Данная  курсовая работа написана на примере  магазина торговой розничной сети «Аникс», расположенного в райцентре Усть-Пристанского района. Магазин находится в центре села, тем самым всегда пользуется популярностью. Также выгодно его местоположение еще тем, что рядом находятся большое количество государственных и социальных учреждений.

      Организационно-правовая форма предприятия – Общество с ограниченной ответственностью, которое было принято согласно закону со статьёй 87-94 ГК и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года.

     Торговое  предприятие имеет печать со своим  наименованием, фирменным знаком (символикой).

     Магазин открылся весной 2010 г. Но за непродолжительное  время на рынке, он является основным конкурентом для других продовольственных магазинов в Усть-Пристанском районе (рыночная доля 12,86%.).  Магазин относится к типу «магазины у дома», так как расположен среди жилого массива и представлен широким ассортиментом товаров повседневного спроса.

     Магазин работает без выходных с 8.00 до 22.00. Сорокачасовой норматив продолжительности, установленный Трудовым Кодексом РФ соблюдается. На обед магазин не закрывается, продавцам  в течение всего рабочего дня предоставляется 30 минут на обед. Так как магазин в течение дня имеет неравномерный поток покупателей, поэтому в магазине практикуется ленточный график выхода на работу. Такой график предусматривает выход на работу не всех работников одновременно.

     В магазине трудится 12 сотрудников. Весь персонал в магазине вежливый, внимательный и обладает профессионализмом, большое внимание уделяется обучению и развитию персонала. Дважды в год проходит аттестация персонала, где оцениваются теоретические знания и практические навыки сотрудников. На регулярной основе проводятся семинары и тренинги по искусству продаж.

      На  работников магазина возлагается материальная ответственность, т. е. обязанность возместить имущественный ущерб, причиненный предприятию по их вине.  Между работниками и предприятием заключен письменный договор о полной материальной ответственности работника за необеспечение сохранности имущества и других ценностей.

      Торговая  площадь предприятия 500 кв.м, в том  числе 280 кв.м- площадь торгового  зала, 40 кв.м – площадь подсобных  помещений, 180 кв.м – площадь, сдаваемая в аренду индивидуальным предпринимателям.

     В « ТД Аниксе» применяют современное оборудование, удобное для покупателей и работников магазина, что упрощает систему учета и создает возможность создания общей оперативно  обновляемой товарной базы по всей розничной сети. Также в магазинах розничной сети действуют весы самообслуживания для торговли свежими овощами и фруктами. Каждый покупатель может самостоятельно завешать фрукты и овощи. Это позволяет увеличить производительность и сэкономить время покупателя.

      Заказ товаров от поставщика производится с помощью программы автоматической заявки, что сокращает время на формирование заказа и позволяет  быть управляющему магазином быть более  точным.

      Магазин обслуживает контингент покупателей с различным уровнем дохода. В основном ориентирован на покупателей со среднем уровня дохода.

      В магазинах ассортимент формируется  на основе данных о продажах и мнениях  покупателей. Отделом маркетинга и  категорийными менеджерами регулярно  проводятся исследования покупательского спроса и дегустации.

 За год товарооборот магазина составил 33975915,84 руб., структура  товарооборота за 2010 г представлена в приложении 2. На основе данных о продажах групп товаров можно составить матрицу БКГ, которая позволяет провести анализ актуальности товаров, исходя их их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой компанией доли на рынке.

Доля рынка, %

Рис. 2. - Матрица БКГ

      К дойным коровам относятся такие  группы товаров как плодоовощная продукция, мясо и мясопродукты и алкогольные напитки.

      Звезды – это кондитерские изделия, безалкогольные напитки, молоко и молочные продукты, хлебобулочные и мучные изделия и пищевые жиры.

      Собаки  - рыбная продукция, непродовольственные товары, концентраты и пищевые добавки и детское питание.

      К групп «трудный ребенок»  для  данного магазина относятся сигареты, готовые блюда, крупа, яйца и жевательные  резинки.

2.2  Анализ  конкуренции предприятия

      Для анализа конкуренции необходимо получить данные об интенсивности конкуренции на рынке, а также изучить технико-экономические и финансово-экономические возможности конкурентов.

      Интенсивность конкуренции на любом рынке определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются три составляющие:

      - характер распределения рыночных  долей;

      - темпы роста рынка;

      - рентабельность рынка.

       Характер  распределения рыночных долей. Чем более одинаковыми являются рыночные доли среди конкурентов на рынке, тем острее происходит конкурентная борьба. Необходимо определить степень разброса долей конкурентов на рынке. Для расчёта самих долей объем реализованной на рынке продукции i-м предприятием обозначают через Qi, а общий объем продаж на рынке – через Q, тогда рыночная доля этого предприятия определяется:

       

      Товарооборот  ООО «Аникс» за четвертый квартал 2010 г. составил 9493978,96 руб. А общий объем продаж продуктов питания в селе за этот период составил около 73853511,69 руб. Таким образом, рыночная доля «Аникса» 12,86%.

      Вторая составляющая, характеризующая интенсивность конкуренции на рынке, связана с темпами роста рынка. Чем выше темпы роста рынка, тем больше его емкость, тем менее напряженной представляется борьба за потребителя среди конкурентов. И напротив. Чем меньше темпы роста, а особенно в ситуации, когда они становятся отрицательными, тем более обостряется борьба за каждого потребителя. Из этого следует, что интенсивность конкурентной борьбы при этом увеличивается.

      Для вычисления этой составляющей интенсивности  конкуренции на рынке рекомендуется использовать два граничных значения - минимальный тем роста, принимаемый за 70% и максимальный темп роста в 140%.  
Взяв за основу эти два значения формула для расчета этой составляющей интенсивности конкуренции ( Ик) имеет вид:

    , здесь Тр - темп роста.

     Если  результат >1,4, то предприятие находится в состоянии ускоренного роста, при изменении  от 1,4 до 0,7 предприятие находится в состоянии  стагнации, если   < 0,7, то ожидается кризис рынка.

     Так, по сравнению с предыдущим кварталом  темп роста предприятия составил 13,2 %, то есть интенсивность конкуренции равна 1,8, это свидетельствует об ускоренном продвижении магазина на данном рынке.

      Каждому из участков кривой жизненного спроса на товар соответствует свой уровень  интенсивности конкурентной борьбы. Эти участки полностью диагностируются двумя показателями - первой и второй производными. В случае дискретных наблюдений, которые и встречаются на практике, их аналогом являются первые и вторые разности.

      На  первом участке, когда спрос на товар  только появился, конкурентная борьба имеет незначительный характер. Интенсивность  ее низка. Для данного участка  первая и вторая производные положительны.

      На  втором участке - участке роста - первая производная положительна, а вторая от положительных значений, проходя  через нулевую точку, становится отрицательной. Это этап, на котором  спрос опережает предложение  и возникшая конкуренция более  значительна, чем на первом этапе, но ее интенсивность еще мала.

      На  третьем участке - участке зрелости - объемы продаж стабильны и конкурентная борьба за покупателя обостряется. Для  этого участка кривой жизненного цикла спроса на товар вторая производная  отрицательна, а первая производная из положительной области, пройдя нулевую точку (пик объемов продаж), принимает отрицательные значения. 

      Наиболее  интенсивная конкурентная борьба наблюдается, как правило, именно на той части  кривой жизненного цикла спроса, когда  начинают уменьшаться объемы продаж, то есть, когда и первая производная функции, описывающей кривую жизненного цикла спроса, и вторая производная этой функции отрицательны.

     Так продолжается до того участка жизненного цикла спроса на товар, который характеризуется  высокими темпами падения объемов спроса на товар, а сами объемы спроса оказываются низкими. На этом последнем участке кривой первая производная отрицательна, а вторая производная - положительна. Причем та точка кривой, в которой вторая производная из отрицательных значений переходит в положительную область (нулевое значение второй производной), по сути, является границей между предыдущим этапом высокой конкуренции и последним этапом средней и затем незначительной конкуренции. 

Информация о работе Ценовая и неценовая конкуренция на примере деятельности ООО ТС "Аникс"