Брендинг как перспективное направление развития рекламы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:00, курсовая работа

Описание

В условиях жесткой конкуренции перед даже широко известными предприятиями возникает достаточно сложная задача: как удержать свои позиции на рынке и сохранить эффективность деятельности. Обычно руководством организаций осуществляется ряд мероприятий по увеличению доли на рынке, по снижению затрат в целях осуществления ценовой конкуренции и еще множество других. Но зачастую этого бывает мало, чтобы выжить.

Содержание

Введение 3
Раздел І. Суть брендинга. 6
1.1. Процесс создания бренда. 6
1.2. Управление брендом. 13
1.3. Мировой опыт брендинга. 17
Раздел ІІ. Актуальные вопросы брендинга в Украине. 21
2.1. Необходимость брендинга в нашей стране. 21
2.2. «Сильный и успешный бренд» для отечественного производителя. 26
2.3. Позиционирование бренда на украинском рынке. 30
Раздел ІІІ. Перспективы брендинга для Украины. 37
3.1. Проблемы украинских брендов и возможности их позиционирования. 37
3.2. Пути успешного развития украинских брендов. 43
3.3. Стратегия развития украинских брендов. 47
Заключение 51
Список использованной литературы. 53

Работа состоит из  1 файл

Брендинг.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

     Для того, чтобы противостоять этой тенденции (или, если угодно, получить из нее максимум выгоды), компании предлагают «облегченные» версии своих традиционных продуктов с сильным брендом. Однако подобная политика должна проводиться с особой осторожностью, иначе компания рискует ослабить свой бренд.

     Как любой предмет согласно законам  гравитации падает вниз с гораздо меньшим усилием, чем поднимается наверх, так и бренды быстро и легко оказываются на самых нижних сегментах рынка (иногда даже ненамеренно), где их поджидают большие проблемы. Самое сложное при этом - не повредить торговую марку, особенно в той ее части, которая связана с качеством представляемого ею товара. Проблема состоит в том, что снижение цены влияет на восприятие пользователя сильнее, чем любая другая акция, связанная с брендом. Психологами давно установлено, что на людей гораздо большее впечатление производит отрицательная, чем положительная информация.

     Однако  не стоит полагать, что движение вниз всегда слишком рискованно - умелое управление брендом на нижних сегментах  рынка может принести компании немалый  доход. Существует ряд средств, позволяющих разделить основной бренд и его более дешевую модификацию в сознании потребителей.

     Ключ  к уменьшению риска повредить  бренд при создании его дешевых  вариаций - отстроить новый продукт  от предыдущей категории. Суть в том, что потребители могут разделять индивидуальность торговых марок по классам продуктов, но им надо в этом помочь. Если товары очень сильно отличаются друг от друга, риск переноса негативного качества будет меньше. С другой стороны, естественно, есть риск, что столь отдаленно стоящие продукты под одной торговой маркой друг другу ничего не добавят, а лишь создадут у покупателя чувство дискомфорта.

     Хотя  создание полностью новой торговой марки выльется в полное ее отделение  и самую мощную защиту основной марки, оно не гарантирует успеха. Так, например, IBM создала такую торговую марку (Amber) для того, чтобы успешнее конкурировать с другими фирмами, занимающимися обработкой заказов и рассылкой товаров по почте. Идея потерпела крах и через два года была похоронена. Проект IBM мог бы быть значительно более успешным, если бы компания использовала собственную торговую марку, одну из самых сильных в Европе. Создание новой торговой марки и доверия к ней - дело чрезвычайно сложное, что и показывает этот пример.

     Возможно, самый простой подход «снижения» марки - это снижение цены. Такие торговые марки, как Marlboro, Budweiser и Pampers относятся к числу тех, кто считает, что не должно быть большой надбавки за марку в мире, где сильна конкуренция и основные продажи делаются через розничную сеть. Таким образом, они «уценили» свои товары, сделав их более конкурентоспособными. Появилось понятие «value priced» (в немецком – «prisewert») - на русском это можно описать как «оптимальный по соотношению цена/качество». Однако, несмотря на то, что покупатели стали подвергать сомнению дорогие марки, цена пока по-прежнему остается средством позиционирования. Резкое снижение цены говорит покупателям, что у них есть повод подвергнуть сомнению тот факт, что этот товар действительно отличается от другого товара под другой торговой маркой, и его качество не выше среднего.

     Тем не менее, многие бренды пока по-прежнему находятся на верхних ступенях рынка. Эти товары обладают уникальными  качествами, которые не позволяют  им встать на одну доску с более  дешевыми конкурентными товарами. Если владельцы торговых марок подобных товаров решат снизить цену, они должны продумать шаги по сохранению в умах потребителей восприятия высокого, отличного от конкурентов качества их товаров. Сложность в том, чтобы начать конкурентную борьбу с новыми ценами без изменения позиционирования товара. Суть этой политики снижения цены при сохранении восприятия качества в том, чтобы убедить розничных продавцов и покупателей, что качество остается прежним.

     Procter & Gamble, например, снижает цены, объясняя это программой снижения издержек и «новым стилем ведения бизнеса». Новая ценовая политика, по мнению Procter & Gamble, поможет сократить расходы на заказ, складирование и хранение. Таким образом, снижение цены воспринимается как часть единой корпоративной стратегии.

     Совершенно  противоположным образом повела себя компания Marlboro, резко снизив цены на свой основной бренд, когда столкнулась со снижением своей рыночной доли. Шаг, по сути своей стратегически верный, был воспринят розничными продавцами, покупателями (и держателями акций) как паническая реакция, что еще больше ухудшило положение марки. Разительное снижение цены не было поддержано логическими стратегическими обоснованиями, как в случае с Procter & Gamble, и покупателям и розничным продавцам пришлось самим искать объяснение происходящему. Конечно, марка Marlboro слишком стабильна и сильна, ее достаточно трудно разрушить, но она понесла ощутимый урон в результате этой акции.

1.3.

     Многие  ли из нас, знают о том, что декоративная косметика Max Factor, изысканные ароматы Hugo Boss, чипсы Pringles являются продукцией американской компании Procter&Gamble? А о том, что маргарин Rama, , шампунь Organics, запахи Obsession и One от Calvin Klein и крем Vaseline (известный всем жителям СССР как мазь “вазелин”) выпускаются европейским гигантом Uniever? Зачем же этим могущественным корпорациям, в зону интересов которых входит вся наша планета, производить множество различных товаров под всевозможными названиями, вкладывать деньги в их рекламу и продвижение на рынок? Не проще ли выпускать кофе, духи и стиральный порошок под одним именем, совпадающим, например, с названием фирмы-производителя, и вкладывать деньги в продвижение только этого имени.6

     Для того чтобы понять, почему большинство  мировых производителей товаров массового потребления (ТМП или fcmg - fast moving consumer goods) пошли по пути создания брендов, необходимо разобраться, что такое бренд, как появилось это понятие, и что оно дает производителю.

     Система брендов берет свое начало с середины прошлого века. Развивался брендинг одновременно в нескольких странах, но основной вклад в его становление сделали Великобритания и США. Я коротко остановлюсь на развитии брендинга в Северной Америке, так как именно в этой стране он впервые появился как официальная система управления товарами.7

     История американского брендинга разделена  на 4 отличные друг от друга, но перекрывающиеся  во времени периода. В течение  первого периода, с 1870 по начало 1900-ых, владельцы фирм и их помощники - первые в истории топ-менеджеры, создали первые товары массового потребления, многие из которых впоследствии стали удачными брендами и существуют до сих пор. Параллельно этому процессу, дополняя его, происходят коренные улучшения в качестве выпускаемого товара, в построении каналов его распространения, в рекламном деле. Лидирующие производители товаров массового потребления закрепляют свой успех в течение второго периода, 1915-1929 гг., путем развития существующих брендов, а так же создавая и внедряя новые. В этот промежуток времени появляется категория менеджеров среднего уровня, которые активно накапливают знания по продвижению товаров на рынок, учатся работать с рекламными и исследовательскими агентствами. Несмотря на радикальные изменения в жизни страны в продолжение третьего периода (1930-1945), на который пришлись Великая Депрессия и Вторая Мировая война, существующие методы управления брендами приобретают популярность среди все большего количества фирм. В это время происходит появление формального понятия системы брендинга, которую вводит в качестве системы управления своей деятельностью Procter&Gamble и некоторые другие фирмы. Однако широкого распространения брендинг пока не находит.

     В течение четвертого периода (с 1945г.), большинство фирм, производящих ТМП, вводят у себя систему управления брендами. 

     Бренды  появились в далеком 1870 году как  альтернатива огромному количеству товаров с сомнительной репутацией и невысоким качеством, наводнивших  США. В то время в Америке, как  почти везде в мире, заводчики  выпускали безликую продукцию - мыло, крупы, лампы, которые, так и не приобретя имени собственного, выкупались оптовиками для дальнейшей продажи через мелкие лавки и большие магазины. Производителю такая ситуация была не выгодна, поскольку его товар ничем не отличался от конкурентного и, следовательно, правила игры задавали оптовики, оставлявшие на свое усмотрение решение вопроса, у какого производителя купить товар. С другой стороны, фабриканты должны были выпускать огромное количество вариантов одной и той же продукции, чтобы удовлетворить любые запросы хозяев магазинов. Так, например, Colgate в 1906 году выпускал 160 различных типов туалетного мыла, 625 парфюмерных запахов и 2000 других наименований продуктов. Постепенное улучшение системы перевозок, производственного процесса, упаковки, изменения в законах, усиление эффективности рекламы, новые способы продажи создали предпосылки для появления “бренда производителя” (manufacturer brand).

     В то время появление брендов было встречено с одобрением со стороны  массового покупателя, поскольку  новинка позволяла потребителю не подвергать себя риску, возникающему при покупке небрендированного товара, а в случае неудовлетворительных качеств бренда, можно было избегать его в дальнейшем.

     Я не буду подробно останавливаться на всех этапах становления брендинга, укажу только основные проблемы, с которыми брендингу пришлось столкнуться на пути своего становления:

  • до 1915 года в основном было преодолено неприятие брендов некоторыми потребителями и сопротивление торговых партнеров, для которых брендированные товары обозначали снижение доходов и усиление влияния производителей, так же в большинстве фирм менеджеры постепенно свыкались с необходимостью введения брендинга как основной формы управления товарами;
  • второй и третий этапы становления брендинга ознаменовались в основном борьбой внутри корпораций между тем новым, что символизировали бренды, и старой системой управления предприятиями. 

 

     Раздел  ІІ.

     Я считаю, что понятие бренда и его  ценность возникают в конкретный исторический период. Достаточно вспомнить предыдущие десять лет нашего украинского бизнеса: во время его становления, в период сплошного дефицита, важно было много и быстро продавать. Корда таких продавцов стало много, возникла необходимость умения убедить клиента в том, что ты - лучший. Получается, что у фирмы должна появиться некая индивидуальность. После кризиса такая возможность появилась у украинских производителей и бизнесменов. Проблема ценности отечественного производителя брендов начала подниматься на необходимый уровень. И сейчас производителя (владелец) начинает понимать, что таких, как он много, поэтому их товар должен быть уникальным. Недостаточно быть первым, необходимо быть единственным. И только тогда производитель начинает уделять максимальное внимание бренду.

     Индивидуальность  бренда – это, фактически, его «душа», понятие, приближенное к классическому определению славянского характера, действие на подсознательных, эмоциональных мотивах, обещание, престижность, что-то ценное и более близкое для нашего менталитета. Экспансия мировых брендов в Украине еще раз подтверждает это.

2.1.

     Приблизительно  до 1997 г. основным инструментом конкурентной борьбы была цена, до 1999 г. – совокупность «цена/качество», в настоящее время  наиболее продвинутые компании используют совокупность «цена/качество + дистрибуция» (т.е., наиболее успешным становится товар, который распространяется по всей территории страны). Сегодня массовый украинский производитель мыслит больше категориями производства, нежели категориями рынка. Другими словами, «предприятие должно выпускать такую продукцию, для которой предназначены его производственные мощности ». Однако массовый производитель развитых стран и уже некоторые из украинских мыслят по-другому. «Предприятие должно выпускать такую продукцию, которую будет покупать потребитель». То есть, Брендинг становится необходимым в Украине.

     На  мой взгляд, большинство отечественных  предпринимателей боится брендинга, т.к. известно, что маркетинговые коммуникации относятся к числу быстродействующих, в то время как брендинг – процесс  медленный. Быстрые коммуникации – суть маркетинга: поскольку они дорогие, опытный маркетолог пытается создать такое обращение, чтобы вызвать быстрый ответ – вернуть затраченные деньги. Бренд обращается непосредственно к характеру человека, его психологической стороне. Невозможно вызвать у человека доверие, призывая «Доверься мне!». Единственный способ завоевать доверие – это продемонстрировать правдивость ваших лозунгов в ситуациях, которым потребитель доверяет. На это нужно время.

     Конечная  цель маркетинга – создать тесную связь потребителя с брендом. В случае успеха, эта связь будет удерживать потребителей долгие годы, и они будут рекомендовать эти товары своим друзьям и родственникам. А основным элементом этой связи является доверие.

     На  вопрос: почему брендинг необходим Украине, можно дать однозначный ответ: успех экономики без сильных брендов невозможен! Это объясняется таким прагматичным определением: мой бренд – это то, что позволяет мне продавать мой товар дороже, чем аналогичный!

     Ценность  бренда можно успешно привести на таком примере: у «Кока-Колы» 96% стоимости – это стоимость бренда, и только 4% - материальные активы. Трудно даже представить эту добавочную стоимость! (Бутылка напитка компании придумана таким образом, чтобы даже, если она разобьется, все равно можно будет сказать, что это была бутылка Coca-Cola. Вот это брендинг!).

     BusinessWeek и Interbrand подвели итоги ежегодного рейтинга глобальных успешных брендов. Была обнародована таблица 100 глобальных успешных брендов, стоимость которых превышает 1 млрд. долларов.

     Критерии  отбора брендов остаются традиционными:

  • бренды должны быть действительно глобальными, т.е. не менее 20% продаж должно производиться за пределами своей страны;
  • их маркетинговые усилия должны быть наглядными и видимыми;
  • финансовая информация, на которой базируется оценка, должна быть открытой.

     Рейтинг первой десятки самых успешных мировых  брендов представлен в таблице 2.1. 8

     Таблица №2.1.

Позиция бренда по годам. Наименование  бренда Страна Стоимость бренда, млн.$
2005 2004 2003 2002 2001 2005 2004
1 1 1 1 1 Coca-Cola США 67,525 67,394
2 2 2 2 2 Microsoft США 59,941 61,372
3 3 3 3 3 IBM США 53,376 53,791
4 4 4 4 4 GE США 46,996 44,111
5 5 5 5 6 Intel США 35,588 33,499
6 8 6 6 5 Nokia Финляндия 26,452 24,041
7 6 7 7 7 Disney США 26,441 27,113
8 7 8 8 9 McDonald’s США 26,014 25,001
9 9 11 12 14 Toyota Япония 24,837 22,673
10 10 9 9 11 Marlboro США 21,189 22,128

Информация о работе Брендинг как перспективное направление развития рекламы