Ассортиментная концепция и направления ассортиментной стратегии предприятия "Континент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание

разработка стратегии маркетинга предприятия, включая постановку целей и задач в области маркетинга при реализации проекта, обоснование выбора и оценка привлекательности целевых сегментов рынка, разработку стратегии в области товарной и ассортиментной политики, прогноз объемов продаж а также Программы продвижения компании "Континент" на региональные рынки Южного федерального округа на период реализации проекта (2006 – 2010 годы).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1.Теоритические основы формирования ассортиментной политики предприятия
1.1. Сущность и понятия ассортиментной политики 8
1.2 Ассортиментная концепция и направления ассортиментной стратегии предприятия 14
1.3 Функции управления ассортиментом товара 20
1.4 Методы оценки экономической эффективности ассортиментной политики 23
2.Характеристика экономической и маркетинговой деятельности предприятия
2.1 Краткая история и анализ организационной структуры управления Компании «Континент» 37
2.2 Динамика экономических показателей деятельности предприятия 40
2.3 Маркетинговая политика предприятия 47
3.Совершенствование ассортиментной политики Компании «Континент»
3.1 Ассортиментная политика предприятия 49
3.2Совершенствование ассортиментной политики компании «Континент» 50
4.Разработка мероприятий по повышению эффективности работы Компании «Континент»
4.1Перспективный прогноз развития Компании на рынках сбыта 55
4.2Оценка предполагаемого экономического эффекта от реализации
предложений 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
Список используемой литературы 61
Приложение

Работа состоит из  1 файл

Готовый курсовик асс. (2).doc

— 532.00 Кб (Скачать документ)

Принципы формирования ассортимента:

-    ассортимент должен отражать состояние потребительского спроса;

-    должен иметь стабильный характер с позиции минимального объема, обеспечивающего устойчивую прибыль;

-    ассортимент должен разрабатываться с учетом сервисного обслуживания клиентов;

-    основа создания ассортимента – концепция нового товара;

-    создание любого вида ассортимента должен осуществляться в тесной взаимосвязи с реальными возможностями фирмы.

Задачи, решаемые формированием ассортимента:

-    предприятие, устанавливая ассортимент, определяет специализацию и концентрацию своей деятельности;

-    предприятие создает необходимые источники ресурсов, ориентированные на товар с более низкой себестоимостью производства и соответствующего качества;

-    лучшее использование рабочего времени;

-    эффективное использование материально-технической базы;

-    улучшение коммерческо-хозяйственных связей;

-    обеспечение необходимой устойчивости объема и структуры  производимой продукции, оптового и розничного товарооборота.

Этапы формирования ассортимента

1.Определение текущих и перспективных потребностей на рынке с учетом покупательского поведения в целевых сегментах.

2.Оценка соответствующих аналогов конкурентов по совокупным направлениям потребительской ценности ассортиментных товаров.

3.Обоснование концепции нового товара в целях своевременного снятия с производства устаревших образцов.

4. Решение вопросов полноты ассортимента с учетом возможностей использования привлекательных инвесторов.

5. Планирование и управление ассортиментом в целях:

а) разработки производственной программы;

б) программы маркетинга;

в) мероприятия рекламы и паблик-рилейшинз;

г) разработки сервиса и системы стимулирования сбыта.

1.3 Функции управления ассортиментом товара

Управление ассортиментом на предприятиях различных форм собственности – это основной и один из самых сложных процессов протекающих в коммерческой деятельности. В нем очень тесно взаимоувязаны такие этапы коммерческой деятельности, как информационное обеспечение, определение потребности в товарах, выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения на рынок, установление хозяйственных связей между партнерами, организация оптовых закупок полуфабрикатов и комплектующих, организация оптовой продажи товаров, рекламно-информационная работа, оказание услуг и управление товарными запасами. Поэтому процесс управления ассортиментом является центральным звеном в сложной и многоуровневой цепочке содержания коммерческой деятельности предприятия. От его результатов зависит, какой товар и в каком объеме будет предложен потребителю.

Изучение процесса управления ассортиментом необходимо рассматривать по аналогии с понятием «управление».

В широком смысле слова под управлением следует понимать процесс, состоящий из определенных функций. Состав функций может изменяться в зависимости от целей и задач, которые ставит пред собой управляющая система.

Таким образом, управление ассортиментом следует понимать как комплекс функций управления, к которым на промышленном предприятии относятся:

- планирование;

- организация;

- контроль, направленный на изучение эффективности планирования и организации мероприятий в рамках ассортиментной политики предприятия.

Основные элементы, отражающие структуру процесса управления ассортиментом, можно представить схематично на рис. 1.3.

 

 

 

 

Рис. 1.1. Структура процесса управления ассортиментом в промышленности.

 

Функция планирования ассортимента промышленного предприятия предусматривает следующие мероприятия:

- определение занимаемой доли на рынке товаров и услуг;

- изучение потребностей покупателей к товарам, системам сбыта, сервису, дополнительным услугам;

- определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую эффективность их производства;

- определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях жизненных циклов;

- выбор наиболее эффективного метода формирования ассортимента с учетом современных принципов;

- разработку стратегии сбыта товаров.

Ассортиментная политика разрабатывается на перспективу, и в своей основе в течение определенного времени остается неизменной, однако при возникновении серьезных изменений на рынке стратегия может измениться.

Функцию организации можно рассматривать как формирование и реализацию ассортимента товаров. Процесс формирования ассортимента включает:

- установление оптимального ассортимента в соответствии со спросом потребителей;

- разработку структуры ассортимента;

- организацию эффективных хозяйственных связей с поставщиками и дистрибьюторами.

Важнейшим элементом маркетинга промышленности является формирование товарного ассортимента, эффективного для участников товаропроводящей цепи. Непременным фактором, определяющим эту эффективность, становится различие в понимании критериев ее оценки самими участниками процесса производства и товародвижения.

Методически обоснованным будет обозначение интересов в формировании товарного ассортимента, начиная с первого уровня товаропроводящей цепи – товаропроизводителя. Целью товарного производства является получение прибыли от хозяйственной деятельности за счет насыщения товарных рынков, произведенными в результате собственной производственной деятельности средств, для реализации определенной потребности потенциальных потребительских сегментов. Прибыльность реализуемого товарного ассортимента определяется следующими факторами:

- стоимостью ресурсов, требуемых для товарного производства;

- широтой и глубиной производимого товарного ассортимента;

- масштабом производственной деятельности;

- ценностью совокупности свойств товара для конечного потребителя;

- конъюнктурой товарного рынка в выбранном региональном масштабе;

- этапом жизненного цикла товара на рынке и другими факторами, представляющими своеобразие внутренней и внешней среды компании-товаропроизводителя.

Взаимная заинтересованность участников товаропроводящей цепи позволяет повысить эффективность их кооперации при соблюдении приоритетности интересов конечного потребителя.

Функция контроля дает возможность проверки в конце отчетного периода правильности выбранной предприятием стратегии в области формирования товарного ассортимента и внести своевременные плановые корректировки.

Процесс управления ассортиментом товаров, как видно из вышесказанного, довольно трудоемкий и сложный. В нем находят применение многие элементы коммерческой деятельности. Управление ассортиментом товаров в коммерческих организациях необходимо рассматривать не только как процесс, который обеспечивает жизнестойкость предприятию, но и как основу повышения его конкурентоспособности. Все этапы процесса управления ассортиментом товаров необходимо проводить последовательно, так как именно через последовательность раскрывается их взаимосвязь.

1.4. Методы оценки эффективности ассортиментной политики.

Формирование рыночных отношений предполагает определение основных направлений повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предпринимательских структур и выявление факторов роста производства. Важным становится оценка эффективности разрабатываемых предложений, мероприятий и капитальных вложений в перспективные проекты.

Для определения эффективности реализации проектов и мероприятий используют понятие точки безубыточности. Анализ безубыточности сводится к определению порога рентабельности, ниже которого фирма терпит убытки, а выше которого получает прибыль.

Определить точку безубыточности можно при соблюдении следующих условий:

-объем продаж равен объему производства продукции;

-условно-постоянные расходы неизменны и не зависят от объема производства;

-условно-переменные расходы находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема производства ;

-цены продаж на продукцию не изменяются в течение расчетного периода;

-уровень цен, переменные и постоянные расходы на единицы продукции не изменяются;

-расчет точки безубыточности производится только для одного продукта.

Экономический эффект  мероприятий рассчитывается по условиям  использования продукции за расчетный период. Суммарный по годам расчетного периода экономический эффект рассчитывается по формуле.

Эr=Рт- Зт=∑Рt  at-∑Зt  at ,

Где Эr- экономический эффект мероприятия НТП за расчетный период;

Рт ,Рt –оценка результатов мероприятий НТП за расчетный период;

Зт, Зt –стоимостная оценка затрат на мероприятия  НТП за расченый период и в t-году;

t  -год, затраты  и результаты которого проводятся к расчетному  году tр.

Товарная политика предприятия - комплекс действий торгового посредника на основе наличия у него чётко сформулированной программы действий на рынке. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождение для товаров оптимальной товарной ниши (сегментирование рынка), разработку ценовой политики, послепродажного сервиса и т.п. Товарная политика разрабатывается на основе данных о состоянии спроса и предложения, наличия товаров заменителей, общего состояния рынка.

Рынок – это сложное и многостороннее явление, которое характеризуется разным уровнем своего развития, особенностями исторического, социального, культурного характера, присущих различным странам; это та среда, в которой только могут быть удовлетворены все нужды потребителей через взаимодействие спроса и предложения; т.е. это с одной стороны сфера отношений между субъектами экономики, а с другой - составная часть рыночной экономики, куда входят сферы производства товаров, их потребления и распределения, а также элементы планирования и регулирования экономики. Постоянный анализ рыночной среды, оценка и продуманное применение полученной информации – залог успешной работы любой фирмы. Прогноз развития рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса потребителей в товарах данного предприятия и создаются предпосылки для эффективного сбыта данной продукции[i].

Начать свою деятельность по оценке конъюнктуры лучше всего с общего исследования рынка, т.е. оценки общеэкономической ситуации на нем. Рыночное окружение устанавливает пределы того, что может быть достигнуто. Такая оценка позволяет вовремя и без серьезных затрат изменять маркетинговую политику относительно ассортимента и объемов реализуемой продукции, своевременно вести поиск новых рынков сбыта, новых видов товаров, способов их продвижения, оптимизировать затраты и определять потребность в инвестициях.

Проведению анализа способствует рассмотрение коньюнктурообразующих факторов, которые можно подразделить на две группы - постоянно действующие и временные. Постоянно действующие коньюнктурообразующие факторы особенно проявляются на  рынке промышленных товаров и услуг. К ним относят:

1 НТП, меняющий отраслевую структуру экономики, товарный ассортимент, способствующий изменению структуры товарных рынков, обострению конкуренции, и дестабилизации существующей экономической ситуации. Он основная причина структурной безработицы.

2 Уровень монополизации цен, характеризующий экономическую мощь фирмы, так же как и занимаемая доля рынка и способности приспосабливаться к изменениям спроса. Этот критерий особенно важен для товарных рынков.

3 Государственное регулирование как административное, воздействующее на динамику производства и платежеспособного спроса, так и путем прямых покупок и продаж для корректировки спроса и предположения на социально и стратегически важных рынках (рынки сельхоз продукции, валютный и т. п.)

4 Межгосударственное регулирование значимо для мировых рынков различных видов продовольствия, защите собственных внутренних рынков от конкурентов извне, установления единых мировых цен на некоторые товары.

5 Состояние информационных систем. Ничто так не нервирует субъектов экономической деятельности как отсутствие  информации.

6 Валютная и кредитно - денежная ситуация в стране и за её пределами. Колебания национального курса валюты либо помогают отечественным производителям в конкурентной борьбе с импортными товарами (небольшое обесценивание национальной валюты и как следствие удорожание импортных поставок), либо ставит их в невыгодное положение, когда намного дешевле привезти из-за тридевять земель, чем произвести на месте.

7 Энергетические и экологические проблемы - достаточно жесткие по своему воздействию коньюнктурообразующие факторы. В последнее время это основные параметры, определяющие технологию производства и требования к свойствам товара.

Кроме постоянных факторов, которые необходимо учитывать любому участнику рынка, существуют и такие, которые зависят от специфики реализуемых товаров или услуг, среди которых можно выделить:

1.      Сезонность важна для рынка сельхозпродукции и как следствия смежных рынков (рынок ГСМ, автомобильных и ж/д. перевозок и т.п.). Нивелировать этот фактор в какой-то степени позволяет НТП;

2.      Политические конфликты. О действии этой группы факторов жители РФ знают не понаслышке.

3.      Социальные конфликты особенно опасны для ключевых отраслей экономики, имеющих государственное значение (ВПК, горнодобывающая промышленность.);

Информация о работе Ассортиментная концепция и направления ассортиментной стратегии предприятия "Континент"