Задачи и методы структуризации проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 20:36, реферат

Описание

Структуризация, суть которой сводится к разбивке проекта на иерархические подсистемы и компоненты, необходима для того, чтобы проектом можно было управлять.
В терминах управления проектами структура представляет собой «дерево» ориентированных на продукт компонентов, представленных оборудованием, работами, услугами и информацией, полученными в результате реализации проекта.
Говорят также, что структура проекта — это организация связей и отношений между ее элементами. Инвестиционные проекты, как правило, имеют иерархическую, переменную структуру, которая формируется применительно к конкретным условиям функционирования.
Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать или произвести, и связывает элементы работы, которые предстоит выполнить, — как между собой, так и с конечной целью проекта.

Работа состоит из  1 файл

методы структуризации проектов.docx

— 155.20 Кб (Скачать документ)

 

Малые проекты невелики по масштабу, просты и ограничены объемами. Так, в американской практике:

 

- капиталовложения: до 10-15 млн.долларов;

 

- трудозатраты: до 40-50 тыс.человеко-часов.

 

Примеры типичных малых проектов: опытно-промышленные установки, небольшие (часто - в блочно-модульном исполнении) промышленные предприятия, модернизация действующих производств.

 

Малые проекты допускают  ряд упрощений в процедуре  проектирования и реализации, формировании команды проекта (можно просто кратковременно перераспределить интеллектуальные, трудовые и материальные ресурсы). Вместе с  тем затруднительность исправления  допущенных ошибок в связи с дефицитом  времени на их устранение требует  весьма тщательного определения  объемных характеристик проекта, участников проекта и методов их работы, графика  проекта и форм отчета, а также  условий контракта.

 

Мегапроекты - это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными (например: развитие свободных экономических зон, республик, малых народностей Севера и т.д.), межотраслевые (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевые и смешанные. Как правило программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), республиканском, областном, муниципальном и т.д.

 

Мегапроекты обладают рядом отличительных черт:

 

- высокой стоимостью (порядка  $ 1 млрд. и более);

 

- капиталоемкостью - потребность  в финансовых средствах в таких  проектах, как правило, требует  нетрадиционных (акционерных, смешанных)  форм финансирования, обычно силами  консорциума фирм;

 

- трудоемкостью - 2 млн.  чел. часов на проектирование, 15-20 млн. чел. часов на строительство; 

 

- длительностью реализации: 5-7 и более лет; 

 

- необходимостью участия  других стран; 

 

- отдаленностью районов  реализации, а следовательно, дополнительными  затратами на инфраструктуру;

 

- влиянием на социальную  и экономическую среды региона  и страны в целом.

 

Наиболее характерные  примеры отраслевых мегапроектов - проекты, выполняемые в топливно-энергетическом комплексе - и, в частности, нефтегазовой отрасли. Так, системы магистральных трубопроводов, связавших нефтегазоносные районы Крайнего Севера с центром страны, западными границами и крупными промышленными районами, сооружались очередями ("нитками") в течение 2-3 лет каждая. При этом продолжительность такого проекта составляла в среднем 5-7 лет, а стоимость - более 10-15 млрд.

 

Сложные проекты подразумевают  наличие технических, организационных  или ресурсных задач, решение  которых предполагает нетривиальные  подходы и повышенные затраты  на их решение. Естественно, на практике встречаются «скошенные» варианты сложных проектов с преобладающим  влиянием какого-либо из перечисленных  видов сложности – например, использование  нетрадиционных технологий строительства, значительное число участников проекта, сложные схемы финансирования и  др. – все это суть проявления сложности проектов.

 

Краткосрочные проекты обычно реализуются на предприятиях по производству новинок различного рода, опытных  установках, восстановительных работах. На таких объектах заказчик обычно идет на увеличение окончательной (фактической) стоимости проекта, против первоначальной, поскольку более всего он заинтересован в скорейшем его завершении.

 

Бездефектные проекты  в качестве доминирующего фактора  используют повышенное качество.

 

Обычно стоимость бездефектных проектов весьма высока и измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами  долларов. Например - атомные электростанции.

 

Международные проекты обычно отличаются значительной сложностью и  стоимостью. Их отличает также важная роль в экономике и политике тех  стран, для которых они разрабатываются.

 

Такие проекты обычно основаны на взаимодополняющих отношениях и  возможностях партнеров. Нередко для  решения задач таких проектов создаются совместные предприятия, объединяющие двух или более участников для достижения некоторых коммерческих целей под определенным совместным контролем. При этом каждый партнер  вносит свой вклад и определенным образом участвует в прибылях.

 

3.   Цель и стратегия  проекта 

 

Различают генеральную цель (говорят также – миссию) проекта  от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.

 

Миссия – это генеральная  цель проекта, четко выраженная причина  его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры  для определения целей следующих  уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия – это  главная задача проекта с точки  зрения его будущих основных услуг  или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

 

Стратегия проекта — центральное  звено в выработке направлений  действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательных процедуры:

 

- Стратегический анализ 

 

- Разработка и выбор  стратегии 

 

- Реализация стратегии

 

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды  можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (т.н. SWOT-анализ).

 

К числу факторов внешней  среды относят:

 

- Технологические (уровень существующих, наличие новых технологий)

 

- Ресурсообеспеченность (наличие, доступ.)

 

- Экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют,  налоги)

 

- Ограничения государственного  сектора (лицензирование, законотворчество)

 

- Социальные (уровень безработицы,  традиции, вкусы, пол, возраст) 

 

- Политические (внешняя, внутренняя, экономическая) 

 

- Экологические (уровень  загрязнения, мероприятия) 

 

- Конкуренты (количество, размеры,  сила)

 

Внутренняя среда включает:

 

- Целевые рынки (ниша, в  которой работает фирма, круг  ее потребителей)

 

- Маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга)

 

- Сбыт (объема продаж, скидки)

 

- Каналы распределения  (как, через кого продается) 

 

- Производство (оборудование, технология, площади) 

 

- Персонал (квалификация, мотивация,  корпоративная культура)

 

- Снабжение (поставщики, условия  и системы поставки)

 

- Исследование и разработка  НИОКР (уровень, бюджет)

 

- Финансы (структура капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое  состояние) 

 

- Номенклатура продукции  (степень диверсификации)

 

- Исходя из миссии, целей  организации, на основе результатов  SWOT-анализа разрабатывается стратегия.

 

Разработка и выбор  стратегии осуществляются на трех различных  организационных уровнях:

 

- корпоративная стратегия  (общее направление развития, т.е.  стратегия роста, сохранения или  сокращения).

 

- деловая стратегия (стратегия  конкуренции конкретного товара  на конкретном рынке). Стратегия  проекта разрабатывается в рамках  деловой стратегии, т.е. отвечает  на вопрос, каким образом продукция  проекта будет конкурировать  на рынке. Очевидно, что выбор  стратегии проекта должен существовать  в рамках уже выбранного общего  направления развития организации.  При разработке деловой стратегии  используют три основных подхода: 

 

1.         Стратегия лидерства в издержках 

 

2.         Стратегия дифференциации (уникальности  по какому-либо направлению) 

 

3.         Стратегия концентрации на определенных  направлениях (группе покупателей,  номенклатуре изделий и географии  их сбыта)

 

- Функциональная стратегия  (разрабатывается для каждого  функционального подразделения,  с целью конкретизации выбранной  стратегии проекта).

 

Таким образом, при определении  стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:

 

- географическое местоположение, в котором будет действовать  проект;

 

- выбор корпоративной  стратегии; 

 

- выбор позиции на рынке  (доли рынка) и расчет времени,  требуемого для достижения данной  цели;

 

- установка основного  соотношения "продукт — рынок"  для разработки концепции маркетинга;

 

- функциональное назначение  и область применения планируемой  к выпуску продукции; 

 

- выбор оптимальной группы  клиентов;

 

- основные качества продукции,  способствующие успеху, с учетом  фактических или потенциальных  конкурентов; 

 

- использование исключительно  собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями.

 

Реализация стратегии  подразумевает, в первую очередь, необходимость  определенных изменений, необходимых  в организационной структуре  и организационной культуре. Поэтому  часто необходимо создать специальные  координационные механизмы в  дополнение к организационной структуре  управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.

 

Существенным элементом  стратегии является фактор т.н. организационной  культуры, включающий:

 

- Видение (философия) организации 

 

- Господствующие ценности 

 

- Нормы и правила поведения 

 

- Ожидания предстоящих  изменений 

 

- Процедуры и поведенческие  ритуалы.

 

4.         Результат проекта

 

Под результатом проекта  понимают продукцию, результаты, полезный эффект проекта. В качестве результата, в зависимости от типа / цели проекта, могут выступать: научная разработка, новый технологический процесс, программное средство, строительный объект, реализованная учебная программа, реструктурированная компания, сертифицированная  система качества и т.д. Об успешности проекта (результата) судят по тому, насколько он (результат) соответствует по своим затратным / доходным, инновационным, качественным, временным, социальным, экологическим и другим характеристикам запланированному уровню.

 

5.         Управляемые параметры проекта

 

Управляемыми параметрами  проекта являются:

 

- объемы и виды работ  по проекту; 

 

- стоимость, издержки, расходы  по проекту; 

 

- временные параметры,  включающие сроки, продолжительности  и резервы выполнения работ,  этапов, фаз проекта; а также  взаимосвязи работ; 

 

- ресурсы, требуемые для  осуществления проекта, в том  числе: человеческие или трудовые, финансовые ресурсы, материально-технические,  разделяемые на строительные  материалы, машины, оборудование, комплектующие  изделия и детали, а также ограничения  по ресурсам;

 

- качество проектных решений,  применяемых ресурсов, компонентов  проекта и прочее.

 

Проект и процесс его  реализации, осуществления являются сложной системой, в которой сам  проект выступает как управляемая  подсистема, а управляющей подсистемой  является управление проектом.

 

6.         Окружение проектов

 

Проект имеет ряд свойств, о которых целесообразно помнить, так как это помогает методически  правильно организовать работу по его  реализации:

 

- проект возникает, существует  и развивается в определенном  окружении, называемом внешней  средой;

 

- состав проекта не  остается неизменным в процессе  его реализации и развития: в  нем могут появляться новые  элементы (объекты) и из его  состава могут удаляться некоторые  его элементы;

 

- проект, как и всякая  система, может быть разделен  на элементы, при этом между  выделяемыми элементами должны  определяться и поддерживаться  определенные связи.

 

Разделение всей сферы  деятельности, в которой появляется и развивается проект, на собственно "проект" и "внешнюю среду" в определенной степени условно. Причины этого заключаются в  следующем:

 

1.         Проект не является жестким  стабильным образованием: ряд его  элементов в процессе реализации  проекта могут менять свое  местоположение, переходя в состав  проекта из внешней среды и  обратно. 

 

2.         Ряд элементов проекта могут  использоваться как в его составе,  так и вне его. Типичным примером  этому могут служить специалисты,  одновременно работающие как  над реализацией конкретного  проекта, так и над решением  некоторых других проблем (в  частности, над выполнением какого-то  другого проекта).

 

В практике бизнес-планирования обычно подлежат изучению три аспекта окружения проекта:

 

а) политический, а именно - отношение властей к проекту,

 

б) территориальный, включающий изучение конкурентных предложений на рынке аналогичной продукции,

 

в) экологический, связанный с необходимостью обеспечения экологической безопасности проекта.

 

7.         Проектный цикл

 

Промежуток времени между  моментом появления проекта и  моментом его ликвидации называется проектным циклом (говорят также - "жизненным циклом проекта").

Информация о работе Задачи и методы структуризации проектов