Японские методы организации труда и их использование за рубежом и в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 04:03, курсовая работа

Описание

Японский опыт все более привлекает к себе внимание теоретиков и практиков менеджмента других стран мира. В основе этого интереса лежит идея о тесной взаимосвязи этого опыта с теми успехами, которых Япония добилась в своем социально-экономическом развитии.
Японские методы организации труда широко используются за пределами Японии, в совершенно иных социально-экономических условиях. При правильном подборе этих методов в соответствии с устоями, принципами и обычаями какой-либо страны достигаются поразительно эффективные результаты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

I. СОСТОЯНИИ ЭКОНОМИКИ ЯПОНИИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
II. НОВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОМ В ЯПОНИИ:
2.1. От «пожизненного найма» к гибким формам занятости
2.2. От «зарплаты по старшинству» к оплате по результатам труда
2.3. От «пофирменных профсоюзов» к производственно отраслевым профобъединениям
III. ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА
IV. СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УСИЛИЙ
V. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ
VI. Использование японских методов управления персоналом в других странах:
6.1. Внедрение японской системы за рубежом
6.2. Использование японских методов организации в России (Пример АО «Первомайская заря»)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТ

Работа состоит из  1 файл

БАСКАКОВА.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

Одно лишь перечисление проблемных групп, действующих на «Первомайской заре», может дать представление об этой стороне работы: «Качество-12 (повышение конкурентоспособности продукции), «Сегмент» (изучение новых сегментов рынка), «Рынок, маркетинг» (обработка системы сбора и анализа информации от фирменных магазинов до реализации продукции, разработка системы формирования заказа по ассортименту), «Подготовка» (сокращение цикла от моделирования до запуска в производство), «Процессы» (изучение качества изделий в процессе пошива), «Качество-II» (снижение уровня брака при раскрое), «Структура» (организационные преобразования), «Стимулы» (управление персоналом), «Затраты» (повышение конкурентоспособности продукции за счет снижения издержек).

Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции явилось следствием анализа качественных характеристик изделий в сравнении с импортными образцами; апробации подбора изделий по принципу «платяного шкафа» и т.д.

Принцип «платяного шкафа» заключается в создании коллекций таким образом, чтобы все вещи сочетались по цвету, покрою, тканям. Это очень удобно для потребителя с низкими доходами. Сочетание всего лишь нескольких вещей одной коллекции позволяет каждый раз создавать различный костюм, что освобождает от покупки готовых костюмов.

В результате выработана ассортиментная политика, охватывающая базовый ассортимент; выделены основные сегменты рынка, относительно которых дифференцируется качество моделей.

Также изменилась организация сбыта продукции. Специалисты Всероссийского и Японского центров производительности труда сыграли огромную роль в осмыслении места маркетинга во внутрифирменном управлении. Сегодня у АО действует сеть фирменных магазинов – восемь в Санкт-Петербурге и два за его пределами, специализированные по группам одежды: повседневной и престижной. В отделе сбыта организован сектор фирменной и мелкооптовой торговли, который курирует работу фирменных магазинов. [15] Итак, вышеперечисленные японские подходы к организации производства, примененные на АО «Первомайская заря», значительно повысили эффективность труда, а также позволили выжить предприятию в современных, далеко не благоприятных условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Намечавшийся в Японии в конце 70-х – начале 80-х годов переход от традиционных моделей организации труда к новым уже приобрел значительные масштабы.

Японская система, основанная на так называемых «трех божественных дарах» идет к своему логическому завершению. «Пожизненный найм» рабочих постепенно заменяется на гибкие формы занятости; вместо системы «зарплаты по старшинству» все более практикуется оплата по результатам труда; на смену «пофирменным профсоюзам» приходят производственно-отраслевые профобъединения.

Главной целью традиционной японской системы является увеличение рыночной доли предприятия. При этом прибыль временно может игнорироваться, в связи с чем, достижение цели обеспечивается совпадением интересов предприятия с интересами работников.

Процедура принятия решений на предприятии сильно децентрализована, причем процесс их подготовки развивается, как правило, снизу вверх.

В Японии широко практикуется стимулирование групповых работ и кооперации.

Взаимоотношения между администрацией и рядовыми работниками в традиционной японской системе отличаются неформальным характером. Здесь имеют место взаимные обязанности и взаимная лояльность.

Обучение и подготовка персонала в Японии осуществляется внутри фирмы, чаще всего без отрыва от производства. Работники, как правило, разбираются в целом в используемых фирмой технологиях, могут решать многие производственно-технические и управленческие задачи.

Те страны мира, которые столкнулись с серьезными управленческими проблемами, связанными с отчуждением работника, ослаблением мотивации, недостаточной подготовкой кадров, уделяют значительное внимание японским методам. Об этом говорят примеры фирм США, Англии, Франции.

В России в начале 90-х годов интерес к японским методам организации и управления также существенно возрос. В ряде швейных предприятий уже используются некоторые трудовые и социальные технологии из Японии. Такие новации значительно повысили эффективность производства данных предприятий, а также помогли выжить в современных, далеко не благоприятных экономических и социально-политических условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Волгин Н. Японский опыт, который стоит изучать и разумно заимствовать. – «Человек и труд» 2011, №6, с. 50

 

2. Хлынов В. Япония: становление новой модели управления тру дом. – «МЭиМО» , 2008, №2, с. 102-110

 

3. Фишер Г. Еще раз о причинах «японского экономического чуда» - «Российский экономический журнал» , 2009, №8, с. 69-73

 

4. Фильев В. И. Организация, нормирование и оплата труда в развитых странах: Великобритания, Германия, Италия, США, Япония и д. р.. -М: Изд-во журн. «Юрид. бюл. предприним-ля»: ИНТЕЛ-СИНТЕЗ 2009

 

5. Геевский И. А., Червонная С. А. Опыт трудовых отношений в США. – «США», 2007, №12, с. 52-59

 

6. Червонная С. А. Новые аспекты регулирования трудовых отношений в США. – «США» , 2010, №2, с. 10-19

 

7. Способы обеспечения выплаты заработной платы: зарубежный опыт и международно-правовые стандарты. – «Человек и труд» , 2011, №1, с. 99

 

8. Правовое регулирование социально-трудовых отношений в России. – «Человек и труд», 2011, №7, с. 84

 

9. Силин А. Участие работников в управлении предприятиями: на Западе и в России. - «Человек и труд» , 2007, №8, с. 87

 

10. Михайлов А. Главный секрет японского «экономического чуда». – «Япония», 2009, №5, с. 5

 

11. Пшенников В. Уроки менеджмента: Управление, рождающее творчество. – «Япония», 2008, №9, с. 18

 

12. Пшенников В. Уроки менеджмента: Человек на рабочем месте. –«Япония», 2010, №10, с. 18

 

13. Пшенников В. Уроки менеджмента: Планомерность как образ жизни японского бизнеса. – «Япония», 2010, №11, с. 14

 

14. Целищев И. Управление по-японски за пределами Японии. – «МЭиМО», 2009, №8, с. 62

 

15. Синцова Г. Прет-а-порте от «Первомайской зари». – «Человек и труд», 2011, №3, с. 65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Таблица 1: «Почасовая заработная плата в обрабатывающей промышленности развитых стран (в ам. долл. по официальному курсу)»

 

Страны

2006

2007

2010

Долл.

Индекс

Долл.

Индекс

Долл.

Индекс

Япония

8,78

100

10,41

100

11,62

100

США

9,73

111

9,91

95

10,84

93

Канада

8,60

98

9,23

89

12,26

105

Швеция

7,34

84

8,90

85

12,37

106

Германия

7,74

88

9,75

94

12,42

107

Италия

4,86

55

5,38

52

4,95

43

Англия

5,81

66

6,93

67

9,61

83

Франция

5,67

65

6,82

66

6,82

59


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2: «Среднемесячная номинальная заработная плата в обрабатывающей промышленности Японии в зависимости от размера

предприятия (тыс. йен)»

 

Годы

Предприятия с числом занятых

Более 500 человек

100 – 499 человек

5 – 29 человек

1990

296,1

238,3

171,7

2005

369,8

285,0

203,0

2006

371,7

288,8

212,8

2007

397,2

296,7

214,3

2008

401,4

307,3

224,2

2009

423,1

324,8

232,8

2010

444,1

342,1

245,1


 

 

Таблица 3: «Средние размеры бонусов на всех японских предприятиях с числом занятых более 30 человек (все отрасли хозяйства)»

 

Годы

Летник бонусы

Зимние бонусы

Тыс. Йен

Кол-во месячных зарплат

Тыс. Йен

Кол-во месячных зарплат

1995

239, 7

1,54

287,5

1,84

2000

348,7

1,56

416,2

1,85

2005

411,0

1,47

490,6

1,75

2007

440,0

1,48

495,2

1,72

2010

501,7

1,51

563,1

1,78

Информация о работе Японские методы организации труда и их использование за рубежом и в России