Выбор стратегии и развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание

Фактически стратегия – это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности. Стратегия, которую решило использовать руководство, указывает на то, что «из всех направлений, имеющихся у нас в распоряжении, и возможных для нас действий, мы решили следовать в выбранном направлении и вести наш бизнес таким образом». Не обладая стратегией, руководитель не имеет продуманного курса движения и программы действий для достижения желаемых результатов.
.

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование стратегии фирмы

Глава 2. Характеристика предприятия как объекта управления:

1. Анализ внешней среды

2. Анализ внутренней среды

3. Миссия и ключевые цели предприятия

4. SWOT-анализ

5. Анализ стратегических альтернатив. Определение стратегии предприятия

Глава 3. Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая эконом предприятия.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)
 

      Никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться своей деятельностью.

В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные цели.

      Люди  создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организация имеет определенную целевую ориентацию. Далее, люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.), преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в ней, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в ее деятельности.

      При самом обобщенном и в то же время при самом углубленном понимании роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию извне. Более того, миссия позволяет сконцентрировать или даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия.

      В широком понимании миссия – это  философия и предназначение, смысл  существования организации.

      В узком понимании миссия – это  сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация,т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

      Миссией предприятия ОАО «Невьянский цементник» как и у большинства предприятий является получение прибыли.

      Ключевые  цели предприятия не очень ясны, но, судя по всему, они совпадают с целями хозяина предприятия. 

4. SWOT-анализ

 

      Среди множества инструментов анализа  рыночной позиции предприятия одним из наиболее наглядных является разработка SWOT-матрицы. Сущность такого анализа заключается в оценке перспектив финансово-хозяйственной деятельности предприятия в двух аспектах. Говоря о сегодняшнем положении предприятия, определяют его достоинства и недостатки, а взгляд на перспективу выявляет возможности продолжения дальнейшей деятельности и угрозы успешному выполнению планов. Результаты сводятся в таблицу, которая дает наглядный материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков и реализации рыночных преимуществ предприятия с учетом выявленных возможностей и угроз.

      SWOT-метод  был разработан американскими  экономистами и называется так  по первым буквам английских  слов, составляющих основное содержание  анализа (Strength – достоинство, Weakness- недостаток, Opportunities –возможность, Threat- угроза).

      SWOT - анализ включает в себя: исследование  инфраструктуры предприятия (клиентура, поставщики, посредники, конкуренты) и исследование внутренней среды предприятия.

      Томпсон и Стрикланд предложили следующий  примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде. 

         Сильные стороны:

    • выдающаяся компетентность;
    • адекватные финансовые ресурсы;
    • высокая квалификация;
    • хорошая репутация у покупателей;
    • известный лидер рынка;
    • изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;
    • возможности получения экономии от роста объема производства;
    • защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;
    • подходящая технология;
    • преимущества в области издержек;
    • преимущества в области конкуренции;
    • наличие инновационных способностей и возможности их реализации;
    • проверенный временем менеджмент.
 
 
 

    Слабые  стороны:

    • нет ясных стратегических направлений;
    • ухудшающаяся конкурентная позиция;
    • устаревшее оборудование;
    • более низкая прибыльность, потому что…;
    • недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;
    • отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;
    • плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;
    • мучение с внутренними производственными проблемами;
    • уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
    • отставание в области исследований и разработок;
    • очень узкая производственная линия;
    • слабое представление о рынке;
    • конкурентные недостатки;
    • ниже среднего маркетинговые способности;
    • неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.
 

    Возможности:

    • выход на новые рынки или сегменты рынка;
    • расширение производственной линии;
    • увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;
    • добавление сопутствующих продуктов;
    • вертикальная интеграция;
    • возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
    • самодовольство среди конкурирующих фирм;
    • ускорение роста рынка.
 

    Угрозы:

    • возможность появления новых конкурентов;
    • рост продаж замещающего продукта;
    • замедление роста рынка;
    • неблагоприятная политика правительства;
    • возрастающее конкурентное давление;
    • рецессия и затухание делового цикла;
    • возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;
    • изменение потребностей  и вкуса покупателей;
    • неблагоприятные демографические изменения.
 

      Этот  список может быть дополнен другими  характеристиками внешней и внутренней среды, отражающими конкретную ситуацию, в которой находится организация. 
 
 

      
  Возможности

1

2

3

Угрозы

1

2

3

Сильные стороны

1

2

3

Поле СИВ Поле СИУ
Слабые стороны

1

2

Поле СЛВ Поле СЛУ
 

   
 
 

   Рис.3  Матрица СВОТ 

      После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а  также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид.

      На  пересечении блоков образуется четыре СИУ (сила и угроза); поля: СИВ (сила и  возможности); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть  все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

      Составим  матрицу SWOT для анализируемого предприятия. Для этого рассмотрим слабые и сильные стороны организации, а также ее возможности и угрозы. 

      Сильные стороны:

    • удобное месторасположение;
    • имеющийся трудовой потенциал;
    • современная технология;
    • новое руководство;
    • проведение маркетинговых исследований;
    • бюджетирование;
    • частичное самообеспечение ресурсами.
 

    Слабые  стороны:

    • уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
    • техпроцесс зависит от оборудования;
    • отсутствие организационной культуры;
    • высокая изношенность основных фондов;
    • финансовые затруднения;
    • слабый имидж предприятия;
    • не очень высокое качество продукции.
 

    Возможности:

    • возможность выхода на рынок с новым продуктом;
    • возможность выхода на новые рынки;
    • в летний период имеется дефицит цемента на рынке;
    • возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
    • самодовольство среди конкурентов.
 

    Угрозы:

    • серьезный конкурент на рынке;
    • падение спроса на продукцию в зимний период;
    • изменение потребностей потребителей;
 

      Устанавливается связь между слабыми и сильными сторонами предприятия и его возможностями и угрозами в форме матрицы СВОТ. 

      Возможности:
    1. возможность выхода на рынок с новым продуктом;
    2. возможность выхода на новые рынки;
    3. в летний период имеется дефицит цемента на рынке;
    4. возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
    5. самодовольство среди конкурентов.
    Угрозы:
    1. серьезный конкурент на рынке;
    2. падение спроса на продукцию в зимний период;
    3. изменение потребностей потребителей;
     
    Сильные стороны:
    1. удобное месторасположение;
    2. имеющийся трудовой потенциал;
    3. современная технология;
    4. новое руководство;
    5. проведение маркетинговых исследований;
    6. бюджетирование;
    7. частичное самообеспечение ресурсами.
     
    1СИ-1В,  1СИ-2В, 1СИ-3В, 1СИ-4 В, 1 СИ-5 В

    2СИ-1В, 2 СИ-3В, 2СИ-4В

    3 СИ-1 В, 3 СИ-2В, 3СИ-3В, 3СИ-4В

    4СИ-1В,4СИ-4В,4СИ-5 В

    5СИ-1В, 5СИ-2 В, 5СИ- 4В, 5СИ-5 В

    6СИ-4 В

    7СИ-1В, 7СИ-2 В,7 СИ-3 В,7 СИ-4 В,7СИ-5В

     
    1СИ-1У 

    2 СИ-2У, 2 СИ-2У, 2СИ-3У   

    3СИ- 1У, 3СИ-3У  

    4СИ-1 У,4 СИ-2У,4СИ-3 У,

    5СИ-1 У, 5СИ-2У, 5СИ-3У

    6СИ-2У,6СИ-3У

    7СИ-1У,7СИ-2 У

    Слабые  стороны
    1. уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
    2. техпроцесс зависит от оборудования;
    3. отсутствие организационной культуры;
    4. высокая изношенность основных фондов;
    5. финансовые затруднения;
    6. слабый имидж предприятия;
    7. не очень высокое качество продукции.
     
    1СЛ-4 В, 1СЛ-2В, 1СЛ-3В, 1СЛ-4 В, 1СЛ-5В 

    2 СЛ-1В,2 СЛ-2В, 2 СЛ-4 В

    3 СЛ-4 В  

    4 СЛ-2 В, 4 СЛ-4 В, 4 СЛ- 5В

    5СЛ-1В,5 СЛ-2В, 5СЛ-3В,5СЛ-4В

    6СЛ-1В, 6СЛ-2 В, 6СЛ-4В.6СЛ-5В

    7СЛ-4В,7СЛ-5В

     
    1СЛ-1У, 1СЛ-3У 
     

    2 СЛ-1У,2СЛ-2У 

    3СЛ-2У,3СЛ-3У  

    4СЛ-1У,4СЛ-2У,4СЛ-3У 

    5СЛ-1У,5СЛ-2У,5 СЛ-3У

    6СЛ-1У 

    7СЛ-1У,7СЛ-2У

Информация о работе Выбор стратегии и развития предприятия