Выбор стратегии и развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание

Фактически стратегия – это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности. Стратегия, которую решило использовать руководство, указывает на то, что «из всех направлений, имеющихся у нас в распоряжении, и возможных для нас действий, мы решили следовать в выбранном направлении и вести наш бизнес таким образом». Не обладая стратегией, руководитель не имеет продуманного курса движения и программы действий для достижения желаемых результатов.
.

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование стратегии фирмы

Глава 2. Характеристика предприятия как объекта управления:

1. Анализ внешней среды

2. Анализ внутренней среды

3. Миссия и ключевые цели предприятия

4. SWOT-анализ

5. Анализ стратегических альтернатив. Определение стратегии предприятия

Глава 3. Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая эконом предприятия.doc

— 174.50 Кб (Скачать документ)

      Основным  конкурентом на рынке для этого предприятия является Сухоложский цементный завод. Он выпускает в три раза больше продукции, чем ОАО «Невьянский цементник», имеет более низкие издержки, более высокий имидж. Сухоложский цементный завод обладает 75% рынка и при желании за счет демпинговых цен он мог бы захватить часть рынка, которая принадлежит нашему предприятию.

            2.Анализ внутренней среды 

      Внутренняя  среда организации – эта та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. 

Срезы внутренней среды 

      Кадровый  срез внутренней среды охватывает такие  процессы, как:

  • взаимодействие менеджеров и рабочих;
  • наем, обучение и продвижение кадров;
  • оценка результатов труда и стимулирование;
  • создание и поддержание отношений между рабочими и т.п.
 

        Организационный срез включает:

  • коммуникационные процессы;
  • организационные структуры;
  • нормы, правила, процедуры;
  • распределение прав и ответственности;
  • иерархию подчинения.
 

       В производственный срез входят:

  • изготовление продукта;
  • снабжение и ведение складского хозяйства;
  • обслуживание технического парка;
  • осуществление исследований и разработок.
 

      Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции:

  • стратегия продукта, стратегия ценообразования;
  • стратегия продвижения продукта на рынке;
  • выбор рынков сбыта и систем распределения.
  • Финансовый срез включает:
  • процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:
  • поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;
  • создание инвестиционных возможностей и т.п.

      Внутренняя  среда как бы полностью пронизывается  организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.

    Сильные и слабые стороны  организации
 

      Изучение  внутренней среды направлено на уяснение  того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.

  Внутренняя среда исследуемого предприятия характеризуется следующими моментами: 

         Кадры 

        На предприятии существует командно-административный стиль управления. Непонятно, что является доминантой в системе ценностей высшего руководства. 

      С февраля 2001 года на предприятии работает команда московских управленцев из холдинга в составе председателя Совета директоров, финансового директора, директора по снабжению и начальника отдела маркетинга. Надо отметить, что они уже успели сделать много хорошего для развития предприятия.

      Квалификация  менеджеров среднего уровня имеет средний  уровень, что позволяет им справляться  с вопросами планирования и контроля. Недостаток предприятия состоит  в том, что данных специалистов на предприятии не хватает.

      Квалификация  персонала соответствует текущим и будущим задачам предприятия. Однако руководство не задумывается о будущем предприятия, не обучает специалистов.

      Руководство мотивирует рабочих только финансово, другие методы мотивации на предприятии не используются.

      Уровень зарплаты на предприятии выше, чем в среднем по району. 

      Организация общего управления 

         На предприятии четко распределены права и обязанности работников.

      В отделе сбыта как показала практика, не хватает специалистов, а имеющиеся работники незаменимы и при неожиданном выбытия работника в случае болезни, командировки, отпуска страдает  сбыт предприятия. Существующая структура отдела сбыта изображена на рис.1

      На  предприятии существует практика снижения управленческих издержек. На данный момент в компьютерной сети предприятия внедряется компьютерная программа «1-С Бухгалтерия», что позволит во-первых, уменьшить количество работников, а во-вторых, сделает более эффективным контроль за отпускаемой продукцией.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1 Схема  существующего отдела сбыта ОАО «Невьянский цементник» 

      Высшее  руководство имеет достаточно высокую  квалификацию. Достаточно сказать, что команда управленцев из Москвы прошли курсы при Президенте РФ и имеют определенный опыт работы в данном направлении. 

      Производство  

Предприятие имеет выгодное месторасположение по отношению к природным ресурсам. Рядом находятся карьеры глины, известняка и песка, которые необходимы для производства цемента. Предприятие само обеспечивает себя основным сырьем.

      Технология  предприятия отвечают конкурентным требованиям сегодняшнего дня.

      Контроль  качества продукции осуществляется силами собственной лаборатории. Контроль за процессом изготовления цемента осуществляется  регулярно.

      Вместе  с тем качество продукции нашего предприятия оставляет желать лучшего. В менеджменте существует высказывание: «качество продукции не надо повышать, им надо управлять». Однако качество цемента ОАО «Невьянский цементник» как раз надо повышать.

      Издержки  предприятия средние по отрасли, но выше, чем у основного конкурента – Сухоложского цементного завода.

      В летний период увеличивается спрос  на цемент, предприятие не в силах  справиться с ним и предложить столько товара, сколько требуется, поэтому на рынке возникает дефицит  цемента.

      Предприятие имеет сложности в техпроцессе с точки зрения зависимости от имеющегося оборудования (одна печь, две мельницы, 1 декорбанизатор и т.д.), при поломке какого-либо оборудования может остановиться весь техпроцесс предприятия. 

Маркетинг 

      На  предприятии имеется отдел маркетинга во главе с начальником отдела маркетинга. Отдел маркетинга занимается изучением рынка, маркетинговыми исследованиями.

      Доля  рынка нашего предприятия составляет около 20% (см.рис.2).

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.2 Рынок  производства цемента, на котором действует  ОАО «Невьянский це-ментник». 

      Предприятие ОАО «Невьянский цементник» является ценовым последователем. Ценовым лидером на рынке является Сухоложский цементный завод.

      Эточ предприятие имеет возможность производить и выйти на рынок с другими продуктами – утеплитель ЖРК-1, облегченный тампонажный цемент, минеральный порошок и некоторыми другими. Также предприятие имеет возможность для выхода на перспективные рынки Пермской и Челябинской областей, где местные цементные заводы находятся в кризисном состоянии.

      Имидж нашего предприятия оставляет желать лучшего. В основном это касается вопроса о качестве и надежности как партнера. 

      Финансы и учет 

      Предприятие имеет возможности привлечение  долгосрочного и краткосрочного капитала. Оно осуществляет разумную налоговую политику – задолженности по налогам практически не имеет.

      Предприятие использует две системы оплаты за продукцию. В основном  это предоплата. Но   для постоянных клиентов существует отсрочка платежа.

      С 2001 года на предприятии внедрена система  жесткого бюджетирования. То есть на месяц составляются все доходы и расходы предприятия, проводится планирование поступления и выбытия денежных средств.

      Слабым  местом финансового состояния предприятия  является то, что кредиторская задолженность превышает дебиторскую. 

      Организационная культура 

      Наряду  с изучением различных аспектов внутренней среды организации очень  большое значение имеет также  анализ организационной культуры. Она  пронизывает любую организацию  насквозь, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что организационная культура ослабевает организацию, не давая ей успешно развиваться даже в том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной культуры состоит в том, что она определяет не только отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы.

      Так как организационная культура не имеет явного проявления, то ее сложно изучать. Однако тем не менее есть несколько устойчивых признаков, которые помогают оценить те слабые и сильные стороны, которые организационная культура порождает в организации. Информацию об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Организации с сильной организационной культурой стремятся подчеркнуть важность людей, работающих в ней, уделяют большое внимание разъяснению своей философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.

      Представление об организационной культуре дает и  то, как сотрудники трудятся на своих рабочих местах, как они взаимодействуют друг с другом, чему отдают предпочтение в разговорах. Для понимания организационной культуры важно знать, как построена система карьеры в организации и какие критерии служат для продвижения работников. В случае если в организации работников продвигают быстро и по результатам индивидуальных достижений, то можно предположить, что существует слабая организационная культура. Если же карьера сотрудников имеет долгосрочный характер и предпочтение при продвижении отдается умению хорошо трудиться в коллективе, то такая организация имеет явные признаки сильной организационной культуры.

      Пониманию организационной культуры способствует изучение того, существует ли в организации устойчивые заповеди, неписаные нормы поведения, ритуальные мероприятия, предания, герои и т.п. и насколько об этом осведомлены все сотрудники организации, насколько серьезно они относятся ко всему этому. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьезно и с уважением относятся к правилам, ритуалам и организационным символам, то можно уверенно предположить, что организация обладает сильной организационной культурой.

  На исследуемом предприятии оргкультура является слабым местом. Для руководства работники – это не ценность, а ресурс организации, это исполнители отдельных работ. Из этого видно, что на предприятии преобладает оперативное управление, а не стратегическое.

      Это одно из самых слабых мест организации.

 
                1. Миссия  и ключевые цели предприятия

Информация о работе Выбор стратегии и развития предприятия