Валовой доход как финансовая основа хозяйственной деятельности торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание

Прибыль и убытки представляют собой разницу между предварительной оценкой затрат и доходов и реально осуществленными затратами и полученными доходами. Причем эта разница может быть следствием выбора стратегии коммерческой деятельности.

В данной работе я уделю внимание категориям, относящимся к финансовым результатам предприятия, а именно - валовому доходу.

Содержание

Введение…………………………………………………………2
Глава 1: Понятие, экономическая сущность и источники образования доходов в торговле…………………………………..4

Глава 2: Анализ валового дохода на предприятии………………11

Глава 3: Планирование валового дохода на предприятии……...14

Глава 4: Анализ доходов розничного торгового предприятия на примере ООО «Копейка – Москва»………………………………...21

Заключение. Основные выводы.

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 365.00 Кб (Скачать документ)

    15) в виде использованных не по  целевому назначению предприятиями  и организациями, в состав которых  входят особо радиационно опасные  и ядерно опасные производства  и объекты, средств, предназначенных для формирования резервов по обеспечению безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;

    16) в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам) организации;

    17) в виде сумм возврата от  некоммерческой организации ранее  уплаченных взносов (вкладов)  в случае, если такие взносы (вклады) ранее были учтены в составе  расходов при формировании налоговой  базы;

    18) в виде сумм кредиторской задолженности  (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;

    19) в виде доходов, полученных  от операций с финансовыми  инструментами срочных сделок, с  учетом положений статей 301 - 305 настоящего  Кодекса;

    20) в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации;

    21) в виде стоимости продукции  средств массовой информации  и книжной продукции, подлежащей  замене при возврате либо при списании такой продукции.

    Величина  доходов по операциям, не связанным  с реализацией товаров, в общей  сумме доходов торговых организаций  и предприятий составляет в среднем  от 5 до 10%. (1 с.81)

    Не  учитываются как доходы:

    • суммы косвенных налогов и иных аналогичных обязательных платежей;
    • суммы авансов в счёт оплаты;
    • суммы задатка;
    • поступления в погашение кредита, займа;
    • суммы поступившего залога.

    В торговле используется понятие «валовой доход». Такой вид доходов можно  выделить, если рассматривать доходы с точки зрения назначения.

    В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 «ТОРГОВЛЯ. Термины и определения» «валовой доход торговли – показатель, характеризующий  финансовый результат  торговой деятельности и определяемый как превышение выручки  от продажи товаров и услуг  над затратами по их приобретению за определённый период времени».

    Понятие «валовой доход» используется торговыми  предприятиями при определении  эффективности хозяйственной деятельности, также валовым доходом можно  признать добавленную торговыми  предприятиями часть стоимости, которая призвана покрывать все торговые издержки, включать в свой состав прибыль от реализации и доходы от прочей деятельности. Главную часть валового дохода составляют торговые надбавки. (1 с.82-83)

    Итак, валовой доход состоит из следующих трех частей:

  • сумма денежных средств, полученных от реализации товаров, как разности между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку;
  • поступления за оказанные услуги и выполненные работы (подгонка верхней одежды, раскрой тканей, доставка товаров на дом и др.);
  • прочие доходы от неосновной деятельности (сальдо доходов и расходов от внереализационных операций, реализации излишков оборудования, передачи временно неиспользуемых помещений и объектов мелкорозничной сети в аренду, доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от ценных бумаг, принадлежащих предприятию, и др.). ( 4 с.70)

   Экономическое назначение валового дохода — возмещение издержек обращения, уплата налогов, сборов и образование прибыли.

   Основная  часть валового дохода формируется  за счет торговой деятельности. В общем виде валовой доход рассчитывается по следующей формуле:

   ВД = Н + У + П,

   где ВД — валовой доход;

   Н — надбавка торгового предприятия;

   У — стоимость оказанных услуг;

   П — прочие доходы. ( 4 с.70)

   Факторы, влияющие на валовой  доход

   К важнейшим факторам, формирующим  объем и уровень валового дохода, относятся:

    • объем, состав и ассортиментная структура товарооборота;
    • условия поставки товаров;
    • экономическая обоснованность торговой надбавки;
    • количество и качество дополнительных услуг.

   Каким образом проявляется влияние названных факторов?

   Увеличение  объема товарооборота означает рост массы валового дохода: чем больше продано товаров, тем больше совокупная сумма торговой надбавки.

   Влияние состава товарооборота не так  очевидно, но имеет место. Это связано  с различным уровнем торговой надбавки на товары, реализуемые в розницу, и товары, продаваемые оптом: в розничной сети надбавка выше, поскольку процесс смены форм стоимости требует дополнительных затрат. Более того, и состав оптового оборота также влияет на объем валового дохода. Транзитный оборот образует меньший доход, чем складской, поскольку меньшие затраты торгового предприятия при такой форме продажи, как правило, обеспечивают необходимую эффективность деятельности и при невысокой торговой надбавке.

   Дифференциация  торговой надбавки по отдельным товарным группам обусловила связь ассортиментной структуры товарооборота и суммы валового дохода.

   Взвешенный  выбор поставщика определяет не только цену поставки товаров в торговую сеть, но и такие слагаемые стабильной и прибыльной работы торгового предприятия, как качество товаров, форма оплаты, гарантированная частота и комплектность поставок, размер партии и др.

   Рыночная  модель экономики позволяет торговым предприятиям самостоятельно устанавливать надбавки по большинству товарных групп. Важно только, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой — сохранить конкурентоспособные цены.

   Широта  предоставления дополнительных услуг  зависит от профиля предприятия  и профессионализма руководства. Поступления за оказанные услуги в валовой доход колеблются от полного их отсутствия до 1,5—2% в его общей сумме. Косвенное влияние, связанное, например, с привлечением покупателей, как показывает опыт экономически развитых стран, значительно весомее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2.

    Анализ  валового дохода на предприятии.

Размер  валового дохода является главным источником финансирования торговой деятельности. От него зависит размер прибыли и рентабельность организации.

Задачами  анализа валового дохода являются:

  • Изучение динамических изменений валового дохода и его соотношений:
    • с товарооборотом;
    • с себестоимостью товаров;
    • с издержками товарного обращения.
  • Оценка изменений валового дохода по формам приобретения товаров.
  • Определение резервов роста валового дохода и эффективности торговли.

Основным  показателем, определяющим размер валового дохода, является торговая надбавка к  себестоимости товаров. Уровень надбавки устанавливается в зависимости от покупательского спроса, выраженного рыночными ценами на данный товар, себестоимости и издержек обращения этого товара.

Фактической себестоимостью товарных запасов, приобретенных  за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В анализе  следует измерить и оценить эффективность  торговли по показателю валового дохода. Эффективность продаж по валовому доходу измеряют отношениями (уровнями) валового дохода к товарообороту, себестоимости товаров, издержкам товарного обращения (табл. 1). (2 с.256) 
 
 
 
 

Таблица 1  
ОЦЕНКА ВАЛОВОГО ДОХОДА

Наименование показателей Единицы измерения Предшествующий период Отчёт- 
ный период
Абсолютное изменение

гр.2--гр.1

Темп роста,

%

гр.2/ 
/гр.1

А Б В 1 2 3 4
1 Товарооборот  тыс. руб. 15 666 16 227 561 103.58
2 Валовой доход  тыс. руб. 3 133 3570 437 113.95
3 Уровень валового дохода к товарообороту  % 20.00 22.00 2.00 110.01
4 Себестоимость товаров  тыс. руб. 12 533 12 657 124 100.99
5 Уровень валового дохода к себестоимости  % 24.998 28.206 3.21 112.83
6 Издержки обращения  тыс. руб. 740 780 40.00 105.41
7 Уровень валового дохода к издержкам обращения  % 423.378 457.69 34.31 108.10

На данном предприятии наблюдается рост товарооборота, валового дохода при росте себестоимости товаров и издержек обращения. Причём рост себестоимости и издержек оправдываются ростом валового дохода, так что темпы роста валового дохода (113.95%) опережают темпы роста товарооборота (103.58%), себестоимости товаров (100.99%), издержек обращения (105.41%). То есть вложения дополнительных средств в себестоимость товаров и издержки принесли определённую отдачу, что и предопределяет рост эффективности продаж по валовому доходу. В результате по показателям эффективности отсутствуют отрицательные изменения за рассматриваемый период. Причём наибольшие темпы роста наблюдаются по уровню валового дохода в отношении к себестоимости товаров (112.83%). Такая тенденция обусловлена рациональностью расходов по приобретению товаров. (2 с.258)

Наименьшие  темпы роста отмечены по уровню валового дохода в отношении к издержкам обращения. Последнее соотношение в конечном итоге определяет размер прибыли, оценка изменениям которой будет дана в последующем разделе. Увеличение уровня валового дохода к товарообороту характеризует операции по определению торговой наценки. Рост товарооборота при одновременном росте валового дохода (табл. 1) свидетельствует о правильной тенденции установления торговой наценки на рассматриваемые товары в целом.

В общем  можно отметить положительные изменения в работе организации в отчётном периоде. Означают ли эти общие положительные изменения, что предприятие работает оптимально? Каковы резервы улучшения работы фирмы?

На эти  вопросы мы можем получить ответ  по результатам анализа структуры  валового дохода. При выборе структурных группировок мы будем исходить из того, что средства, вложенные в товар, имеют различную отдачу в зависимости от формы расчётов с поставщиком товара. Товар, принятый на реализацию, освобождает предприятие-приёмщика от риска отсутствия спроса на товар, так как при этой форме отношений с поставщиками непроданный товар будет возвращён поставщику без потерь для предприятия, принявшего товар на реализацию. Но при этом товар, взятый на реализацию, имеет большую себестоимость, так как в этом случае поставщик повышает покупную цену в качестве платы за собственный риск и за отсутствие риска у принимающей стороны. (2 с.260)

    Товар с уверенными продажами целесообразно  закупать по срочной, предварительной  оплате или с отсрочкой платежа. При предварительной оплате (с авансовыми платежами) поставщик предлагает товар с большими скидками, чем при срочной. А товар с отсрочкой платежа или принятие на консигнацию независимо от его продажи предполагает либо увеличение покупной цены, либо оплату процента за отсрочку, что увеличивает себестоимость товара. Последняя форма приемлема при отсутствии средств для срочной или предварительной оплаты или когда задержка оплаты с использованием отсроченных средств в обороте принесёт больший доход, чем расходы за отсрочку и поощрения поставщика за предварительную оплату товара. Принятие товаров на консигнацию также применяется, когда поставщик соглашается на любые формы расчётов за товар, кроме предложения товара на реализацию.

Информация о работе Валовой доход как финансовая основа хозяйственной деятельности торгового предприятия