Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание

Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции торговля оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий торговли, стали весьма затруднительны. И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособных предприятий торговли, ориентированных на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.
Основная цель данной курсовой работы – проанализировать и дать оценку конкурентов Орловского райпо «Единство».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ БИЗНЕСА………………………………………………………………………..6
1.1 Сфера бизнеса…………………………………………………………………6
1.2 Конкуренты и виды конкуренции…………………………………………11
1.3 Методы анализа конкурентов……………………………………………….15
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРЛОВСКОГО
РАЙПО «ЕДИНСТВО» ……………………………………………………….22
2.1 Краткая характеристика Орловского райпо «Единство»…………………22
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Орловского райпо «Единство»…………………………………………………..27
2.3 Оценка конкурентоспособности Орловского райпо «Единство» и анализ конкурентов…………………………………………………………….…………37
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРЛОВСКОГО РАЙПО «ЕДИНСТВО»…42
3.1 Совершенствование системы стимулирования продаж………….42
3.2Формирование ценовой политики ……………………………………….44
3.3 Расчет экономического эффекта………………………………46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..51
ПРИЛОЖЕНИЕ Б -Показатели хозяйственной деятельности организации…53
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Показатели финансового состояния организации…...57
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках Орловского райпо «Единство» за 2009 – 2010 годы…………………...……….59

Работа состоит из  1 файл

ИТОГ 3.doc

— 762.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО  «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ»
 

Кафедра коммерции и рекламы 
 

                                                                                                   Допустить к защите

                                                                                                   

                                                                                                    ________________ 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине  
«Организация предпринимательства в сфере коммерции
 

Тема: «Анализ  конкурентов в сфере бизнеса 
(на материалах Орловского райпо «Единство»,

Г.Орел,Кромская пл.12)» 
 
 
 
 

Студента: Скворцовой Юлии Алексеевны 

4 курс  группа 41-К 

Специальность 080301 Коммерция (торговое дело)» 

Специализация «Коммерция на рынке потребительских  товаров и услуг» 

Форма обучения очная  

Курсовая работа защищена с оценкой _______________ 

Руководитель: к.э.н., доцент Строева Олеся Анатольевна 
 
 

Орел 2011

 

       Содержание 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СФЕРЕ БИЗНЕСА………………………………………………………………………..6

1.1 Сфера бизнеса…………………………………………………………………6

1.2 Конкуренты и виды конкуренции…………………………………………11

1.3 Методы анализа конкурентов……………………………………………….15

2 АНАЛИЗ  И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРЛОВСКОГО

 РАЙПО «ЕДИНСТВО»  ……………………………………………………….22

2.1 Краткая характеристика  Орловского райпо «Единство»…………………22

2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности

Орловского  райпо «Единство»…………………………………………………..27

2.3 Оценка конкурентоспособности Орловского райпо «Единство» и анализ конкурентов…………………………………………………………….…………37

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРЛОВСКОГО РАЙПО «ЕДИНСТВО»…42

3.1 Совершенствование системы стимулирования продаж………….42

3.2Формирование ценовой политики ……………………………………….44

    3.3 Расчет экономического эффекта………………………………46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...49

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..51

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б -Показатели хозяйственной деятельности организации…53

ПРИЛОЖЕНИЕ  В - Показатели финансового состояния организации…...57

ПРИЛОЖЕНИЕ  А – Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках Орловского райпо «Единство» за 2009 – 2010 годы…………………...……….59

 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Знание  реакции реальных и потенциальных конкурентов даёт предприятию возможность предугадывать образ их поведения и выбирать наиболее выгодное для себя «поле борьбы». Это особенно важно при принятии решений, затрагивающих наиболее уязвимые позиции соперников.

      Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации. Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить.

      Предпринимательская деятельность осуществляется с целью извлечения прибыли и предприниматель всегда стремится находить оптимальные экономические решения и быть новатором с тем, чтобы производимые им товары и услуги пользовались спросом у потребителей. С другой стороны, поскольку в условиях рынка к подобной ситуации стремится каждый предприниматель, большую прибыль получит тот из них, который сделает свой товар конкурентоспособным. В этом смысле конкуренция всегда выступает необходимым условием предпринимательской деятельности в обществе, основанном на товарном производстве и обмене.

      В связи с тем, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции и возможного поведения предприятий торговли  в её условиях, ее уровня и интенсивности, методов конкурентной борьбы, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках.

      Рассмотрение  поведения предприятия в условиях рынка совершенной конкуренции  и типовых методов конкурентной борьбы представляет интерес, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация) новы и потому их изучение для нас важно и актуально. Как показала практика, большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции торговля  оказалась в таком тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные с усилением конкурентной позиции предприятий торговли, стали весьма затруднительны. И, тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособных предприятий торговли, ориентированных на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но и условием выживания предприятия.

      Основная  цель данной курсовой работы – проанализировать и дать оценку конкурентов Орловского райпо «Единство». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      -проанализировать положение Орловского райпо «Единство» среди конкурентов

      -выявить сильные и слабые стороны хозяйственной деятельности Орловского райпо «Единство» и сопоставить их с деятельностью конкурентов.

      -провести  анализ конкурентоспособности предприятия;

      -предложить  ряд мероприятий ,направленных  на стимулирование продаж Орловского  райпо «Единство» и совершенствование ценовой политики 

      Объектом  исследования работы является Орловское райпо «Единство». Это предприятие, основным видом деятельности которого является розничная торговля.

      Предметом исследования является финансово-хозяйственная  деятельность предприятия, его внутренняя и внешняя среда.

      Выдвигаемые в курсовой работе выводы могут использоваться при выработке научно обоснованных решений относительно продукции и обслуживания клиентов предприятия.

      Практическая  значимость исследования состоит в  том, что содержит разработки рекомендаций по улучшению конкурентоспособности  предприятия, имеющей огромное значение для дальнейшей деятельности предприятия.

      Основные  идеи, выводы и рекомендации в курсовой работе формулируются с учетом возможностей их практической реализации, на основе анализа как теории, так и практики управления предприятием. Закономерным результатом такого подхода является возможность практического применения большинства результатов исследования на любом другом предприятии.

      Для написания данной курсовой работы были использованы труды отечественных  и зарубежных ученых , таких как  Азоев Г.Л. «Конкуренция: анализ, стратегия и практика», Валевич Р.П., Давыдова Г.А. «Экономика торгового предприятия», Портер М. «Международная конкуренция», Федько В.П., Федько Н.Г. «Основы маркетинга» и другие. 
 
 
 
 
 

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ 

          1.1 Сфера бизнеса 

     Бизнес - инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных  или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Понятие Бизнеса в небольших масштабах на малых фирмах называют малым.

     Сфера бизнеса - область, место, пределы, в  которых существует, действует, развивается определенный вид бизнеса.

     Для успеха в бизнесе наряду с выбором  рынка, важным является и определение своей рыночной ниши - ограниченной сферы бизнеса, которая будет ориентирована на определенного потребителя. Она должна позволять как можно успешнее реализовать свои возможности.

     Существует  пять основных сфер бизнеса, из которых  выбирают наиболее подходящую. Стратегии бизнеса представлены на рисунке 1 . 

 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 – Сферы бизнеса 

     Дадим им краткую характеристику:

     1)производственный бизнес, включающий производство товаров, выполнение каких-либо работ, оказание услуг (осуществляется в основном коммерческими организациями);

     2)коммерческая сфера бизнеса: купля-продажа товаров (торговые организации, товарные биржи).

     3)Финансовый бизнес, в котором осуществляются операции с валютой, ценными бумагами, а также инвестирование (банки, финансовые компании, фондовые биржи).

     4)посреднический бизнес. Основной вид деятельности - оказание услуг (коммерческие организации).

     5)страховая сфера бизнеса: страхование и перестрахование (страховые компании).

     При выборе сферы бизнеса необходимо изучить ее инвестиционную привлекательность, а также исследовать конъюнктуру рынка. Анализ инвестиционной привлекательности отрасли (сферы бизнеса) состоит из трех основных этапов:

     Этап I. Многофакторный анализ уровня интенсивности  конкуренции в отрасли.

     Этап II. Определение стадии развития данной отрасли.

     Этап  III. Непосредственный анализ инвестиционной привлекательности отрасли (сферы бизнеса), который можно провести, используя матрицу инвестиционной привлекательности

     Процесс выбора сферы предпринимательской  деятельности включает в себя исследования конъюнктуры рынка, необходимого для определения ассортимента и величины продаж.

     Исследование  конъюнктуры рынка целесообразно  начинать с характеристики типов рынков, на которых действует или собирается действовать фирма.

     По  уровню взаимодействия спроса и предложения можно выделить два типа рынка. Типы рынков по уровню взаимодействия спроса и предложения представлены в таблице 1. 

     Таблица 1 – Типы рынков по уровню взаимодействия спроса  
и предложения

Тип рынка Характеристика
«Рынок  продавца» Такой тип рынка, на котором спрос на товары или услуги превосходит их предложение; он характеризуется наличием дефицита, недостаточным качеством товаров и услуг, высокими ценами.
«Рынок  покупателя» Такой тип рынка, на котором спрос на товары и услуги ниже предложения; он характеризуется отсутствием дефицита, относительно высоким качеством товаров и услуг, стабильными или понижающимися ценами.

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия