Экономика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:13, курс лекций

Описание

Основные понятия экономики.
Оборотный средства предприятия.
Основные средства предприятия.
Трудовые ресурсы и производительность труда.
Классификация оборотного капитала.
Издержки производства и формирование себестоимости продукции.
Инвестиции и капитальные вложения.

Работа состоит из  1 файл

ЛЕКЦИИ.doc

— 456.00 Кб (Скачать документ)

2)  Расширенное, выпуск продукции возобновляется в увеличивающихся размерах

Расширенное воспроизводство осуществляется двумя путями:

1)  Экстенсивный – увеличение производства продукции происходит за счет количественных факторов (за счет покупки дополнительных станков и найма работника)

2)  Интенсивный -  увеличение продукции за счет качественных факторов (модернизация оборудования, повышение производительности труда)

В современных условиях возникает необходимость постоянного обновления основных фондов, что заставляет предприятие производить ускоренное списание оборудования с целью увеличения накоплений в амортизационном фонде для последующего вложения их в инновацию.

3. Приемы и методы проектного анализа

Проектный анализ – анализ доходности проекта на основе сопоставления затрат и возможности получения выгод. Виды анализа:

1)     Технический – определяет наиболее подходящую технику и технологию для инвестиционного проекта

2)     Коммерческий – охватывает анализ рынка сбыта продукции, которая будет производится после реализации инвестиционного проекта

3)     Институциональный – оценивается организационно-правовую и административную среду,  в которой реализуется проект

4)     Социально-культурный – исследуется воздействие проекта на жизнь местных жителей

5)     Анализ окружающей среды - выявляется и дается экспертная оценка ущербу, наносимому проектом окружающей среде

6)     Экономический анализ – выявляется экономический эффект от внедрения проекта

Анализируя доходность путем сравнения доходов и расходов. Доход инвестиционного проекта = изменение дохода – изменение затрат

Методы оценки экономической эффективности инвестиций

Вкладывая деньги в производство или давая в займы кредитор лишается возможности вложить их в банк под процент. Процент – сумма, выплачиваемая или взимаемая за пользование деньгами. Заемщик выплачивает процент за возможность выгодного вложения. Размер получаемого займа (кредита) составляет основную сумму и на эту сумму начисляется процент.

Существует два метода начисления:

I.                   начисление сложного процента – процесс роста основной суммы за счет накопления процента, а сумма, получаемая в результате накопления процентов, называется будущей стоимостью. При начислении сложного процента будущую стоимость находят путем умножения текущей стоимости на ставку процента за несколько лет.

FV =

FV = * (1 + r *)

FV = PV (1 + r * n) - начисление простого процента

FV- будущая стоимость

PV-текущая стоимость

r-процентная ставка

n-количество лет

II.                дисконтирование – обратный процесс, при котором можно узнать, сколько стоит в будущем известная сумма денег. При дисконтировании находится текущая стоимость путем деления будущей стоимости на процентную ставку (ставку дисконта).

PV =

Ставку процента для дисконтирования называют ставкой дисконта. И в экономическом анализе она определяется как уровень доходности, который можно получить по разным инвестиционным проектам.

В условиях рыночной экономике при принятии инвестиционных решений необходимо учитывать фактор времени.

Дисконтирование основано на том, что любая сумма, которая будет получена в будущем,  в настоящее время обладает большей ценностью. Поэтому при вложении средств необходимо оценивать затраты, выручку и прибыль с учетом временных изменений.

 

4. Методика определения и пути повышения экономической эффективности капитальных вложений

Под экономической эффективностью капитальных вложений следует понимать отношение планируемого и достигнутого эффекта к общей сумме капитальных вложений, вызвавших этот эффект. Целью определения экономической эффективности капитальных вложений является выбор и экономическое обоснование наиболее эффективных вариантов вложения средств. Различают следующие методики:

1)     общая (абсолютная)

2)     сравнительная

- в общей методике находится общая эффективность капитальных вложений. Этот коэффициент актуален для государства

К общ =

 

- для отрасли рассчитывается следующий показатель

К общ = измен. дохода /измен. кап. вложений отрасли

- на уровне предприятия

К общ эффективности предпр. =

Рассчитанные показатели абсолютного эффекта сравнивают с нормативными величинами. Если показатели экономической эффективности превышают значение нормативных показателей, то проекты считаются экономически обоснованными.

Сравнительная эффективность капитальных вложений рассчитывается при выборе наилучшего варианта инвестиционного проекта. Показателями сравниваемого эффекта капитальных вложений являются приведенные затраты (сумма текущих производственных затрат и капитальных вложений, приведенных к единой размерности за определенный промежуток времени). В настоящее время применяются методические рекомендации при оценке эффективности инвестиционных проектов, которые базируются на мировом опыте.

Эффективность капитальных вложений зависит от внешних факторов. Основными направлениями повышения экономической  эффективности капвложений является:

1)     обеспечение пропорциональности капитальных вложений

2)     сокращение разрыва во времени между вложениями средств и получением экономического эффекта.

В условиях рыночных экономики при принятии инвестиционных решений всегда необходимо учитывать фактор времени, чтобы правильно оценить затраты, выручку и прибыль.

Планирование на предприятии

1.Сущность планирование, применение и назначение

2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь

3. Принципы и методы планирования

4. Планирование товарной, реализуемой, валовой и нормативно-чистой продукции

 

1.Сущность планирование, применение и назначение

Сущность планирования заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. Главной целью планирования является получение максимальной прибыли.

Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата.

План содержит: цели и задачи; пути и средства их реализации; ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства; организацию выполнения плана и контроль.

Основные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:

- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

2. Система планов на предприятии и их взаимосвязь

В хозяйственной практике выделяют две основные системы или вида рыночного планирования:

1.технико-экономические

2.оперативно-производственные.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.

Система планов на предприятии систематизирована по основным классификационным признакам:

1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, финансовые, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;

2) по уровню управления в зависимости от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая охватывает участки, бригады и рабочее место;

3) по методам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного или централизованного планирования;

4) по времени охвата планирование бывает краткосрочным или текущим (один год, квартал, декада или неделя), среднесрочным в пределах (1-3 лет) и долгосрочным или перспективным (от 3 до 10 лет);

5) по сфере применения планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное;

6) по стадиям разработок планирование бывает предварительным, на этапе которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;

7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;

8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.

Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей (например, завоевать лидерство на рынке сбыта продукции).

Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или текущих для предприятия результатов.

Нормативное планирование требует открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и идеалов. Оно не имеет установленных границ или фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии предприятия.

В зарубежной науке и практике в планировании будущего корпорации принято выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов.

По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.

Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства, опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.

Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность, чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

Информация о работе Экономика организации