Экономический потенциал предприятия и пути повышения конкурентоспособной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
· теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
· определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
· анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности продукции;
· определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции;
· определение конкурентоспособности на примере конкретного товара.

Содержание

АННОТАЦИЯ 3
Глава 1. Конкурентоспособность продукции как
экономическая категория ......................................................................................... 5
ГЛАВА 2. Факторы, критерии и показатели
конкурентоспособности продукции ................................................................... 11
глава 3. Основные методы оценки конкурентоспособности .............. 18
глава 4. Пути и методы повышения
конкурентоспособности товара ............................................................................ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................................................... 31
Список использованных источников ................................................................. 33
ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ......

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 86.73 Кб (Скачать документ)

    В результате оценки конкурентоспособности  продукции производителем могут  быть приняты следующие пути повышения  конкурентоспособности :

    ·        изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья,  полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;

    ·        изменение порядка проектирования продукции;

    ·        изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы  контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и  монтажа;

    ·        изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и  цен на запасные части;

    ·        изменение порядка реализации продукции на рынке;

    ·        изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и  сбыт продукции;

    ·        изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве  продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;

    ·        изменение системы стимулирования поставщиков;

    ·         изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Главным подходом при этом является выпуск как можно  большего количества новой, пользующейся повышенным спросом продукции, цены на которую будут ниже, чем у  конкурентов, а качественные характеристики – выше.  
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
1.      Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности. // Маркетинг. – №4. – 2003. – С. 25-38.  
2.      Брылев А. Конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции. // АПК: экономика и управление. – 1998. – №10. – С.58-65.  
3.      Воронов А. Производительность труда и конкурентоспособность: две стороны медали. / А. Воронов. // Человек и труд. – 2002. – №12. – С.66-69.  
4.      Гарбацевич С.Л. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь: Автореферат диссертации / С.Л. Гарбацевич. Мн. Акад. Упр. При Президенте., 2002. – 20 с.  
5.      Голубков Е.П. Изучение и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе. // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. – №2. – С.27-43.  
6.      Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. – М.: Высшая школа, 1995. – 64 с.  
7.      Золотогоров В.Г. Экономика: Энциклопедический словарь. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2003. – 720 с.  
8.      Емельянов С. Международная конкурентоспособность производителей: факторы, определяющие положение на рынках и конкурентные преимущества. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. – №1. – С.107-116.  
9.      Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика: Перевод с английского. – СПб.: Издательство: Питер., 2003. – 832 с.  
10.  Парахина В.Н., Парахин К.А. Конкурентоспособность региона как экономическая категория. // Сборник научных трудов. Серия «Экономика», вып.5. – Ставрополь: Северо-Кавказский государственный технический университет., 2002. – С.88-89.  
11.  Плясунков А.В. Экономические методы управления конкурентоспособностью продукции: Автореферат диссертации / А.В. Плясунков. Мн. БГПА, 2002. – 21 с.  
12.  Портер М.Э. Конкуренция. – М.: Издательство Дом «Вильямс», 2001. – 496 с.  
13.  Портер М.Э. Международная конкуренция./ Пер. с англ. – М.: Международные отношения., 1993. – 896 с.  
14.  Тер-Григорьянц Р.Г. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции и предприятия. // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». – №1. – 2003. – С.12-15.  
15.  Трубилин А. Конкурентоспособность – главный фактор эффективного производства. // АПК: экономика, управление. – 2002. –  №12. –  С.39-46.  
16.  Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. Серия "Высшее образование" – М.: ИНФРА-М, 2000. – 312 с.  
17.  Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА – М, 1997. –   576 с.  
18.  Царькова С.В. Методологические аспекты исследования конкурентоспособности переходной экономики России: Автореф. дис. – М., 1999. – 23 с.  
19.  Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания. // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – №4. – С.11-16.  
20.  Шкардун В.Д. Комплексный метод оценки конкурентоспособности нового товара: на примере кондиционеров. // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2001. – №4. – С.15-25.  
21.  Юдин В.Е. Роль качества в экономической политике и обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2000. – №5. – С.13-16.  
22.  Яшева Г.А. Как оценить конкурентоспособность товара. // Маркетинговое образование. – 2004. – №1. – С.20-25.  
 
практическая часть 
 
Объектом оценки конкурентоспособности являются отечественные компьютеры фирмы «ВИСТ» «Оптимальной» линии.  
Компания «Вист Компьютер», на протяжении восьми лет производит и реализует современное компьютерное оборудование под собственной торговой маркой, являясь одним из лидеров вобласти компьютерных технологий в России. За персональными компьютерами, серверами ирабочими станциями производства «Вист Компьютер», укрепилась прочная репутация передовыхи надежных систем, обеспеченных полной сервисной поддержкой и фирменным гарантийным обслуживанием во многих регионах России. Кроме собственной продукции, компания реализуетширокий спектр компьютерной периферии, сетевого оборудования и программного обеспечения. 
«Оптимальная» линия  -  это универсальные ПК для широкого спектра бизнес-задач, надежные и производительные модели компьютеров для бизнеса с наилучшим соотношением "цена/качество". Имеют достаточный запас производительности, который будет способствовать быстрому развитию бизнеса и росту информационных потребностей. 
ПК данной серии могут быть с успехом использованы при решении анализа, планирования и прогнозирования, для сложных вычислений и обработки больших объемов данных, для выполнения работ в области полиграфии и дизайна. 
Технологическая схема производства компьютеров, предусматривает все необходимые стадии тестирования и контроля качества. Основной тест проводится в термокамере. Производство осуществляется на основании Технических условий Госстандарта и все производимое оборудование имеет сертификат Госстандарта РФ и гигиенический сертификат. В настоящеевремя компания ведет работы по сертификации системы качества на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001. 
Произведем оценку конкурентоспособности (К) рассматриваемого объекта по формуле: 

где   Р - весовой коэффициент;  
L - показатель конкурентоспособности, оцениваемый в баллах;  
m - количество показателей конкурентоспособности. 
При оценке конкурентоспособности объекта учитываются следующие показатели в баллах: 
1. Место объекта на рынке.  
Продукт аналогичен тем, которые уже имеются на рынке (1 балл). 
2. Вероятность морального старения объекта.  
Объект возможно устареет в ближайшем будущем (1 балл). 
3. Характеристики рынка объекта.  
Рынок охватывает всю страну и имеет большое разнообразие потребителей (3 балла). 
4. Вероятность расширения рынка.  
Число потребителей объекта будет расширяться незначительно или будет стабильно (2 балла). 
5. Сравнительная цена объекта.  
Цена данного объекта ниже всех цен сходных объектов, имеющих примерно то же качество и технические характеристики (3 балла). 
6. Степень патентной защиты.  
Объект может быть легко имитирован, секреты производства отсутствуют – (1 балл).  
7. Ожидаемая острота конкуренции.  
Основу производственной программы компании составляют перспективные модели компьютеров на  базе процессоров Pentium и Pentium Pro, произведенных по самой передовой технологии с использованием новейших разработок и самой современной микроэлементной базы. Может появиться ограниченное число конкурентов с аналогичным товаром (2 балла).  
8. Наличие каналов распределения 
Соответствующее внешнеторговое объединение имеет опыт торговли (продажи) аналогичных товаров (3 балла).  
9. Влияние на существующую торговлю.  
Новый товар будет способствовать расширению продаж товаров, которые уже реализуются (3 балла). 
10. Устойчивость к колебаниям объема продаж.  
Товар не подвержен циклическим или сезонным колебаниям объема продаж (3 балла). 
11. Потребность в оборудовании.  
Объект может изготавливаться на имеющихся производственных мощностях (3 балла). 
12. Потребность в новом персонале.  
Нового персонала или переобучении старого не потребуется (3 балла).  
13. Наличие сырья и материалов.  
Имеются источники сырья и материалов лучшего качества по невысокой цене (3 балла). 
Весовые коэффициенты устанавливаются: 
·         для показателей 1 - 4 — 0,13; 
·         для показателей 5 - 7 — 0,08; 
·         для показателей 8 – 13 — 0,04. 
Рассчитаем конкурентоспособность компьютеров фирмы «Вист» «Оптимальной» линии в соответствии с вышеперечисленными показателями: 
К = 0,13 (1 + 1 + 3 + 2) + 0,08 (3 + 1 + 2) + 0,04 (3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3) = 
= 0,91 + 0,48 + 0,72 = 2,11. 
Таким образом, К = 2,11, что свидетельствует о недостаточной конкурентоспособности рассматриваемого товара на мировом рынке (норматив конкурентоспособности, К = 2.5 - 3).

Информация о работе Экономический потенциал предприятия и пути повышения конкурентоспособной продукции