Экономические показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание

Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.
Важнейшая задача оптовой торговли - планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё - на сферу потребления.

Содержание

1. Сущность оптовой торговли. - 2-
2. Роль и функции оптовой торговли. - 3 -
3. Анализ реализации товаров и услуг оптовыми
предприятиями. - 6 -
4. Анализ выполнения плана и динамики оптового
товарооборота. - 9 -
5. Особенности анализа влияния факторов на выполнение
плана и динамику товарооборота. - 12 -
6. Оперативный анализ поставки товаров и оптового
товарооборота. - 14 -
7. Таблица №1 "Анализ выполнения плана
Товарооборота по видам продаж". - 16 -
8. Таблица №2 "Анализ оптового товарооборота". - 17 -
9. Таблица №3 "Анализ выполнения плана
поступления по источникам". - 18 -
10. Таблица №4 "Динамика качественных
показателей торговой деятельности" - 20 -

Работа состоит из  1 файл

Файл 1.docx

— 33.68 Кб (Скачать документ)

Для более обоснованного  исследования дел в оптовой торговле предприятию следует выполнить  анализ рынка закупок, оценить его  влияние на развитие торговой деятельности.

На данном этапе  важно разобрать какие структуры  выступают в качестве поставщиков (на основе разовых или постоянно  действующих контрактов), какова их роль в объёме поставок товаров, условия  и порядок расчётов за товары, установить момент перехода риска за товар (в  момент погрузки или пересечения  границы предприятия, в момент поступления  товаров на предприятие оптовой  торговли), условия транспортировки  и т.п.

Для оптовых предприятий  необходимо иметь большое количество надёжных источников поставок, что  позволит лучше формировать предложение  и наращивать объёмы торговой деятельности.

Информация для  анализа рынка закупок может  получена от внутренних источников (о  поставщиках, с которыми ведётся  или велась работа) и внешних (данные о статистике товарооборота и розничных или оптовых ценах, путеводители по закупкам, ярмаркам, каталоги и проспекты по продажам и т.п.). Работа по указанному направлению должна вестись непрерывно. Каждое предприятие должно делать выбор таких поставщиков, которые позволят ему лучшим образом достичь своих целей - обеспечить получение прибыли, увеличить объём продаж, закрепить и расширить свою роль на товарных рынках, решить имеющиеся экономико-финансовые проблемы и т.п.

Для оптового предприятия  очень важно глубоко изучать  вопросы поставок товаров. Нужно  не только оценить долю каждого поставщика в общем объёме поставок, но и  постоянно иметь информацию об объёмах  и сроках поставок, о количестве товаров, учитывать политику и стратегию  промышленных предприятий и других поставщиков в ценообразовании  и использовать её в своих интересах.

В каждом отчётном периоде  оптовые предприятия должны изучать  в динамике и в сравнении с  другими предприятиями в той  же зоне деятельности показатели, по которым  можно оценивать качество поставок товаров.

Так, важно исчислять  и анализировать коэффициент  выполнения каждого контракта. Он исчисляется  как отношение фактически поставленного  количества товара к объёму поставок, предусмотренному на этот период в  контракте. Этот же показатель может  исчисляться и в стоимостном  выражении как отношение фактического объёма поставок к её величине по контракту.

При анализе необходимо установить и абсолютное отклонение фактического количества поставленных товаров от объёма их поставок по контракту. В случаях изменения цен рассчитывается влияние этого изменения на стоимостную  величину поставок.

Оптовые предприятия  изучают и ритмичность поставок: 

V = b * 100 : П, где

V - коэффициент вариации;

b - среднее квадратическое  отклонение фактического объёма 

поставок от среднго  уровня поставок, исчисленное по формуле: 

bn = ? (Пi - П)2 / n, где

Пi - поставка за первый период;

П - средний уровень  поставки, рассчитанный как П = ? П / n;

n - число поставок. 

При оценке исчисленного показателя нужно иметь в виду, что чем ближе его величина к нулю, тем ритмичнее поставка, и наоборот, чем больше этот показатель, тем ритмичнее поставка товваров.

Оптовое предприятие  при анализе поставок и оценке их влияния на товарооборот должно учитывать целый ряд факторов, связанных с ценообразованием. Каждое предприятие должно учитывать:

1) в какой степени  действующие цены могут обеспечить  реализацию товаров и услуг;

2) какой объём  реализации товаров возможен  при сложившихся ценах;

3) каковы средние  затраты, которые соответствуют  этим объёмам реализации;

4) каков уровень  рентабельности.

Такая политика в  области цен может быть признана успешной в том случае, если она  позволит восстановить или улучшить позицию предприятия на конкурентных рынках товаров и услуг и увеличить  чистую прибыль предприятия.

В процессе анализа  товарооборота и закупок товаров  и услуг нужно разобраться  в маркетинговой стратегии предприятия  и установить имело ли место проникновение  товаров на новый рынок; как происходило  развитие рынка товаров, которыми торгует  оптовая база; какие сегменты рынка  товаров сложились в данном регионе. Особо следует проанализировать как повлияло на развитие товарооборота  и обеспечение прибыльной работы использование активных мер в  области ценообразования.

На практике предприятие  имеет возможность выбирать одно из трёх типовых ценовых стратегий:

1) установление цен  на отдельные товары выше, чем  у конкурентов;

2) установление цен  на уровне конкурентов;

3) установление цен  несколько ниже, чем у конкурентов.

В процессе анализа  предприятие должно привести доказательства обоснованности ценовой стратегии  и провести расчёт её влияния на конечные результаты оптового предприятия - объёмы товарооборота и прибыли.

Заключительным этапом анализа товарооборота оптового предприятия явл.:

( расчёт влияния  на изменение складского товарооборота  изменений поставок товаров и  товарных запасов (путём использования  балансовой увязки показателей  товарооборота: З1 + П = Р + З2);

( изучение показателей  эффективности, исчисленных как  отношение оптового товарооборота  к совокупным или отдельным  ресурсам (затратам);

(разработка мер  по использованию резервов увеличение  товарооборота и прибыли на  данном этапе развития и в  предстоящем периоде. 
 
 
 

4. Анализ выполнения  плана и динамики

оптового товарооборота. 

Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется  прежде всего степенью выполнения планов и динамики оптового товарооборота. Многие оптовые предприятия наряду с оптовой торговлей занимаются розничной реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимость  определения и анализа общего (валового) товарооборота, включающего  оптовую и розничную реализацию товаров. В состав последнего не включают, а выделяют отдельно внутренний отпуск товаров своим розничным торговым и промышленным предприятиям.

По составу оптовый  товарооборот подразделяется на реализацию товаров со складов и транзитом  с участием и без участия в  расчётах.

Состав оптового товарооборота характеризуется  абсолютными и относительными показателями (суммой и удельным весом отдельных  видов оптовой реализации товаров  в общем объёме товарооборота). Соотношение  складского и транзитного оборота  зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических  интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские  и транзитные услуги, степени специализации  промышленного производства и предприятий  розничной торговли, условий их снабжения  и расчётов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической  базы оптовой торговли и прежде всего  от наличия складских помещений, а главное от величины прибыльности производимых оптовых операций. Наиболее экономичной явл. транзитная реализация товаров и особенно транзитная без  участия оптового предприятия в  расчётах. Транзит обеспечивает оптовым  предприятиям минимальные издержки обращения, значительно сокращает  звенность товародвижения, ускоряет время обращения товаров, способствует сохранению их качества и т.п. Однако транзитную форму реализации не всегда возможно применять, особенно по товарам  сложного ассортимента, которые требуют  подсортировки, преобразования производственного  ассортимента в торговый, что вызывает необходимость их предварительного завоза на склады оптовых предприятий. Расширению транзита способствуют укрупнение и специализация розничных торговых предприятий, развитие контейнерных перевозок, централизованной доставки товаров  в торговую сеть и другим покупателям. В условиях рыночной экономики при  выборе складской или транзитной формы поставки товаров оптовое  предприятие обязательно учитывает  получаемые доходы, прибыль и рентабельность. Целесообразность складской и транзитной поставки товаров изучают по каждому  покупателю в отдельности (в разрезе  партий товаров и товарных групп).

Оптовый товарооборот изучают также по направлениям реализации товаров (по рыночному и внерыночному фондам).

Поставка товаров  по рыночному фонду включает их отпуск предприятиям розничной торговли для  продажи населению и предприятиям общественного питания - для производства пищи и реализации покупных товаров. Рыночный фонд товаров занимает основное место в товарообороте большинства оптовых предприятий республики.

К внерыночному фонду  относится поставка товаров предприятий  лёгкой и пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука, соль и т.д.), отпуск спецодежды и спецобуви, фонд госбюджетных организаций  и учреждений.

Поставка товаров  промышленным предприятиям для производственных нужд включает фонд промышленной переработки  и фонд промышленного потребления. В фонд промышленной переработки  входит отпуск товаров в качестве основного сырья (материалов) для  производства определённой продукции (напр., отпуск тканей для пошива одежды). В фонд промышленного потребления  включается поставка товаров промышленным предприятиям для использования  их в качестве вспомогательных материалов (напр., нитки для пошива одежды).

Анализ выполнения плана и динамики проводится по каждому  направлению оптовой реализации товаров (с детализацией по их видам). Прежде всего проверяют выполнение плана по отдельным направлениям реализации и изучают причины  выявленных отклонений. Причинами недопоставки могут быть нарушения поставщиками договоров поставки товаров по общему объёму, ассортименту, качеству и срокам их поступления, а также транспортные затруднения, недостатки в организации  оптовой торговли, в складском  хозяйстве, другой маркетинговой деятельности. Важным показателем, характеризующим  поставку товаров оптовыми предприятиями, явл. удельный вес рыночного фонда  в общем объёме товарооборота. Рост доли рыночного фонда товаров  в оптовом товарообороте обычно положительно характеризует торговую деятельность оптового предприятия.

Анализ оптового товарооборота должен проводится по отдельным покупателям. Оптовое  предприятие с каждым покупателем  заключает договоры поставки товаров. При анализе проверяют выполнение договоров поставки по общему объёму, количеству, ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки, расчётам за поставленные товары и разрабатывают меры по полному  и качественному выполнению договорных обязательств. Для оценки выполнения оптовыми предприятиями договоров  поставки по объёму, количеству, ассортименту и срокам отгрузки применяют показатель "оптовый товарооборот с учётом выполнения договоров поставки товаров", который корректируется на недопоставку товаров отдельным покупателям. Анализ поставки и оптовой реализации товаров необходимо проводить по способам их оплаты отдельными покупателями. В частности, выявляют пути, возможности  и резервы развития оптовой продажи  товаров с предварительной оплатой, оптомизации расчётов с покупателями по мере отгрузки товаров и минимизации  их отпуска в кредит (с рассрочкой платежа). Результаты анализа отгрузки товаров и оптового товарооборота  в разрезе покупателей оформляются  специальными таблицами.

Равномерность отгрузки и реализации товаров в оптовой  торговле имеет не меньшее значение, чем в розничной. Своевременная  и равномерная поставка товаров  магазинам и предприятиям общественного  питания обеспечивает успешное выполнение плана розничного товарооборота, высокие  темпы его роста в динамике и качественное обслуживание покупателей (потребителей). В случаях, когда  неритмичная поставка товаров произошла  по вине поставщиков (промышленных предприятий  и др.), следует предусмотреть  создание на складах оптового предприятия  резервных товарных запасов и  принять соответствующие меры воздействия  к поставщикам, нарушающих договоры поставки. Товары должны отгружаться, в первую очередь, наиболее дальным  покупателям т.к. до конца месяца не всегда возможно поступление денежных средств на счета в банке за отгруженные во второй половине месяца товары.  
 

5. Особенности анализа  влияния факторов

на выполнение плана  и динамику

оптового товарооборота.  

Выполнения плана  и динамики оптового товарооборота, как и розничного, зависят от трёх групп факторов:

1) от обеспеченности  и использования товарных ресурсов;

2) от обеспеченности  трудовыми ресурсами, режима и  эффективности 

труда;

3) от состояния,  развития и использования материально-технической  базы оптовой торговли.

Анализ товарных ресурсов обычно начинают с составления  товарного баланса и изучения его показателей (в целом по оптовому предприятию и в разрезе товарных групп и товаров). В проходную  часть товарного баланса включают не только запасы товаров на складах  оптового предприятия и в пути на начало года, но и начальные остатки  товаров отгруженных, если моментом оптовой реализации явл. поступление  платежей за поставленные покупателям  товары. В расходную часть товарного  баланса входит помимо оптового товарооборота  внутренний отпуск товаров розничным  торговым и промышленным предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остатки товаров на складах, в  пути и товаров отгруженных.

Проводя изучение товарных ресурсов, особое внимание уделяют  анализу поступления товаров. При  этом необходимо не только дать объективную  оценку выполнения плана и динамики поступления товаров, но и выявить  пути, возможности и резервы увеличения их завоза от местных поставщиков, особенно закупаемых на льготных условиях, улучшения  товароснабжения. Изучение источников поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам  и в ассортиментном разрезе.

Информация о работе Экономические показатели