Экономические показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:55, курсовая работа

Описание

Оптовая торговля оказывает услуги производителям товаров и розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.
Важнейшая задача оптовой торговли - планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно решить эту задачу обусловлена промежуточным положением оптовой торговли: в ней концентрируется значительная часть товарных ресурсов, что позволяет не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу производства, розничную торговлю и через неё - на сферу потребления.

Содержание

1. Сущность оптовой торговли. - 2-
2. Роль и функции оптовой торговли. - 3 -
3. Анализ реализации товаров и услуг оптовыми
предприятиями. - 6 -
4. Анализ выполнения плана и динамики оптового
товарооборота. - 9 -
5. Особенности анализа влияния факторов на выполнение
плана и динамику товарооборота. - 12 -
6. Оперативный анализ поставки товаров и оптового
товарооборота. - 14 -
7. Таблица №1 "Анализ выполнения плана
Товарооборота по видам продаж". - 16 -
8. Таблица №2 "Анализ оптового товарооборота". - 17 -
9. Таблица №3 "Анализ выполнения плана
поступления по источникам". - 18 -
10. Таблица №4 "Динамика качественных
показателей торговой деятельности" - 20 -

Работа состоит из  1 файл

Файл 1.docx

— 33.68 Кб (Скачать документ)

Файл 1 

АНАЛИЗ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

1. Сущность оптовой  торговли. - 2-  

2. Роль и функции  оптовой торговли. - 3 - 

3. Анализ реализации  товаров и услуг оптовыми 

предприятиями. - 6 - 

4. Анализ выполнения  плана и динамики оптового

товарооборота. - 9 - 

5. Особенности анализа  влияния факторов на выполнение

плана и динамику товарооборота. - 12 - 

6. Оперативный анализ  поставки товаров и оптового

товарооборота. - 14 - 

7. Таблица №1 "Анализ  выполнения плана 

Товарооборота по видам  продаж". - 16 - 

8. Таблица №2 "Анализ  оптового товарооборота". - 17 - 

9. Таблица №3 "Анализ  выполнения плана 

поступления по источникам". - 18 - 

10. Таблица №4 "Динамика  качественных

показателей торговой деятельности" - 20 -  
 
 

1. Сущность оптовой  торговли. 
 

Оптовая торговля оказывает  услуги производителям товаров и  розничной торговле. В результате её деятельности товар приближается к потребителю, но ещё не попадает в сферу личного потребления.

Важнейшая задача оптовой  торговли - планомерно регулировать товарное предложение в соответствии со спросом. Объективная возможность успешно  решить эту задачу обусловлена промежуточным  положением оптовой торговли: в ней  концентрируется значительная часть  товарных ресурсов, что позволяет  не ограничиваться операциями пассивного характера, а активно влиять на сферу  производства, розничную торговлю и  через неё - на сферу потребления.

Оптовая торговля как  никакое другое звено, связанное  с реализацией товаров, способна активно регулировать региональные и отраслевые рынки за счёт накопления и перемещения товаров. Это направление  работы и должно занять определяющее место во всей её деятельности. Оптовые  предприятия призваны совершенствовать звенность товародвижения, развивать  централизованную поставку и кольцевой  завоз товаров. В настоящее время  наряду с положительным в деятельности оптовых предприятий имеются  существенные недостатки. Нередко не соблюдаются сроки поставки товаров, нарушаются договорные обязательства  по объёму, ассортименту и качеству поставляемых товаров.

От работы оптовой  торговли во многом зависит эффективность  функционирования всего народнохозяйственного  комплекса, сбалансированность внутреннего  рынка, удовлетворение растущих потребностей людей. В новых условиях хозяйствования сфера оптовой торговли будет  значительно расширена. Усиление роли товарно-денежных отношений связано  не только с развитием оптовой  торговли предметами потребления, но и  с переходов к оптовой торговле средствами производства. Эти две  формы станоятся важнейшими каналами планомерного движения материально-технических  и товарных ресурсов.

Основной показатель хозяйственной деятельногти предприятий  и организаций оптовой торговли - оптовый товарооборот. Он представляет собой продажу товаров народного  потребления и производственного  назначения для последующей реализации населению, а также поставку для  внерыночных потребителей и экспорта. Оптовый товарооборот отражает переход  товаров из сферы производства в  сферу обращения и их движение внутри сферы обращения. Его объём, структура, виды и формы товародвижения предопределяют другие важнейшие показатели хозяйственной деятельности.

Основная цель анализа  торговой деятельности оптовых предприятий - выявление, изучение и мобилизация  резервов развития товарооборота, улучшения  обслуживания покупателей, совершенствования  товародвижения. В процессе анализа  необходимо дать оценку выполнения планов оптового товарооборота и поставки товаров покупателям; изучить их в динамике; выявить и измерить влияние факторов на развитие оптового товарооборота; изучить причины  недостатков в торгово-коммерческой деятельности, если они имеются, и  разработать меры по их устранению и предупреждению; определить стратегию  и тактику маркетинговой деятельности оптового предприятия. Анализ должен показать, как оптовое предприятие в  своей хозяйственной деятельности учитывает социально-экономическое  развитие обслуживаемого региона, производственные возможности промышленных предприятий  и других поставщиков, наличие у  них товарных ресурсов, объём и  структуру предполагаемого поступления  товаров из других регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья. 
 

2. Роль и функции  оптовой торговли. 

Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических  связей между районами страны, отраслями  производства, изготовителями товаров  и розничной торговлей. Напр., закупая  у колхозов и совхозов лён и  реализуя его предприятиям текстильной  промышленности, оптовая торговля становится связующим звеном между сельским хозяйством и промышленностью. Дальнейшее движение выработанной ткани, в частности  поставки её швейникам, также обслуживается  оптовой торговлей. Тем самым  она соединяет текстильную и  швейную отрасли. Наконец, продавая розничной торговле готовую одежду, предприятия оптовой торговли поддерживают связь между лёгкой промышленностью  и торговлей.

Осуществляя хозяйственные  связи с промышленностью и  сельским хозяйством, оптовая торговля выступает в качестве заказчика  товаров народного потребления, в её функции входят закупка и  завоз товаров от предприятий-изготовителей. Следует отметить, что она призвана активно вовлекать в товарооборот местные товарные ресурсы и проводить  децентрализованные закупки товаров  из различных источников. Организуя  завоз товаров, торговля контролирует, соблюдает ли промышленность договорные обязательства по поставкам товаров  соответствующего ассортимента и качества, строго в обусловленные сроки. На складах оптовых предприятий  закупленные товары разбраковываются, уцениваются в случае их несоответствия запросам покупателей, снижения потребительских  качеств.

Оптовая торговля может  и должна активно влиять на объём  и ассортимент производимой продукции, требовать замены выпуска товаров, не пользующихся спросом, на товары, потребности  в которых удовлетворяются не полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий. Оптовая торговля имеет право  прекращать приёмку и возвращать промышленности товары низкого качества, что заставляетпромышленные предприятия  улучшать их потребительские свойства.

Чтобы целеноправлено воздействовать на изменение торговой конъюнктуры, оптовая торговля должна обладать данными о состоянии  и перспективных изменениях ситуаций на отраслевых и региональных рынках, исследовать и прогнозировать спрос  населения, иметь представление  о возможностях поставщиков.

Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие  в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия  оптовой торговли контролируют полноту  ассортимента в магазинах обслуживаемой  зоны, добиваясь постоянного наличия  в продаже товаров, имеющихся  на складах, участвуют совместно  с промышленностью в рекламных  мероприятиях, организуют перепродажу  излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос.

На макроуровне  оптовая торговля выполняет различные  рыночные функции:

* интегрирующую - по обеспечению взаимосвязи между  партнёрами-производителями, продавцами  и покупателями - по нахождению  оптимальных каналов сбыта продукции;

* оценочную - по  определению уровня общественно  необходимых затрат труда через  ценообразование;

* организующую и  регулирующую - по обеспечению рационального  построения и гармоничного функционирования  экономической системы с помощью  импульсов, стимулирующих структурные  изменения.

Макроэкономические  функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные  подфункции или функции оптовых  торговых предприятий, среди них  можно назвать следующие:

~ функция экономической  интеграции территорий и преодоление  пространственного разрыва;

~ функция преобразования  производственного ассортимента  в торговый ассортимент товаров;

~ функция формирования  запасов для страхования от  изменений спроса на товары;

~ функция сглаживания  цен;

~ функция хранения;

~ функция доработки,  доведения товаров до требуемого  качества, фасовки и упаковки;

~ функция кредитования  своих клиентов, особенно мелких  розничных предприятий;

~ функция маркетинговых  исследований рынка и рекламы.

Развитие рыночных отношений способствует возникновению  новых элементов в деятельности оптовых предприятий, напр., предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. 

Функции оптовой  торговли можно подразделить также  на два вида:

1) традиционные - главным  образом организационно-технические  (организация оптовой купли-продажи,  складирование и хранение запасов,  преобразование ассортимента товаров,  их транспортировка);

2) новые, возникающие  под влиянием развития рынка. 

Организация оптовой  купли-продажи явл. одной из важнейших  функций оптовой торговли с тех  пор, как в процессе общественного  разделения труда она обособилась  в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями  продукции оптовые посредники выступают  в роли представителей спроса, а  предлагая товар покупателям, они  действуют от лица производителей.

Оптовые предприятия  организуют завоз товаров в различные  районы страны, благодоря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции  проявляется при достаке товаров  со складов предприятия в розничную  сеть или внерыночным потребителям своего региона. 
 
 
 
 
 
 

3. Анализ реализации  товаров и услуг

оптовыми предприятиями. 

Целью анализа товарооборота  явл. оценка положения оптового предприятия  на рынке и объёма данного вида деятельности с позиции получения  необходимой прибыли. Высшей, основной целью деятельности любого предприятия  в условиях рыночной экономики явл. максимизация прибыли. Однако предприниматели, менеджеры и владельцы предприятий  на определённом этапе ставят задачу достичь промежуточной цели, обеспечить безубыточную работу, сократить или  завоевать большую долю на рынке, обеспечить максимальный рост показателей  и т.п. Каждая из этих промежуточных  целей всегда выступает средством  для достижения основной (главной) цели. Такой подход явл. типичным во многих сферах торговли, в том числе и  в оптовом звене.

В процессе анализа  оптового товарооборота предприятия  решают целый ряд задач и оценивают  их с позиции достижения поставленных целей. Множество таких задач  целесообразно разделить на две  группы:

задачи, связанные  с реализацией, и задачи, связанные  с закупками товаров и услуг.

В условиях рыночных отношений, во-первых, необходимо исследовать  процесс реализации в разрезе  покупателей (промышленных и розничных  предприятий, частных торговцев  и т.д.), степень удовлетворения их потребностей и оценить уровень  конкуренции и какое место  занимает оптовое предприятие на товарных рынках, какие планы оно  имеет в предстоящем периоде  и т.д. Для этого предприятию  необходимо использовать различные  методы маркетингового исследования всех сторон товарных рынков.

Во-вторых, необходимо выполнить анализ источников закупок (провести маркетинговые исследования закупок), правил отбора по определённым критериям поставщиков товаров, выработке мер по активизации  закупок (использование инструментов маркетинга закупок), условий разовых  и постоянных закупок, концентрации и распыления заказов, изучить политику цен, осуществлять контроль за поступлением товаров.

Из приведённых  положений видно, что главным  для предприятия явл. определение  потребностей оптовых покупателей, установление постоянных связей и нахождение источников приобретения товаров в  целях полного удовлетворения указанных  потребностей. Деление задач на две  группы позволяет более глубоко  исследовать оптовую реализацию товаров и услуг.

В процессе анализа  товарооборота оптовые предприятия  изучают следующие показатели:

- динамику общего  объёма по видам и товарным  группам оптового товарооборота  в действующих и сопоставимых  ценах;

- долю оптового  товарооборота в разрезе товарных  групп и по общему объёму  на товарных рынках региона;

- долю розничных  и других покупателей в общем  товарообороте и по основным  товарным группам, и оценивают  возможность работы с ними  в перспективе;

- заявки покупателей  и структуру оптового товарооборота;

- отношение оптово-складского  товарооборота к розничному и  коэффициент звенности товародвижения, исчисляемый как отношение валового  товарооборота (всех видов оптового  и розничного) к чистому (розничному  в динамике по зоне деятельности  предприятия и в сравнении  с показателями по региону  в целом).

Информация о работе Экономические показатели