Экономическая прибыль организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 12:38, курсовая работа

Описание

Прибыль, как необходимый элемент деятельности предприятия. Факторы влияющие на прибыль предприятия. Проблема распределения прибыли предприятий в России.

Работа состоит из  1 файл

1 Теоретические основы прибыли на предприятии.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

  Сущность  финансового механизма распределения  прибыли выражается в его функциях, к которым можно отнести распределительную  и стимулирования производства.

  Распределительная функция определяет очередность, размеры и направления использования прибыли в зависимости от существующих норм и нормативов.

  Функция  стимулирования воспроизводства  характеризуется тем, что в  процессе распределения прибыли  формируются различные фонды (фонд материального поощрения, фонд развития производства), целью которых является совершенствование производственного процесса.

  Эти функции  взаимообусловлены и взаимозависимы. Это проявляется в том, что  распределительная функция создает  условия для существования стимулирующей. А стимулирующая функция позволяет оценить и выбрать наиболее эффективные пути распределения прибыли.

  Система  распределения прибыли в ходе  своего исторического развития  порой существенно менялась, но  принципиальная основа ее осталась незыблемой - отношения с государством выступали как неотъемлемая часть административно-командной системы, распределение осуществлялось применительно к каждому предприятию или отрасли в отдельности. В механизме распределения прибыли преобладала директивность, каждое предприятие было поставлено в достаточно жесткие рамки: сколько, куда и в каком порядке направлять заработанную прибыль. Расчеты предприятий с бюджетом на разных этапах развития системы распределения прибыли то несколько упрощались, то существенно усложнялись.

  Особенно  сложным и чрезвычайно дифференцированным  стал механизм распределения  прибыли в условиях полного  хозрасчета и самофинансирования. Фактически большинство отраслей  промышленности переводилось на  условия полного хозрасчета со своими особенностями. Поэтому возникла проблема унификации системы распределения и использования прибыли. Нарастало количество вносимых изменений в типовой порядок распределения прибыли, касающихся отдельных отраслей промышленности и даже предприятий. Все это затрудняло проведение единой финансовой политики и, естественно, привело к необходимости перехода к налогообложению прибыли.

  В связи  с этим финансовая система России перешла к налоговым и другим экономическим методам распределения прибыли. Система распределения прибыли на основе налогов предусматривает замену индивидуальных нормативов на единые налоговые ставки. Во взаимоотношениях предприятий с бюджетом устраняется многоканальность платежей из прибыли. Предприятия независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности уплачивают в доход бюджета налог на прибыль.

  В самом  общем виде после его уплаты  в бюджет предприятия могут  оперативно маневрировать заработанными  средствами. Нормативное распределение  прибыли, остающейся в распоряжение предприятий, ликвидировано. Пропорции направления прибыли предприятия на потребление и накопление регулируются налоговыми и другими экономическими методами (уровнем ставок налогов, установлением и отменой налоговых льгот, нормативов отчислений в резервные и страховые фонды).

  Современный  механизм распределения прибыли  предприятия, как сформировавшаяся  система рыночного хозяйства,  с одной стороны, отражает результат  эффективности производства и  обращения товаров, а с другой, - именно рациональность распределения прибыли определяет эту эффективность в будущем.

  Государством  установлена определенная очередность  отчислений от фактически полученной  прибыли. Прежде всего, из нее  средства направляются на уплату  налогов в бюджеты разных уровней,  на выплату процентов за кредит и по облигациям. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия распределяется им самостоятельно с учетом потребностей на расширение основных фондов и увеличение оборотных средств, в резервные и страховые фонды, а также на выплату дивидендов владельцам акций (долей участия). Очерёдность распределения прибыли схематически показана на рисунке 2.

  Порядок  направления прибыли в резервные  и страховые фонды, а также  их пропорции определяются составом  собственников (учредителей) предприятия и фиксируется в уставе. Российские предприятия, согласно действующему законодательству, могут формировать резервный и другие фонды в порядке и размерах, предусмотренных уставом предприятия. В акционерных обществах резервный фонд должен быть не менее 15% от уставного капитала, а его формирование происходит путём ежегодных отчислений в размере не менее 5% от чистой прибыли. Этот фонд предназначен для покрытия убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для других целей. Также в акционерных обществах уставом предприятия может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников. Его средства расходуются исключительно на приобретение акций предприятия, продаваемых акционерами этого общества, для последующего размещения среди его работников.

  Данный порядок  распределения балансовой прибыли  применяется для большинства  российских предприятий. Однако  этот механизм распределения не учитывает особенности функционирования холдинговых компаний, значение которых в России все более возрастает.

  В настоящее время в России наблюдается процесс объединения предприятий в различные торгово- и финансово-промышленные группы, которые принадлежат, как правило, одному или небольшой группе крупных собственников. Эти группы получили название холдинг. Предприятия, входящие в холдинг, юридически независимы и работают по разным направлениям бизнеса, когда четко определена специализация предприятий-участников, работающих обычно в разных отраслях экономики. Такая форма организации компании часто используется для проведения единой политики и осуществления единого контроля за соблюдением общих интересов участников или для ускорения процесса диверсификации. С учетом этой специфики функционирования холдинговых компаний, автору представляется целесообразным использовать несколько иной механизм распределения чистой прибыли.

  Механизм распределения прибыли холдинга основан на следующих условиях:

  - необходимость перераспределения прибыли между предприятиями с целью более эффективного использования вложенного капитала, что связано с разным уровнем рентабельности участников холдинговой компании;

  - объективное  существование ряда централизованных  расходов, которые прямо не относятся к конкретному предприятию или эти расходы невозможно (но необходимо) равномерно распределить между предприятиями (затраты на охрану и централизованные управленческие службы, личные расходы собственников, затраты на производственное и социальное развитие и т.д.)

  Принимая  во внимание описанные выше  условия, механизм распределения  прибыли внутри холдинга должен  строиться на ряде принципов и целевых установок:

  1. Сохранности  и прироста вложенного капитала (собственных средств предприятия или собственных средств владельца фирмы).

  2. Нормирования  прибыли на вложенный капитал  в размере не меньшем, чем  прибыль, рассчитанная по ставке  Центрального Банка Российской  Федерации (ЦБ РФ), скорректированной  на индекс инфляции:

где: НП - нормативная прибыль;

   ССП - собственные средства предприятия; 

   УСЦБРФ - учетная ставка ЦБ РФ;

   ИИ - индекс  инфляции.

  Необходимость  нормирования прибыли обусловлена  риском вложения капитала в  предприятие, поэтому он должен  приносить доходность не меньшую, если бы находился на депозитном счете в коммерческом банке.

  3. Поддержания упомянутого  выше нормативного уровня доходности  на вложенный капитал. 

  Если последний принцип  не обеспечивается тем или  иным участником холдинга, т.е.  предприятие зарабатывает меньшую, по сравнению с нормативной, сумму прибыли, то необходимо поступить следующим образом. Прежде всего, следует определить размер собственных средств предприятия, обеспечивающий фактическую доходность по формуле:

    где:

ССП - собственные средства предприятия;

   ФПП - фактически  полученная прибыль; 

   УСЦБРФ - учетная ставка  ЦБ РФ;

   ИИ - индекс инфляции 

  Затем определяется  разница между собственными средствами, соответствующими нормируемой прибыли  и собственными средствами, соответствующими фактической прибыли. Это необходимо для того, чтобы указанную сумму денежных средств (разницу) направить на инвестирование в наиболее надежные ценные бумаги или банковский депозит при минимальных рисках.

  Механизм распределения прибыли холдинговой компании. По результатам отчетного периода заработанная прибыль у всех предприятий, входящих в холдинг, мобилизуется в централизованном фонде. Из этого фонда производятся обязательные отчисления в следующей очередности: в первую очередь (по мере необходимости), формируется фонд развития; во вторую очередь, средства направляются во вклады в банковские счета и (или) другие финансовые вложения под наибольший процент; в третью, покрываются централизованные административные расходы. Таким образом, схематично предлагаемый нами механизм распределения прибыли можно представить следующим образом:

Рис.3. распределение прибыли  холдинга.

  Денежные средства  из фонда развития могут быть  выделены на следующие операции: целевые и текущие. Целевые  операции - это операции, которые связаны с реализацией инвестиционного проекта холдингом и носят строго целевой характер. Денежные средства, выделяемые на такие операции, являются бесплатными (беспроцентными). Текущие операции - это операции, которые относятся к основному виду деятельности предприятий, входящих в холдинг. К таким операциям относятся: пополнение оборотных средств по основному виду деятельности, погашение кредитов, если предприятие по какой-то причине не имеет возможности в срок погасить его. Денежные средства, выделяемые на такие операции, являются платными и должны приносить в централизованный фонд холдинга прибыль на вложенный капитал не менее ставки процента ЦБ РФ. Необходимость разграничения операций на целевые и текущие обусловлена факторами ограниченности финансовых ресурсов и эффективности использования предприятием всех своих активов. Учитывая эти факторы, предприятие должно развиваться, а не "проедать" собственные средства. Поэтому совершенно очевидно, что в первую очередь, необходимо обеспечивать развитие, создавая для этого льготные условия. Предприятия же, которые не приносят необходимых результатов, должны привлекать средства своих владельцев для обеспечения нормативного объема прибыли.

  При определении пропорций  распределения прибыли на развитие и в финансовые вложения, следует учитывать будущую доходность вложений. В зависимости от этого определяются приоритеты их дальнейшего использования. Оставшаяся часть централизованного фонда направляется на общехолдинговые административные и управленческие расходы.

  Данный механизм распределения  прибыли холдинговых компаний  имеет свои преимущества по  сравнению с общепринятым. В целом  для холдинга это выражается  в том, что он обязывает предприятия,  входящих в холдинговую структуру,  во-первых, экономно расходовать денежные ресурсы; во-вторых, правильно планировать доходы, расходы и финансовые потоки; в-третьих, оптимизировать структуру баланса; в-четвертых, вкладывать деньги в высокорентабельные проекты. Данная система распределения прибыли будет способствовать также повышению уровня ликвидности и платежеспособности холдинга. Кроме того, данный порядок распределения прибыли позволит собственникам более точно оценить эффективность работы предприятий и деловые качества высшего руководства. Участникам холдинга станет не возможно вкладывать дополнительные финансовые ресурсы в предприятия и проекты, которые не обеспечивают нормативного уровня рентабельности.

  Таким образом,  предложенный механизм распределения  прибыли создаст необходимые  условия для более эффективного  использования финансовых ресурсов  холдинговых компаний в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ  деятельности предприятия

 

2.1 Организационно-техническая характеристика предприятия ОАО «Бугурусланский завод радиатор»

 

Акционерное общество «Бугурусланский завод «Радиатор», в дальнейшем именуемое «общество», является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. Общество создано без ограничения срока его деятельности.

Фирменное наименование общества: полное - Открытое акционерное общества «Бугурусланский завод «Радиатор»; сокращенное - ОАО «БЗР».

Место нахождения общества: 461630, Оренбургская область, г. Бугуруслан, Пилюгинское шоссе, 110.

Общество является юридическим  лицом и имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое  на его самостоятельном балансе, имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации, осуществляет все виды внешнеэкономической деятельности, обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.

Информация о работе Экономическая прибыль организации