Эффективность использования оборотных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 15:07, курсовая работа

Описание

Цель курсового проекта - рассмотреть пути повышения эффективности использования оборотных средств предприятия ОАО «Сафоновский машиностроительный завод».
Для более глубокого раскрытия темы исследования необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, таких как:
- рассмотреть сущность оборотных средств предприятия и показатели оценки эффективности их использования;
- провести анализ состояния и эффективности использования оборотных средств на ОАО «СМЗ»;
- предложить основные пути совершенствования управления оборотными средствами исследуемого предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……...3
Глава 1 Роль и значение категории «оборотные средства» в экономической
системе………………………………………………………………………..……..6
1.1 Сущность и содержание категории «оборотные средства», классификация оборотных средств…………………………………………………………..…...…6
1.2 Показатели эффективности использования оборотных средств на предприятии ……………………………………………………………………..…14
1.3 Нормирование оборотных средств……………………………………………23
Глава 2 Анализ нормирования и эффективности использования оборотных средств на предприятии ОАО «Сафоновский машиностроительный завод»…..25
2.1 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Сафоновский машиностроительный завод»……………………………….….25
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей предприятия ОАО «Сафоновский машиностроительный завод»…………………………………..34
2.3 Анализ нормирование оборотных средств на предприятии ОАО «Сафоновский машиностроительный завод»………………………………….…38
Глава 3 Рекомендации и предложения по повышению уровня использования
оборотных средств на ОАО «Сафоновский машиностроительный завод»……43
Заключение……………………………………………………………………….…46
Библиография……………………………………………………………………….48

Работа состоит из  1 файл

об ср.doc

— 316.50 Кб (Скачать документ)

     - бюджетные учреждения здравоохранения,  получая финансовые средства  из бюджета, вкладывают их в  переоснащение больниц и поликлиник, предъявляя спрос на дешевое  и простое оборудование;

     - активно развивается сектор страховой  медицины и платных медицинских услуг, нуждающихся, соответственно, в более высокотехнологичной технике лучшего дизайна и с лучшим качеством сервиса. Такие учреждения здравоохранения могут закупать оборудование с разделением зон грязного и чистого белья, что, возможно, потребует создания нового для завода продукта.

     На  этом сегменте конкурентами ОАО «Сафоновский машиностроительный завод» могут являться как российские производители в первом случае, так и западные - во втором. Данный сектор будет одним из самых динамично развивающихся в ближайшее время, поскольку рынок услуг здравоохранения в России имеет большой потенциал.

     Промышленные  предприятия. Данный сектор также должен представлять большой интерес для  ОАО «Сафоновский машиностроительный завод», поскольку в настоящий момент развитие российской промышленности дает предприятиям возможность обновлять и закупать новое прачечное оборудование. Ожидаемые положительные тенденции в социальной политике и улучшении условий труда в компаниях приведет к росту спроса на качественное, автоматическое, хорошего дизайна оборудование, которое может предложить ОАО «Сафоновский машиностроительный завод». Очень важно, чтобы эта открывающаяся ниша была занята заводом, поскольку за предприятиями, которые стали или становятся мелкими клиентами в настоящее время – будущее. Поэтому в настоящий момент принципиально наладить с ними хорошие партнерские взаимоотношения и зарекомендовать ОАО «Сафоновский машиностроительный завод» как надежного контрагента, поставляющего качественную и отвечающую потребностям рынка продукцию.

      
  • Санаторно-курортные  и гостиничные организации. Туристический  бизнес в России и, соответственно, санаторно-курортные учреждения и  гостиницы в настоящий момент переживают период бурного развития. Поэтому данный сегмент будет иметь тенденции к увеличению спроса в количественном и качественном выражении, также предъявляя требования к более качественной продукции с высоким уровнем дизайна и сервисного обслуживания. Конкурентами Вязьмы здесь могут выступать российские и зарубежные производители.
  •       Выводом из вышесказанного может быть то, что  ОАО «Сафоновский машиностроительный завод» в настоящий момент должен предлагать рынку недорогую, простую технику, с одной стороны, и машины с большим набором функций, качественные, хорошего дизайна, высокого уровня обслуживания.

          Многие  сегменты российского рынка, которые  будут в будущем постоянными  и надежными покупателями прачечного оборудования, сейчас находятся в  стадии становления и развития, налаживания  экономических и иных связей с  партнерами по бизнесу. ОАО «Сафоновский машиностроительный завод» крайне важно завоевать их внимание и предпочтения именно в настоящий момент, иначе завод рискует потерять колоссальный рынок сбыта. Предприятие имеет возможность это сделать при проведении правильной инвестиционной политики в сфере инноваций, что подтверждается высоким научно-техническим и кадровым потенциалом, широтой ассортимента, высокой нормой рентабельности и сложившейся к настоящему моменту репутацией фактически монополиста на рынке. Неотъемлемым атрибутом рыночной экономики является конкуренция.

            На Российском рынке прачечного оборудования ОАО «Сафоновский машиностроительный завод» конкурирует, как с отечественными производителями, так и с зарубежными.   Конкуренция среди зарубежных фирм незначительная, но в последнее время западные производители стали представлять все большую угрозу для завода.  Среди иностранных конкурентов можно выделить следующие предприятия: Electrolux (Швеция), Miele (Германия), Tollon (Турция), Ipso (Бельгия), Primus (Бельгия) и другие. Прачечное оборудование перечисленных производителей, имеет высокое качество, хорошие технические характеристики,   привлекательный дизайн. Но оборудование имеет достаточно высокие цены и дорогостоящее техническое сервисное обслуживание. Кроме того, зачастую импортное прачечное оборудование неприспособленно к российским условиям (перебои в электроэнергии, водоснабжении, плохое качество воды) и требуют установки дополнительного дорогостоящего оборудования, такого, как фильтры для воды, ручной привод и т.д. Этими факторами и объясняется то, что импортные фирмы занимают малую рыночную долю, и основными конкурентами ОАО «Сафоновский машиностроительный завод» на российском рынке являются отечественные производители. Среди отечественных производителей можно выделить двух конкурентов это ОАО «Коммаш»   и  ФГУП «Автомедтехника» из города Пензы. Эти предприятия уже давно занимаются производством  прачечного оборудования промышленного назначения и имеют достаточно большой опыт в данной отрасли, необходимые технологию и производство.

           По  объему и ассортименту производимого  и  оборудования, ОАО «Сафоновский машиностроительный завод» занимает лидирующее положение на российском рынке.

           Сложившаяся ситуация на  рынке прачечного оборудования России обусловлена общим состоянием отрасли, в которой осуществляет свою деятельность  ОАО «Сафоновский машиностроительный завод». Наличие значительных барьеров для выхода новых компаний на рынок в силу высокой стоимости «ноу-хау», патентной защищённости продукции и технологии.

         Производство  современных промышленных стиральных машин требует использования  дорогого, высокоточного, высокопроизводительного  оборудования, применения сварки в  среде инертных газов, широкого применения пластмассы и электронных устройств. В создании новых продуктов применяются новейшие компьютерные технологии, обеспечивающие высокую точность и скорость проектирования. Кроме того, необходимо быстрое внедрение результатов научных исследований и конструкторских разработок в производство.

         На  современном рынке прачечного оборудования наблюдается всё более интенсивное обновление продукции. По данным статистики в машиностроении продукция обновляется более чем на 60% в течение всего лишь пятилетнего периода. Поэтому  производители стремятся сделать свои продукты высокодифференцированными, дать возможность потребителю заказать и приобрести продукт именно с тем набором потребительских свойств, которые ему необходимы. В настоящий момент ОАО «Сафоновский машиностроительный завод» обладает самым широким ассортиментом продукции из отечественных производителей и насчитывает более 150 разновидностей выпускаемого оборудования.

          Широкий спектр выпускаемой продукции обусловил  работу предприятия с большим  количеством поставщиков, специализирующихся на разных видах материалов. Поставщики обеспечивают предприятие необходимыми материальными ресурсами. Все поставщики прямо или косвенно оказывают влияние по средствам следующих факторов:

          - установление цены на материалы  и комплектующие;

          - качество поставляемых материалов  и комплектующих;

          - срыв сроков поставок материалов  и комплектующих;

          - отказ от разработки и внедрения  новых заказов.

          Влияние большинства поставщиков в отрасли  невелико, так как используемое сырье  и материалы в большинстве  своем стандартизированы и выпускаются многими производителями, что позволяет предприятиям отрасли слабо зависеть от поставщиков.

        2.2 Анализ основных  технико-экономических  показателей предприятия  ОАО «Сафоновский машиностроительный завод» 

          Технико-экономические  показатели являются обобщающими параметрами предприятия. В своей совокупности эти показатели отражают общее состояние дел на предприятии, в производственно-технической, коммерческой, социальной, хозяйственно-финансовой сферах. Каждый показатель в отдельности характеризует одну из сторон внутренней или внешней деятельности предприятия.

          Итоговая  система технико-экономических показателей  построена по логической схеме: от имеющегося производственно-технического потенциала предприятия, тех материальных, трудовых и финансовых ресурсов, которые были им, вовлечены в оборот, к конечным результатам.

         О финансово-хозяйственной, производственной, сбытовой и другой деятельности ОАО  «Сафоновский машиностроительный завод» можно судить по показателям, рассчитанным и представленным в таблице 2.1.

         Анализ исходной информации  в таблице 2.1, предполагает оценку ее представительности. Представительность состава технико-экономических показателей, собранных на предприятии, при исходной информации оцениваются с позиций технических возможностей, которые открываются для исследования важнейших сторон деятельности предприятия на основе сопоставления показателей этого состава между собой.

         Величина  производственных мощностей позволяет  судить о производственном потенциале, его изменениях за анализируемый  период. Исходя из данных, приведенных в таблице 2.1, можно заключить, что на всем протяжении 2005-2007 г.г. производственные возможности завода остались без изменений.

         Показатель  выпуска продукции в натуральном  выражении как обобщающий параметр, с одной стороны, при его сопоставлении с показателем  

         Таблица 2.1 – Основные технико-экономические  показатели ОАО «Сафоновский машиностроительный завод» за 2005-2007 г. г.

    Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. Отклонение  в абсолютном  выражении  2006 г.  к 2005 г.,+/- Отклонение  в абсолютном выражении  2007 г. к 2006 г. ,+/-
    1. Производственная мощность, шт. 10956 10956 10956 - -
    2. Выпуск продукции в натуральном  выражении, шт. 7229 7968 5890 +739 -2078
    3. Коэффициент  использования производственной  мощности 0,66 0,73 0,54 +0,07 -0,19
    4. Товарная  продукция, тыс. руб. 386429 534360 570901 +147931 +36541
    5. Реализованная   продукция, тыс. руб. 303294 463162 448038 +159868 -15124
    6. Стоимость  основных производственных фондов, тыс. руб. 105346 117028 127293 +11682 +10265
    7. Фондоотдача, руб. 3,67 4,57 4,48 +0,90 -0,09
    8. Численность  промышленно-производственного персонала,  чел. 1162 1236 1191 +74 -45
    9. Производительность   труда,   тыс. руб. 332,56 432,33 479,35 +99,77 +47,02
    10. Среднемесячная   оплата   труда, руб. 4635 5431 6624 +796 +1193
    11. Полная  себестоимость товарной продукции,  тыс. руб. 315548 428773 423721 +113225 -5052
    12. Прибыль (убыток) от реализации (продажи)  продукции, тыс. руб. -12254 34389 24317 +46643 -10072
    13. Прибыль  (убыток) до налогообложения, тыс.руб. 55752 111103 46073 +55351 -65030
    14. Затраты  на рубль реализованной (проданной)  продукции, руб. 1,04 0,93 0,95 -0,09 +0,02
    15. Рентабельность продукции в целом, % - 0,08 0,06 +0,12 -0,02

    производственной  мощности с другой, посредством исчисления коэффициента использования последних, характеризует степень задействования в хозяйственном процессе наличного производственного аппарата.

         На  ОАО «Сафоновский машиностроительный завод»  за анализируемый период  выпуск продукции в натуральном выражении уменьшился  в 2007 г. по отношению к 2006 г. на 2078 шт., хотя по отношению к 2005 г. выпуск продукции возрос на 739 шт. Объем товарной продукции увеличился на 36541 тыс. руб.

         За  исследуемый период наблюдается рост стоимости основных фондов  более  чем на 10000 тыс. руб. ежегодно и соответственно снизилась фондоотдача. Это говорит о том, что на  предприятии идет обновление  основных производственных фондов, хотя и очень слабо.

         Снизился  коэффициент использования производственных мощностей  на 0,19. На это оказывает влияние уменьшения выпуска продукции в натуральном выражении на  2078 шт.

         В 2007 г. по сравнению с 2006 г. фондоотдача  снизилась на  0,09 руб.

         Среднегодовая численность работающих в 2006 г.  по сравнению с  2005 г. увеличилась  на 74 чел., в 2007 г. данный показатель снизился на 45 чел. Это повлекло за собой  уменьшение фонда зарплаты на 2482,90 тыс. руб., хотя среднемесячная оплата труда выросла по сравнению с 2006 г. из-за повышения тарифных ставок и в связи с инфляцией в стране. Напряженность в обеспечении предприятия трудовыми ресурсами может быть несколько снята за счет более полного использования  имеющейся  рабочей силы, роста производительности труда  работников, интенсификации производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, усовершенствования технологии и организации производства.

         Показатель  производительности труда позволяет  определить долю реализованной продукции  в расчете на 1 работника промышленно-производственного  персонала. Производительность  труда  на протяжении всего исследуемого периода растет за счет снижения числа работающих.

         В 2007 г.  по сравнению с 2006 г. полная себестоимость реализованной продукции  уменьшилась на 5052 тыс. руб. Это произошло  за счет уменьшения выпуска продукции  в натуральном выражении. Хотя  себестоимость    в абсолютном выражении  снизилась, по сравнению с 2006 г., это не говорит  о прогрессивном изменении  деятельности предприятия, так как объемы  производства продукции и продаж резко сократились. В 2005 г. предприятие понесло убытки от реализации продаж на 12254 тыс. руб. А в 2007 г. снижение прибыли  от реализации продукции по сравнению с 2006 г.  составило 10072 тыс. руб. за счет роста себестоимости продукции. Прибыль отчетного периода  до налогообложения  в 2007 г.  по сравнению к 2006 г. уменьшилась на 65030 тыс. руб. Себестоимость изделий на рубль реализованной продукции  снизилась на 0,02 из-за снижения материалоемкости изделий. 

    Информация о работе Эффективность использования оборотных средств