Исследование социально-психологических особенностей личности, и формирование плана жизни и развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 10:34, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является формирование жизненного плана личности. Объектом исследования является личность конкретного студента.
Предметом исследования является социально-психологические качества личности студента и система взаимосвязанных и обобщенных целей, которые ставит перед собой каждый студент.

Работа состоит из  1 файл

контрольная (1).doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

Признаки личности.

Ключевыми системообразующими признаками личности являются эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждение.

Эмоциональность - совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний, чувствительность к эмоциональным состояниям.

Активность - характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельности какого-либо рода. Саморегуляция - системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в регуляции личностью своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которое оценивается субъектом как желаемое. Побуждение - мотивационный компонент характера.

Психологи часто характеризуют людей на основе определённой совокупности (или системы) черт.

Черты личности - обобщённые характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических признаков.

Фундаментальные черты (или факторы) личности: эмоциональность,

  • доминантность,
  • моральность,

В психологии применяются различные типологии личности. По доминирующей пространственно-внешней ориентации можно определить такие типы личности как «мемуарист», «конъюнктурщик», «прогнозист».

Различия в потребностно-волевых качествах выделяют «пессимистов», «уравновешенных» и «оптимистов».

По содержательным направленностям человек может быть «деловой», «экстраверт» (в том числе коллективист), «игрок», «интраверт»

По уровню освоения деятельности - «ученик», «исполнитель», «творец», «любознательный». По доминирующим сторонам реализации деятельности - «преобразователь», «созерцатель», «мыслитель».

На основании анализа признаков и черт моей личности, делаю вывод, что ей присущи эмоциональность, в основном в достаточной мере, активность; саморегуляция , с помощью которой моя личность устойчиво функционирует в различных условиях жизнедеятельности, и конечно же побуждение, которое и стимулирует все вышеперечисленные признаки. Черты моей личности складываются из следующих типов: конъюнктурщик (беспринципный человек действующий в зависимости от сложившейся в данный момент обстановки, от стечения обстоятельств, использующий с выгодой для себя сложившуюся конкретную ситуацию) уравновешенный, экстраверт, ученик и исполнитель, преобразователь.

Личность можно охарактеризовать пятью основными потенциалами:

  • познавательный,
  • морально-нравственный,
  • творческий,
  • коммуникативный,
  • эстетический.

Такие потенциалы играют роль динамических доминант, задающих направленность процессу развития личности.

Познавательный потенциал - прежде всего, определяется объектом и качеством информации, которой располагает личность. Он также включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека.

Морально-нравственный потенциал - обуславливается приобретёнными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями.

Речь идёт о единстве психологических и нравственных моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в её мироощущении, мировоззрении, мироотношениях. Творческий потенциал личности - определяется наличием репертуара умений и навыков, способностей к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или непродуктивному) и мерой их реализации в определённой сфере деятельности или общении. Коммуникативный потенциал личности - оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми.

Содержательно-динамическая_ способность выражается в богатстве системы и репертуара социальных ролей, которые исполняет личность.

Эстетический потенциал личности - обуславливается уровнем и интенсивностью её художественных потребностей, а также способами их удовлетворения. Эстетическая активность личности реализуется в творчестве (профессиональным или самодеятельным) и в потреблении произведений искусства.

Другими словами, личность определяется тем:

  • что она знает
  • что она ценит
  • что и как она созидает
  • с кем и как она общается
  • каковы её эстетические потребности и как она их удовлетворяет

Я обладаю великим познавательным потенциалом личности. Информация, которой я сейчас располагаю, достаточно ограниченна, и есть стремление познавать окружающий мир, используя качественную и достоверную информацию. Морально нравственный потенциал моей личности постоянно формируется. Это связанно с тем, что моя личность находится в процессе смены кругов общения, приобретения новых знакомств, новых стремлений и т.п. Творческий потенциал так же находится в процессе формирования, т.к. этот потенциал еще не реализован, в виду того, что мне многое ещё предстоит совершить в жизни . То же касается и эстетического и коммуникативного потенциала, хотя они реализованы в большей степени.

Для локальной коррекции и развития важно знать ряд ключевых личностных образований и уметь воздействовать на них. К одним из таких образований относится жизненный план личности. Он представляет собой систему взаимосвязанных и обусловленных целей, которые ставит перед собой личность, интеграцию и соподчинению её мотивов, приобретение устойчивого ядра ценностных ориентации.

Жизненный план личности - явление одновременно социального и жизненного порядка, связанное с вопросами самоопределения:

морального (каким быть?) -     профессионального (кем быть?)

Одна из системных характеристик личности, позволяющая прогнозировать её будущее - это направленность личности. Она определяет собой совокупность важнейших целевых программ, обуславливающих смысловое единство активного и целенаправленного поведения личности. Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные потребности, взаимосвязанные между собой. Это потребность быть личностью (потребность персонализации) и потребность самореализации.

Персонализация (от лат. «личность») - процесс обретения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-необходимых свойств и качеств, позволяющих оригинально выполнять определённую роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценку собственной личности и деятельности. Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и вместе с тем оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.д. Как и любая потребность она может иметь многоуровневую реализацию и проявляться в стремлении субъекта быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей. Потребность самореализации проявляется в стремлении индивидума реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности).

Подлинной сутью хорошего образования должно являться ознакомление с путями, благодаря которым человек может стать тем, кем он способен стать, т.е. самореализоваться. Частным проявлением указанной потребности выступает самоактуализация как полное переживание жизни, постоянный выбор и реализация своих взаимовозможностей.

Интегральной характеристикой личности является её устойчивость, которая демонстрирует все основные процессы в личности: мотивы, возможность, формирование надситуативной активности, целеполагание, принятие решений и стрессовую пластичность. В критических ситуациях поведения личности, обладающей устойчивостью, в целом осуществляется его следующей схемой: задача - акмализируемый его мотив - осуществление ведущих действий и реализация этого мотива - осознание трудностей - негативная эмоциональная реакция - поиск способов преодоления трудностей - снижение силы отрицательных эмоций - улучшение функционирования.

Поведение неустойчивой личности отличается неспособностью преодолеть трудности. Для этой личности характерны переоценивание вероятности неудачи и недооценивания возможности получения предметов потребности, благ; общая несбалансированность психофизиологической организации.

Важным регулятором личности является «Я - концепция» - совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его самооценкой. «Я - концепция» выполняет тройную функцию:

  1. Способствует достижению внутренней согласованности личности.
  2. Определят характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  3. Служит источником ожидания относительного собственного поведения и самого себя. Кроме того, «Я - концепция» осуществляет регуляцию социального поведения личности. Целью восприятия и развития является формирование в личности таких ценностных ориентации, отношений,   мотивов,   которые   обеспечивали   бы   оценку   и   регулирование   поведения   в соответствии  с  морально-нравственными   нормами,  принятыми   в  конкретной   социально-культурной среде. Такие образования должны предоставить личности возможность производить посильные изменения окружения в направлении его развития и совершенствования. Формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности личности.

Эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания другого. Она является основой содействия и помощи. Развитие этой способности может осуществляться в специально организованных ситуациях совместных переживаний. Подобные ситуации имеют место в учебных группах, когда учащийся переживает вместе с другими (например, в ходе соревнований) Нравственному развитию может способствовать хорошо организованная совместная трудовая деятельность. При групповом взаимодействии личностные изменения поддаются изменениям в большей степени, чем при индивидуальном. Наиболее активно процедуры таких изменений протекают в группах коррекции и развития личности.

 

Формирование жизненного плана личности.

 

1. ОЦЕНКА ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 

1.1 РАБОТА/УЧЁБА

 

В данный момент я имею достаточно четкое представление о своей будущей работе. Это будет компания, занимающаяся аудиторской деятельностью. На начальном этапе своей карьеры, я бы хотела в этой компании занимать должность помощника аудитора. Освоив выбранную мною должность и профессионально проявив себя в данной организации я буду иметь реальную возможность повышения по служебной лестнице до ведущего аудитора компании. Далее, оценивая и понимая свои возможности, я организую собственную аудиторскую компанию, которую  планирую возглавлять в должности генерального директора.

 

1.2 ХОЗЯЙСТВО

 

На данный момент долгов не имею, но мое финансовое положение оставляет желать лучшего, так как я сделала ставку на получение высшего образования, которое в дальнейшем поможет мне получить профессию, и устроиться на ту работу, которая сможет приносить мне как  финансовое, так и моральное удовлетворение.

 

1.3 ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

 

Сейчас я  нахожусь в отличной физической форме и, так как я ещё достаточно молода, и обладаю активной жизненной позицией, мое здоровье меня ничуть не беспокоит. Я предпринимаю попытки для уделения  внимания правильному режиму. Веду здоровый образ жизни- не употребляю алкоголь ,и поборола в себе вредную привычку - бросила курить. Режим питания и ассортимент оставляет желать лучшего..

 

1.4 СОЦИАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ - ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

 

Я  очень искренне, но не всегда интересуюсь мнением других людей. Я всегда стараюсь помочь в решении любых проблем  моим друзьям и близким ,и поэтому я интересуюсь всем происходящим в их жизни. Мое мнение  интересует других , но я ни в коей мере не навязываю другим свои мысли и мнения. При желании я прекрасно умею слушать других и ценить людей, с которыми общаюсь.

1.5 САМОРАЗВИТИЕ

 

Я интересуюсь тем, что происходит вокруг меня и практически всегда нахожусь в курсе событий, происходящих в мире.

 

1.6 СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

 

Я не замужем. Я уделяю достаточно времени своей семье. Я знаю о потребностях и мнении членов моей семьи. Стараюсь с пониманием и поддержкой относиться  к членам своей семьи (особенно в сложных жизненных ситуациях).

 

 

2. ПОСТАНОВКА ЛИЧНЫХ КОНЕЧНЫХ ЦЕЛЕЙ.

Целями моей жизни являются: Достойно воспитать дочь. Найти работу, удовлетворяющую моим амбициям и подняться как можно выше по карьерной лестнице.

Насколько они важны для меня и почему? Они очень важны, так как моя дочь это смысл жизни, а работа способ существования и удовлетворения нужд и различных потребностей. Успехи в работе крайне важны для меня, так как на доходы от неё я смогу реализовать свои мечты и жизненные планы.

Мои жизненные цели должны осуществиться до 35-40 лет.

Какие факторы способствуют достижению моих жизненных целей? Этому способствует моя целеустремленность и мои неограниченные умственные способности.

-     А какие препятствуют? Непредсказуемость внешней среды. Не стабильная ситуация в стране.

Что я могу задействовать для достижения моих жизненных целей - время, умственные способности, целеустремленность, настойчивость. абсолютная нацеленность на хороший результат, связи.

 

 

 

 

 

 

 

3. ЧАСТНЫЕ ЦЕЛИ И ПЛАНЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЮ МОИХ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

Информация о работе Исследование социально-психологических особенностей личности, и формирование плана жизни и развития