Институциональные преобразования в современном Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в раскрытии социально- экономического развития Республики Казахстан. В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:
- исследовать анализ состояния и тенденций социально-экономического развития страны;
- раскрыть основные направления социально- экономического развития;
- проанализировать приоритеты социально-экономического развития Республики Казахстан.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа на тему-Институциональные преобразования в современном Казахстане.docx

— 76.57 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЕВРАЗИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ И  МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономическая теория»

На тему «Институциональные преобразования в современном Казахстане»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Проверила:

 

 

 

 

 

 

Астана 2012

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В Казахстане действующим  законодательством созданы равные условия и возможности, как для  отечественных, так и иностранных  инвесторов. В стране действует достаточно благоприятный налоговый инвестиционный режим, созданы необходимые институты  для защиты и поощрения инвестиций.

Решение проблемы модернизации казахстанской экономики в этой связи требует пересмотра теоретических  основ проводимой экономической  политики. Для модернизации производственного  аппарата необходимо мобилизовать все  внутренние источники инвестирования, которые пока не используются. В  частности, нужно пересмотреть концепцию  использования средств Национального  фонда, который пока играет нейтральную  роль в экономике страны. В противном  случае вероятным становится сценарий инерционного развития, а Казахстан  не сможет закрепиться на траектории устойчивого развития.  
Среднесрочный план социально-экономического развития Республики Казахстан на 2008-2010 годы   разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и Правилами разработки среднесрочных планов социально-экономического развития Республики Казахстан, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 июня 2002 года № 647.

План обосновывает темпы  развития экономики на 2008-2010 годы в  зависимости от внешних и внутренних факторов и определяет действия центральных  и местных органов государственного управления и иных государственных  органов в области создания благоприятных  условий для развития государственного и частного секторов экономики.

План определяет задачи на 2008-2010 годы в области развития отраслей экономики и пути их решения для  достижения целей и реализации приоритетов, определенных в стратегических планах, посланиях Президента Республики Казахстан  к народу Казахстана и Программе Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года № 310.

Вот почему объективной необходимостью становится разработка общенациональной программы социально-экономической  модернизации Казахстана, что требует  создания системы стратегического  планирования и прогнозирования  для исследования долгосрочных тенденций  социально-экономического развития страны, ее отдельных областей и отраслей экономики.

Цель данной курсовой работы заключается  в раскрытии социально- экономического развития Республики Казахстан.  В соответствии  с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:

- исследовать анализ состояния  и тенденций социально-экономического  развития   страны;

- раскрыть основные направления  социально- экономического развития;

- проанализировать приоритеты  социально-экономического развития  Республики Казахстан. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

1.1 Анализ состояния  и тенденций социально-экономического  развития

 

Республика Казахстан  располагает богатыми запасами полезных ископаемых, обширными сельскохозяйственными  угодьями, квалифицированными кадрами, значительным промышленным потенциалом.

Сегодня Казахстан имеет  реально работающую рыночную экономику.

Казахстан последовательно  проводит открытую внешнюю торговую политику.  Заметно диверсифицировалась и география внешней торговли, которая в первые годы независимости в основном включала Содружество Независимых Государств.

В настоящее время Казахстан, по классификации Всемирного банка, входит в группу стран со средним  уровнем дохода. Если сравнить основные показатели качества жизни, за последние 10 лет, в среднем денежные доходы казахстанцев выросли в 5 раз; почти в 6 раз увеличилась среднемесячная зарплата; в 25 раз выросла минимальная заработная плата; среднемесячный размер пенсии увеличился в 4,6 раза; депозиты физических лиц в банках и объем вкладов на одного жителя возросли в 35 и 37 раз соответственно. Расходы государства на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи только в этом году выросли более чем в 1,7 раза по сравнению с 2003 годом.

Поступательный экономический  рост в Казахстане позволил значительно  расширить социальную направленность государственных расходов, что свидетельствует  о достигнутом запасе прочности  экономики страны.

Казахстан состоит из пяти крупных экономических районов. На Севере развиты зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение, производство нефтепродуктов и ферросплавов, энергетика. В Восточном Казахстане преобладают цветная металлургия, энергетика, машиностроение и лесное хозяйство. Западный Казахстан – крупнейший нефтегазодобывающий регион не только Казахстана, но и СНГ. Основные отрасли хозяйства Центрального Казахстана – черная и цветная металлургия, машиностроение, животноводство. В Южном Казахстане производятся хлопок, рис, шерсть, зерно, фрукты, овощи, виноград; развиты цветная металлургия, приборостроение, легкая и пищевая промышленность, рыбное и лесное хозяйство. Размещение промышленности привязано к месторождениям полезных ископаемых, крупным городам и водным ресурсам. Высокая концентрация горнодобывающей промышленности обусловила ухудшение экологической обстановки, что особенно характерно для городов Восточного, Центрального и Южного Казахстана.

Итоги социально-экономического развития страны за 2006 год, с нашей  точки зрения, следует оценивать  с позиции реализации Стратегии  вхождения Республики Казахстан  в число 50-ти наиболее конкурентоспособных  стран мира, основные направления  которой определены февральским  посланием Президента РК Нурсултана Назарбаева и его последующими выступлениями.  
В своем послании Президент выделил несколько приоритетов социально-экономического развития в рамках Стратегии повышения конкурентоспособности страны. Наиболее важными из них являются: 
Успешная интеграция Казахстана в мировую экономику – основа качественного прорыва в экономическом развитии республики.  
Дальнейшая модернизация и диверсификация экономики Казахстана как фундамент устойчивого роста.  
Современная социальная политика, защищающая наиболее «уязвимые слои населения», поддерживающая развитие экономики.  
Развитие современного образования, непрерывное повышение квалификации и переквалификации кадров и дальнейшее процветание культуры народа Казахстана. 
Программа действий правительства на 2006-2008 годы в данной связи была направлена на реализацию этих приоритетов и преодоление сложившихся в Республике негативных тенденций, на создание институциональных и экономических условий повышения международной конкурентоспособности казахстанской экономики и качества жизни казахстанского народа. Насколько реализация правительственной программы способствовала созданию предпосылок для закрепления на траектории устойчивого развития, можно судить по итогам 2006 года.  
Анализ развития социально-экономической ситуации в стране позволяет выделить несколько проблем, которые затушевываются среднестатистическими успехами. За высокими среднереспубликанскими показателями скрываются детали, что не позволяет правильно оценить приоритеты социальной политики, эффективность действий Правительства и местных органов власти в решении социальных проблем. С нашей точки зрения, можно выделить несколько проблем, недостаточное внимание к которым может отбросить Казахстан на периферию мирового развития.  
Главная из них – уровень и качество жизни казахстанского народа в целом не корреспондирует с темпами экономического роста, что создает социальную напряженность в обществе. Это проявляется в низком платежеспособном спросе населения из-за невысокой оплаты труда наемных работников в целом. Сохраняются резкие, ничем не оправданные различия в оплате труда работников одинаковой квалификации, занятых в разных отраслях производства, существенные отличия в уровне денежных доходов горожан и сельских жителей, между жителями различных областей, крупных и малых городов. Это уже привело к резкому социальному расслоению общества, причем как в региональном, так и отраслевом разрезах.  
Действительно, статистика показывает, что при среднемесячной номинальной заработной плате, равной 39312 тенге (рост к соответствующему периоду 2005 года на 20,7%, в реальном исчислении – на 11,1%), в ряде отраслей народного хозяйства – образование, здравоохранение, сельское хозяйство, она практически в 2 раза ниже среднереспубликанской.  
Так, в октябре среднемесячная заработная плата работников образования составила 24,8 тыс. тенге, медицинских работников – 21,1 тыс. тенге. Зарплата наемных работников в сельском хозяйстве – 21,7 тыс. тенге. Учитывая то, что в сельском хозяйстве занято около 2,5 млн. человек в сферах образования и здравоохранения, соответственно, – около 600 и 300 тыс. человек, можно констатировать, что около 50% наемных работников имеют номинальную заработную плату, которая ниже среднереспубликанской. Доля жителей, которых можно отнести к низкооплачиваемой категории работников, может существенно возрасти, если учесть, что 2,7 млн. человек отнесены к категории самозанятых.  
Важно отметить, что разрыв в заработной плате наемных работников, занятых в различных сферах, растет. Так, в 2002 году разрыв в оплате труда между работниками горнодобывающей отрасли и сельского хозяйства составлял 31,9 тыс. тенге, в сферах образования и здравоохранения – 27,2 и 29,2 тыс. тенге, соответственно. К настоящему времени разрыв в уровне оплаты между работниками горнодобывающей промышленности и занятыми в сельском хозяйстве увеличился до 56,1 тыс. тенге или в 1,8 раза, в сфере образования и здравоохранения такой разрыв увеличился, соответственно, до 52,3 и 56,1тыс. тенге или в 1,9 раза. Во многом это обусловлено более низкими, по сравнению с ростом средней заработной платы, темпами роста заработной платы работников бюджетной сферы. Так, если зарплата учителей в 2002 году составляла свыше 63% средней заработной платы, то в настоящее время – только 58%. Соответственно, в сфере здравоохранения номинальная заработная плата с 53% снизилась до 51% средней зарплаты в целом по республике.  
В этой связи можно констатировать, что более половины численности наемных работников имеют номинальную заработную плату, которая существенно ниже среднереспубликанской. Отсюда следует, что медиана доходов (медиана доходов (срединный доход) – величина личных доходов, которая делит шкалу доходов на две одинаковые в количественном отношении группы, одна из которых имеет доходы ниже медианы, а другая – выше) в Казахстане существенно ниже среднедушевых доходов, что характерно для стран с высокой степенью неравенства в распределении доходов.  
Необходимо подчеркнуть, что высокая в среднем заработная плата работников добывающей промышленности скрывает дискриминационную систему оплаты труда в этих отраслях. Так, по данным средств массовой информации, местные работники получают заработную плату на порядок ниже, чем иностранцы, выполняющие аналогичную работу. Учитывая, что в добывающем секторе иностранная рабочая сила занимает значительный удельный вес, то на деле номинальная зарплата казахстанцев, занятых в этом секторе, намного ниже официальных статистических данных.  
Правительством Республики Казахстан предпринимаются меры по привязке роста заработной платы к росту производительности труда, чтобы избежать инфляции. Привязка роста оплаты к росту производительности труда необходима при условии нормальной оплаты труда, которая обеспечивает расширенное производство рабочей силы. К сожалению, существующая в Казахстане система оплаты труда не соответствует этому требованию, а ее сохранение приведет к воспроизводству бедности в возрастающих масштабах, снижению качества человеческого капитала из-за нарастающего снижения уровня притязаний населения.  
Поэтому для предотвращения дальнейшего социального расслоения требуется кардинально изменить политику доходов, которую проводит правительство республики. С нашей точки зрения, первоочередными мерами должны стать резкое повышение заработной платы работников бюджетной сферы, законодательное установление минимальной заработной платы на уровне, обеспечивающем не простое, а расширенное производство рабочей силы, то есть минимальная заработная плата должна быть не меньше 2,2 размеров минимального прожиточного минимума.  
Нужно отметить, что правительством принимаются меры по преодолению закрепившихся негативных тенденций в рамках повышения конкурентоспособности страны и выхода Республики на траекторию устойчивого развития. В этом направлении созданы институциональные предпосылки для более активного участия государства в модернизации казахстанской экономики, в частности образован фонд «Казына», целью которого является координация всех институтов развития для концентрации усилий на реализации «прорывных» проектов международного значения. Это будет достигнуто как путем создания новых научных центров, соответствующих международным стандартам, так и активизацией на международном рынке наукоемких технологий для повышения научно-технологического уровня производства.  
Определенные надежды с диверсификацией казахстанской экономики связываются с реализацией кластерной инициативы, что должно повысить конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках.  
Вот почему нужно подчеркнуть, что в текущем году были приняты ряд стратегических документов, успешная реализация которых может способствовать закреплению страны на траектории устойчивого развития. К ним можно отнести: стратегию развития транспортного комплекса Казахстана до 2015 года; стратегию территориального развития; концепцию создания регионального финансового центра в Алматы; концепцию устойчивого развития Казахстана; концепцию формирования социально-предпринимательских корпораций (СПК) и другие. Разработка таких документов, безусловно, является позитивным моментом, свидетельствует об уверенности в завтрашнем дне. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, насколько они будут успешными, покажет время.  
Но мода на разработку стратегических документов, без восстановления системы стратегического планирования, ее научно-методического и организационного обеспечения привела к принятию ряда программ, цели которых не будут и не могут быть достигнуты из-за отсутствия реальных экономических предпосылок и конструктивных предложений по решению поставленных задач.  
В качестве примера можно привести опыт реализации Государственной программы жилищного строительства, о недостатках которой неоднократно говорилось на всех уровнях. Это же относится и к закону «Об амнистии в связи с легализацией имущества», который был принят вне рамок программы сокращения масштабов теневой экономики.  
Нужно изменить приоритеты макроэкономической политики. Принципиальным недостатком стратегических документов по будущему развитию страны является сохранение планирования «от достигнутого». Здесь действует логика принятия решений исходя из принципа: сложившаяся ситуация и имеющиеся предпосылки обусловливают цели развития. В этой связи ожидать прорыва Казахстана в число развитых стран мира в обозримой перспективе не приходится.  
     Статистика показывает, что реализация рекомендаций зарубежных консультантов по повышению ставки рефинансирования, проведению более жесткой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики не привела к повышению качества экономического роста. Поэтому прав французский экономист Жак Сапир, который пишет, что консультанты международных финансовых институтов являются адептами монетарной теории и «подчиняют экономику достижению политических целей – вопреки логике и здравому смыслу». Вот почему приоритетной задачей должна стать не борьба с инфляцией как таковой, а определение оптимального уровня инфляции, стимулирующего экономический рост и структурные изменения в экономике.  
Использование средств Национального фонда. Наиболее трудно объяснимым с позиции коренной модернизации казахстанской экономики является новая концепция Национального фонда. Основная причина стерилизации нефтяных доходов – это попытка избежать инфляционного воздействия средств фонда на казахстанскую экономику. Здесь нужно отметить ряд моментов, некоторые из них были более подробно рассмотрены в предыдущих публикациях на данную тему в нашей газете.  
Во-первых, преувеличенным является мнение, что нам грозит перенакопление основного капитала. Действительно, норма накопления основного капитала в Казахстане приближается к 30%. При этом на долю промышленности приходится свыше 51% всех инвестиций, в том числе в нефтедобывающей промышленности – 39,1% или около 78% инвестиций в промышленности в целом. Доля добывающего сектора в ВВП не превышает 20%, а на нее приходится 39,1% инвестиций в основной капитал. На такие прогрессивные отрасли как химическая промышленность, в 2005 году приходилось всего 0,5% всех инвестиций, машиностроение – еще меньше. В этих условиях серьезно говорить о модернизации производственного аппарата, выпуске конкурентоспособной продукции не приходится.  
Казахстан испытывает огромный дефицит инвестиций в реальный сектор экономики, основным источником покрытия которого могут стать средства Национального фонда.  

1.2 Основные направления  социально-экономического развития

1.2.1Проблемы социально-экономического  развития

 

Несмотря на положительные  тенденции развития отраслей экономики  нарастают проблемы, сдерживающие решение  стратегических задач, а также возникновения  новых вызовов в социально-экономическом  развитии.

Большой приток в страну ресурсов из-за рубежа в виде экспортной валютной выручки и заимствования  частного сектора оказывает инфляционное давление на экономику, способствует укреплению обменного курса, и тем самым  сказывается на конкурентоспособности  обрабатывающей промышленности и затрудняет задачу по поддержанию макроэкономического баланса. В конечном итоге, большой приток иностранной валюты может создать предпосылки для «перегрева» экономики.

Значительные объемы внешнего заимствования банковского сектора  способствуют избыточной ликвидности  банковской системы, что в свою очередь  сопровождается ускоренным ростом кредитования экономики, в результате чего увеличивается  уровень денежного предложения. Рост внешних заимствований банков приводит также к повышению степени  подверженности банковского сектора  внешним рискам. Стремительный рост кредитного портфеля банков также может  угрожать качеству активов банков, за 2006 год доля сомнительных кредитов в общем кредитном портфеле банков увеличилась с 39,6 % на начало года до 45,8 % на конец года.

В первом полугодии 2007 года приоритетными направлениями, куда направляется основная доля инвестиций в основной капитал, являются добыча нефти и природного газа (30,7 % от общего объема инвестиций в основной капитал  в январе-июне 2007 года), а также  операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (28,3 %). На долю обрабатывающей промышленности в первом полугодии текущего года пришлось 11,3 % общего объема инвестиций.

То есть, основной объем  инвестиций в основной капитал идет на экспортно-ориентированные отрасли. Ограниченные направления инвестирования при росте его объема могут  способствовать повышению спроса преимущественно  в отдельных секторах и явиться  потенциальным источником «перегрева»  в них.

В настоящее время национальная инновационная система Казахстана находится на стадии развития и нуждается  в дальнейшей модернизации. Особенное  внимание требуется уделить инновационному предпринимательству и развитию системы трансферта технологий, в  том числе привлечению зарубежного  научного потенциала и технологий.

Сохраняется проблема сбалансированного  распределения электроэнергии между  энерго-избыточными и энергодефицитными регионами. На сегодняшний день наиболее актуальным вопросом является обеспечение электроэнергией Южно-Казахстанской, Карагандинской, Актюбинской, Костанайской областей и города Алматы.

В настоящее время транспортная инфраструктура не в полной мере обеспечивает потребности экономики и населения.

На железнодорожном транспорте остаются нерешенными вопросы приобретения пассажирских вагонов для социально-значимых пассажирских перевозок, субсидирования пассажирских перевозок железнодорожным  транспортом и необходимость  определения перечня социально  значимых грузов перевозимых в пределах Республики Казахстан.

Техническое оснащение большинства  аэропортов и других предприятий  гражданской авиации республики находится на низком уровне. Наблюдается  дефицит на этих предприятиях современной  специальной техники, аэронавигационного и технологического оборудования для  обслуживания западных типов воздушных  судов, качественного и быстрого обслуживания пассажиров, багажа и  почты, а также предоставления услуг.

Не на должном уровне находится развитие соответствующей аэродромной инфраструктуры, а также оказание услуг в сфере авиации общего назначения.

Проблемы в водном транспорте связаны с износом государственного технического речного флота и  низким техническим состоянием судоходных шлюзов, необходимых для обеспечения  перевозок грузов по внутренним водным путям. Кроме того, отсутствуют сервисные  инфраструктуры и системы, обеспечивающие безопасность судоходства в казахстанском  секторе Каспийского моря.

В автодорожной отрасли имеются  проблемы недостаточного финансирования ремонта, реконструкции и строительства автомобильных дорог общего пользования и необходимости доведения объемов финансирования на ремонт и содержание автомобильных дорог до нормативного уровня.

Система ветеринарной и фитосанитарной безопасности, инвестиционные, страховые, информационно-маркетинговые, торгово-закупочные и другие сервисные организации, формирующие институциональную  инфраструктуру, еще не в полной мере ориентированы на специфику  работы в высокорисковом и низкоприбыльном аграрном секторе.

Основной проблемой в  животноводстве является его мелкотоварность, и связанные с ней проблемы низкопородного стада, обеспечения качества животноводческой продукции, следствием чего является неразвитость промышленного производства кормов и их высокая стоимость.

Информация о работе Институциональные преобразования в современном Казахстане