Доходы, ценовая стратегия предприятия. Пути повышения доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:53, реферат

Описание

В данной работе рассматриваются доходы предприятия, их классификация, описывается понятие и значение выручки от реализации продукции, также дано понятие цены и ценовая политика предприятия, и каковы пути повышения доходности предприятия

Содержание

I. Теоретическая часть
Введение
1. Доходы предприятия, их классификация
2. Понятие и значение выручки от реализации продукции
2.1 Методы отражения выручки от реализации продукции
2.2 Факторы, влияющие на величину выручки от реализации продукции
3. Понятие цены и ценовая политика предприятия
4. Пути повышения доходности предприятия
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

 

2.2 Факторы, влияющие на величину выручки от реализации продукции

 

На размер выручки  от реализации продукции влияют три  группы факторов:

- факторы в сфере производства: объем производства, комплектность, качество, ассортимент, ритмичность выпуска, уровень оптовых цен и др.;

- факторы в сфере обращения:  организация оперативной работы  по реализации продукции (ритмичность  отгрузки, своевременное оформление  транспортных и расчетных документов); соблюдение условий договора; транспортные условия; рациональность связей с потребителями; выбор оптимальных форм расчетов; сроки прохождения расчетных документов;

- факторы, не зависящие от  деятельности предприятий: перебои  в материально-техническом снабжении,  несвоевременная подача железнодорожных вагонов под отгрузку готовой продукции, несвоевременная оплата продукции из-за отсутствия средств у покупателей, недостатки отдельных форм безналичных расчетов, ошибки при оформлении и пересылке платежных документов.

В настоящее время выручка от реализации продукции имеет для предприятия еще одно очень важное значение: на ее основе осуществляется оценка выполнения им обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами. С 1 января 1987 г. основным оценочным показателем работы предприятий является 100%-ное выполнение договорных обязательств. Это налагает на предприятия большую ответственность в области планирования выручки от реализации продукции и эффективного оперативного управления получением ее в полной сумме. Но в то же время это сложный процесс, не всегда зависящий от самого предприятия.

Также на величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие  факторы, непосредственно зависящие  от деятельности предприятия:

- в сфере производства: объем производства, его структура, ассортимент выпускаемой продукции, ее качество и конкурентоспособность, ритмичность производства;

- в сфере обращения: уровень  применяемых цен, ритмичность  отгрузки, своевременное оформление  платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов.

В рыночной экономике  ведущее место приобретает уровень  отпускных цен. Если в цену продукции  не заложен определенный уровень  рентабельности, то на каждой последующей  стадии кругооборота капитала предприятие будет обладать все меньшими денежными средствами, что в конечном итоге скажется и на объемах производства, и на финансовом состоянии предприятия. В то же время в условиях конкуренции иногда допустимо применять убыточные цены для завоевания новых рынков сбыта, вытеснения конкурирующих фирм и привлечения новых потребителей. Предприятие с целью внедрения на новые рынки иногда сознательно идет на снижение выручки от реализации продукции, чтобы в последующем компенсировать потери за счет переориентации спроса на свою продукцию.

После проведения в России рыночных реформ предприятия в основном применяют свободные цены, величина которых определяется спросом и  предложением. В этих условиях возросло значение маркетинговых и рекламных  служб предприятия.

Однако для узкого круга товаров, производимых так называемыми естественными монополиями, используется государственное регулирование цен. Регулируемые цены на продукцию базовых отраслей (энергоносители, транспорт и т.п.) призваны оказывать сдерживающее влияние на рост издержек остальных отраслей, а также дают возможность управления инфляционными процессами на макроуровне.

Свободные (рыночные) цены устанавливаются в зависимости  от спроса на продукцию на рынке, определяются непосредственно самим предприятием. Они могут меняться на одну и ту же продукцию в зависимости от объема продаж или от условий оплаты. Как правило, чем больше объем продаж приходится на одного потребителя, тем ниже отпускная цена единицы продукции. Применение более низких цен позволяет предприятию заинтересовать «выгодного» потребителя в своей продукции и за счет большего объема выручки решать свои производственные и финансовые задачи.

Существенное значение имеют и условия продаж. Чем  скорее наступает оплата в соответствии с заключенными договорами, тем быстрее  предприятие способно вовлечь средства в хозяйственный оборот и получить дополнительные преимущества, а также снизить вероятность неплатежей.

Поэтому реализация по сниженным  ценам при условии предоплаты или оплаты по факту отгрузки для  предприятия зачастую выглядит предпочтительнее, чем, например, отгрузка продукции по более высоким ценам, но на условиях ее оплаты по мере реализации.

Кроме того, если предприятие  не имеет льготы в виде полного  освобождения от уплаты косвенных налогов, то эта группа налогов закладывается в цену товаров и соответственно поступает на денежные счета предприятия вместе с выручкой за реализованную продукцию. Косвенные налоги не входят в состав выручки от реализации продукции и учитываются отдельно. При определении налогооблагаемой базы по некоторым налогам (например, по налогу на реализацию ГСМ) такой косвенный налог, как акциз, включается в состав выручки или, например, налог на пользователей автодорог, то есть для налогового учета допустимо различное толкование состава выручки, поскольку это предусмотрено действующим законодательством и служит практическим целям для правильного исчисления отдельных налогов.

Если поступление выручки  на денежные счета предприятия –  завершение кругооборота средств, то её использование представляет собой, как начало нового кругооборота, так и стадию распределительных процессов, при которой формируется доходная база бюджетов разных уровней и обеспечиваются тем самым общегосударственные интересы, а также образуются собственные финансовые ресурсы предприятия.

Выручка, поступившая на счета предприятия, используется в первую очередь на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта, топлива, энергии. Из выручки выплачивается заработная плата, возмещается износ основных фондов, формируется прибыль предприятия.

Процесс производства завершается  доведением продукции к потребителю. Реализация продукции - это конечная стадия кругооборота средства предприятия, которая является его важным показателем. Движение товаров и средств создает основу экономических отношений между производителями, поставщиками, посредниками и покупателями.

Для предприятия-производителя  реализация продукции является свидетельством, что она по потребительским свойствам, качеством и ассортиментом отвечает потребностям покупателей и общественному спросу.

 

3. Понятие цены и ценовая политика предприятия

 

Цена - денежное выражение стоимости товара (продукции, изделий, работ, услуг), т. е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. В условиях рыночной экономики значение цены огромно, она определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы. Цена оказывает влияние на массу прибыли, рентабельность продукции и производства и, в конечном счете, на уровень жизни общества.

Рыночная  цена формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, издержек производства, цен конкурентов и  др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать  фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены. Прямые {административные) способы - это установление определенного порядка ценообразования, косвенные (экономические) - направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.

Ценовая политика предприятия - это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях; включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, выбор ценовых рыночных стратегий и др. Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение выживаемости предприятия, максимизация прибыли и удержание рынка. Обеспечение выживаемости предприятия -- главная цель фирмы, осуществляющей свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Важными компонентами данной ценовой политики являются объем сбыта (продаж) и доля на рынке. Для захвата большей доли рынка и увеличения объема сбыта используются заниженные цены.

К максимизации прибыли стремятся не только компании, имеющие устойчивое положение на рынке, но и не уверенные в своем  будущем фирмы, пытающиеся максимально  использовать выгодную конъюнктуру  рынка. В этих условиях фирма делает оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и останавливается на таких ценах, которые обеспечивают максимальную прибыль. Удержание рынка состоит в сохранении фирмой существующего положения на рынке или благоприятных условий для своей деятельности.

На систему  ценообразования, а, соответственно, на ценовую политику предприятия, оказывает  большое влияние состояние денежной сферы, а именно: изменение покупательной  способности рубля и курсы  иностранных валют к рублю. Излишний выпуск денег в обращение снижает их покупательную способность - они обесцениваются. Механизм влияния изменений валютного курса на цены многообразен.

 

4. Пути повышения доходности предприятия

Рост и развитие предприятия  связаны с разработкой и реализацией  стратегии и тактики повышения доходности предприятия, путем эффективного управления формирования и распределения его доходов. Что представляет собой сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких результатов деятельности.

Доходность предприятия  рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие  деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

В самом общем виде рентабельность характеризует отношение  полученного результата, к затратам которые вызвали этот результат.

В экономической теории применяется несколько определений  категории рентабельности:

1) прибыльность;

2) отношение полезного  результата торговой деятельности  в виде прибыли к стоимости  совокупных затрат на ее получение;

3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами, исчисленными в стоимостной форме;

4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели  эффективности.

В любом случае определение  рентабельности характеризует процентное соотношение суммы полученной прибыли к одному из показателей деятельности торговли.

В настоящее время  в российской практике наиболее распространенным показателем оценки эффективности  деятельности торгового предприятия  служит уровень рентабельности продаж (товарооборота).

Наряду с показателями товарооборота, основных и оборотных  средств, издержек обращения, для расчета  уровня рентабельности используют и  другие показатели, например, торговую площадь и др.

Каждый из вышеприведенных  показателей характеризует эффективность использования отдельных видов ресурсов или текущих затрат, но только в совокупности они дают представление об эффективности торгово-хозяйственной деятельности предприятия торговли в целом.

В современных условиях функционирования предприятий торговли появились новые возможности повышения их доходности, открытые в ходе рыночных преобразований, помимо традиционных (рост товарооборота, снижение издержек обращения и т.п.). Среди них основными являются:

  • формирование торгового ассортимента с учетом доходности товаров;
  • новая философия взаимоотношений с контрагентами;
  • использование возможностей рисковой деятельности;
  • инновационная политика;
  • акционирование;
  • выгодное размещение денежных ресурсов и другие.

Для увеличения доходности предприятия необходимо постоянно заботится о сохранении имеющихся денежных ресурсов и их приумножении. Поскольку рыночные отношения предполагают, что деньги должны делать деньги, у владельцев временно свободных денежных средств возникает проблема, как рационально распорядиться ими с целью обеспечения соответствующего их прироста. Особенно это актуально для ситуации с высоким уровнем инфляции. Временно свободные средства можно разместить на депозитах, найти возможность взаимодействия с финансовыми компаниями, конвертировать в твердую валюту, покупать банковские векселя, ценные бумаги.

Для повышения доходности предприятиям следует осуществлять следующие меры (при выполнении общего правила – прибыль должна быть обеспечена при любых затратах):

  • разрабатывать и проводить в жизнь новые идеи по привлечению покупателей в магазин: проводить выставки-продажи; организовывать консультации специалистов в магазине; продлевать часы торговли магазина в предвыходные и предпраздничные дни;
  • повышать квалификацию работников, что будет сопровождаться ростом производительности их труда; построить эффективную систему материального стимулирования персонала; постоянно повышать культуру обслуживания, обеспечивать полноту товарного ассортимента;
  • постоянно анализировать состояние дел у конкурентов, выявлять его сильные и слабые стороны, использовать опыт;
  • снижение уровня издержек обращения (то есть их размера в цене каждого товара) может быть обеспечена за счет роста объема продажи товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности;

Информация о работе Доходы, ценовая стратегия предприятия. Пути повышения доходов