Бюрократизм и бюрократия в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание

Как известно, система государственного управления - молодая, быстроразвивающаяся наука. В последние годы в нашей стране стремительно растет интерес к достижениям в этой науке, поскольку подготовка квалифицированных профессиональных государственных служащих становится настоятельным требованием времени. Страны Запада также встали на путь научной организации труда государственных служащих, что обусловливает интерес специалистов к опыту этих стран.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1. Бюрократизм и его роль в государственном управлении.………….5
1.1.Кривое зеркало бюрократии…………………………………………………….5
1.2. Проблемы бюрократизма и бюрократии для России……………………........5
Глава 2.Бюрократия и её роль в государственном управлении…………....10
2.1.Теория организаций, объяснение феномена бюрократии……...…................10
2.2.Исторические типы бюрократии, Российский тип…..………………………12
2.3.Проблемы формирования государственной службы демократического
общества………………………………………………………………………...15
2.4.Количественные характеристики государственных служащих РФ………...15
2.5. Положение в развитых странах………………………………………...……..21
2.6. Бюрократия и власть в новой России…………………………………….......22
Заключение…………………………………………………………………...……..29
Список используемой литературы……………………………………...................32

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ГРЭ.docx

— 72.38 Кб (Скачать документ)

       При этом наименее коррумпированными, по мнению россиян, являются политические партии (3,4%), парламент (3,2%) и средства массовой информации (2,3%).

       Любопытно, что каждому третьему опрошенному  лично не приходилось давать деньги и подарки людям, от которых зависело решение его проблем. Еще примерно треть участников опроса признали, что им приходилось это делать, но "в единичных случаях".

       Согласно  результатам исследования, к наиболее типичным ситуациям, когда россиянам  приходилось вручать "подарки", можно отнести общение с работниками  медицины и образования (30,5%), общение  с сотрудниками ГАИ (19%), чиновниками (15,4%) и с сотрудниками милиции (10,1%).

       По  мнению россиян, наиболее эффективно с  коррупцией борются ФСБ (21,6%) и президент (19%). Одновременно респонденты придерживаются невысокого мнения о роли гражданского общества в борьбе с коррупцией. Роль правозащитных и других общественных организаций в борьбе с коррупцией отметили лишь 7,9% опрошенных, а роль СМИ - около 8,5%.

       Более половины россиян (54%) выступают за радикальное  сокращение чиновничества. А 65% госслужащих  уверены, что такие реформы ничего не дадут. Граждане при этом выступают  за усиление общественного контроля за деятельностью чиновников – 60%, за более тщательный отбор на государственные  должности – 44% и за введение запрета  на госслужбу для тех, кто был  уличен в коррупции, население  поддерживает предложение ужесточить наказания  за особо тяжкие коррупционные деяния «вплоть до смертной казни». 46,2% россиян  считают, что этот шаг снизит уровень  коррупции. Доля скептиков, полагающих, что такая мера никак не повлияет на уровень коррупции, почти вдвое меньше - 25,3%. В свою очередь, сами чиновники убеждены, что для более эффективной работы надо и производить тщательный отбор кандидатов (52%), и повысить заработную плату (за это предложение высказались 40% опрошенных бюрократов). В целом, как показал опрос, в обществе преобладает мнение, что "коррупцию в принципе невозможно победить". Так считает более половины опрошенных россиян - 53,8%.

       Также выяснилось, что две трети населения  страны оценили деятельность государственных  чиновников как неэффективную. У  чиновников на это оказался диаметрально противоположный взгляд. Две трети  чиновников на просьбу дать оценку своему труду ответили, что без  них невозможна нормальная работа государства.

       Еще интереснее экспертам стало, когда  они опросили респондентов на тему деловых и нравственных качеств  российского и западноевропейского  чиновника. Если для заграничного бюрократа  простые россияне выбрали из списка качеств «компетентность» и «неподкупность», то отечественному не посчитали нужным приписать ни одного положительного качества. Российский чиновник, по версии населения, оказался «равнодушным» (63,7%), «продажным» (58,5%), «безразличным к  интересам своей страны» (41,1%), «некомпетентным» (31,1%), «необразованным и грубым» (26%).

       Сами  чиновники нашли для себя в  предложенном списке куда более приятные качества. Отечественный бюрократ назвал себя «трудолюбивым» и «профессиональным».

       На  вопрос, почему работа чиновников воспринимается как неэффективная, население заявило, что у бюрократа просто «отсутствует страх наказания». Чиновники же сослались  на «несовершенство законодательства»  и «низкую зарплату». При этом ни один из 300 опрошенных госслужащих  не определил свое материальное состояние  как плохое. Напротив, 34% бюрократов открыто признались, что заинтересованы в первую очередь в «сохранении и постоянном увеличении своего богатства, невзирая на низкий уровень жизни населения».

       Эксперты  были шокированы и еще одним фактом. С утверждением, что российские чиновники  стали «отдельной кастой, объединенной общими интересами и особым образом  жизни», согласились 76,2% опрошенного  населения. Что же до чиновников, то они этот тезис отрицать не стали. Больше 40% госслужащих объявили экспертам, что действительно стали особым сословием. Также воспринимает сегодня  класс чиновников и подрастающее поколение. 24% работающего населения (в том числе 48% опрошенных студентов) хотят поступить на госслужбу, потому что «работа в госаппарате  дает материальные привилегии, льготы, стабильность и карьеру».

       На  вопрос в чьих руках находится  власть в России ответы разделились. Так, 32 процента опрошенных россиян считают, что власть в стране принадлежит олигархам. Среди более осведомленных госслужащих такого мнения придерживаются только 16 процентов. Еще 32 процента чиновников считают, что реальная власть принадлежит президенту, хотя среди населения таковых всего 19 процентов. Российский народ как носителя власти не воспринимают обе категории респондентов: всего 1,9 чиновников и 0,8 процентов опрошенных россиян считают, что народ влияет на функционирование власти.

       По  мнению 42% чиновников и 46% обычных граждан, никак не повлияла на эффективность  государственного аппарата отмена выборности губернаторов. При этом 38% чиновников и 31% граждан полагают, что эта  реформа ситуацию в будущем улучшит, а 19% бюрократов и 21% россиян думают, что ухудшит. Что касается нового порядка выборов в Думу по пропорциональной системе, то в том, что он ничего не изменит, не сомневаются 53% чиновников и 57% не имеющих отношения к госслужбе  опрошенных. Лишь на Общественную палату и те и другие возлагают определенные надежды. Ее создание положительно повлияет на госаппарат, по мнению 43% госслужащих  и 46% обычных граждан. В целом же, по мнению россиян, вертикаль власти Путина недостаточно эффективна – так думают 70% опрошенных.

       Большинство граждан не сомневаются, что именно бюрократия препятствует экономическому подъему России. 49% опрошенных назвали  главным препятствием для развития страны коррумпированность элиты (среди  чиновников считают так 35%), а еще 23% отмечают низкий профессионализм  управленцев. Правда, в числе проблем, которые волнуют жителей России, коррумпированная бюрократия всего  лишь на пятом месте после алкоголизма  и наркомании, низкого уровня жизни, снижения морали и нравственности, сокращения доступа к бесплатному  образованию и здравоохранению.

       «Результаты исследования производят удручающее впечатление: с одной стороны, граждане признают, что бюрократы работают не на Россию, а на себя, но с другой – не видят  этой системе альтернативы», – отметил  в разговоре с «Газетой.Ru» независимый  депутат Госдумы Владимир Рыжков. По его мнению, опрос показал, что  за последние пять лет отношение  к бюрократии у россиян ухудшилось на порядок по сравнению с эпохой СССР и начала 90-х, что заметно  бьет по репутации действующего президента, который тщательно отстраивал новую  систему государственной власти. «Можно сказать, что чиновничество разлагает общественное сознание, создавая у молодежи ощущение, что коррупция – это правильный способ заработать на жизнь», – прокомментировала последние данные руководитель Центра изучения элиты ИС РАН Ольга Крыштановская, заметившая, что сегодня в стране возник «феномен создания класса чиновничества, защищающего собственные классовые интересы». Очевидно, что унаследованная Российским государством система государственной службы нуждается в глубоком и всестороннем реформировании. Это обусловлено как принципиально изменившимся характером стоящих перед государством задач, так и постепенно складывающимся новым типом отношений между властью и формирующимся гражданским обществом. В связи со вторым моментом особое значение в новых условиях приобретают и обращенные к государственному управлению политические ожидания граждан. Нам надо как можно быстрее перейти к новой модели государственного управления. Любые преобразования обречены на неудачу, если одновременно не реформируется аппарат государственной власти.

       В частности, отношение населения  к исполнительному аппарату власти формируется во многом на основе опыта  общения с конкретными чиновниками (часто, увы, сугубо негативного), либо знания о таком опыте от других, либо через и с позиций интересов  своего начальника или своих личных. В этом ему помогают так называемые защитные механизмы сознания - психологическая  «цензура», т. е. отключение сознания от нежелательной информации, подмена  одной информации другой, а также  искаженная шкала социальных ценностей, сверяясь с которой он фактически расценивает себя не как слугу  демократического общества, а как  слугу установленного административного  порядка и исполнителя воли своих  руководителей.

       В массе своей бюрократ - не своекорыстный  злоумышленник, а чаще всего субъективно  честный человек, но с сознанием, деформированным социальной практикой, общими социальными условиями, способствующими  развитию черт бюрократической личности. Но, разумеется, сказанное никоим образом  не означает примирительного отношения  к бюрократизму, самая решительная  борьба с которым является одной  из важнейших предпосылок успешного  решения стоящих перед обществом  задач.

       Серьезный вклад в разрешение данной коллизии может и должна внести наука, опирающаяся  на знание мирового опыта государственной  службы, адекватное понимание российско-советской  традиции госслужбы и значения государственности  вообще, на анализ современной государственной  службы и отношения к ней общества.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

 

      В главе первой был рассмотрен бюрократизм  в государственном управлении современной  России и возникающие в связи  с этим проблемы особенно в правоохранительной системе, которые можно охарактеризовать коротко: бюрократизм всегда антидемократичен, но в правоохранительной деятельности он опаснее, чем в любой другой. Т.к. здесь неизмеримо больше возможностей для подавления личности, здесь незаметнее стирается  грань, отделяющая требовательность от диктата, строгость от насилия, справедливость от произвола.

       В главе второй рассмотрена бюрократия в государственном управлении на примере современной России, даны количественные и качественные характеристики бюрократии как чиновничего аппарата, представлена подробная  статистическая справка о количестве чиновников  в период с 1994-2001гг. Причины, по которым нет статистических данных за весь период, указаны. Представлены такие очень ясно  описывающие количественное состояние современного корпуса государственных служащих данные: в 1995 г. численность занятых в органах управления возросла примерно на 6%. В целом в 1994-2000 гг. численность занятых в органах исполнительной власти увеличилась на 15,1%, а общий прирост (по всем ветвям власти) составил 15,8%.

       По  регионам прирост занятости в  сфере государственного управления распределялся неравномерно, а межрегиональная  вариация увеличивалась. На начало 2000 г. плотность госслужащих в расчёте  на 1000 человек постоянного населения  варьировалась от 4 (в Ингушетии) до 58 (в Эвенкийском автономном округе) при средней по стране 8 человек.

       Почти 90% всех государственных и муниципальных  служащих заняты именно в учреждениях  исполнительной власти. За 6лет (1994-1999 гг.) их численность возросла с 894 тыс. до 1029,5 тыс. человек, то есть на 15% . На начало 2001 года в расчёте на 1000 человек приходилось 7 человек, занятых в органах исполнительной власти всех уровней.

       В завершение, и для сравнения приведён сравнительный анализ численности  госслужащих в развитых странах  и в России, можно судить по нему, что процентное соотношение в  России, по сравнению с индустриально  развитыми странами, очень небольшое.

       Тенденции развития нашей государственной  службы за последние 5-7 лет противоречивы. Максимально кратко их можно обозначить так:

  • формальная департизация аппарата, преследовавшая как обще социальные, так и корпоративные бюрократические цели;
  • возрождение в усложненном виде чиновничьей «Табели о рангах» - института, который исторически принадлежит прошлому и значение которого в современных развитых странах всячески стараются ограничить;
  • одновременное создание ряда действительно необходимых предпосылок для формирования нужного статуса современной госслужбы: введение квалификационных экзаменов, аттестаций и конкурсов на замещение вакантных должностей, нормативное установление ограничений, гарантий и привилегий, связанных со статусом государственного служащего;
  • переструктурирование аппарата (например, преобразование министерств в акционерные общества закрытого типа), имевшее целью, с одной стороны, приобщение бюрократии к переделу собственности, с другой - выведение аппарата из-под вероятных анти бюрократических атак, иными словами, институционализация корпоративных интересов;
  • поверхностная демократизация аппарата как псевдоответ на вызов времени.

       В целом это можно подытожить как  борьбу двух тенденций модернизации госслужбы - корпоративистской и  демократической.

       При этом следует признать, что в общем  госаппарат стал работать хуже, ибо  прежние (партийно-номенклатурные) рычаги контроля и управления разрушились, а адекватной замены им не возникло. К тому же утратили силу прежние  нормы неформальной служебной морали, пусть далекие от совершенства, но все-таки как-то регулировавшие поведение  служащих. На смену же им пришел не новый, демократический кодекс административной морали, а административный «беспредел», порождающий вседозволенность и  почти безграничный чиновничий произвол, моральный вакуум.  Тем не менее  можно констатировать, что настоятельно необходимое реформирование нашей  госслужбы все-таки началось. Однако происходит оно спонтанно и больше под влиянием конъюнктурных политических нужд, чем на основе какой-либо общей концепции реформы. Этим Россия невыгодно отличается от других стран, многие из которых в последние десятилетия проводят аналогичные реформы с целью действительной модернизации госслужбы, приведения ее в соответствие с потребностями сегодняшнего и завтрашнего дня.

Информация о работе Бюрократизм и бюрократия в государственном управлении