Бизнес-планирование на предприятиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 05:57, контрольная работа

Описание

1.2. Бизнес – планирование на предприятии
1.2.1. Глобальные и локальные цели планирования
1.2.2. Внутренняя и внешняя среда предприятия
1.3. Разработка бизнес – плана
1.3.1. Типы бизнес – планов
1.3.2. Этапы разработки производственного бизнес – плана
1.4. Бизнес – планы как особая форма планирования на предприятии
1.5. Заключение
2. Практическая часть

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 48.36 Кб (Скачать документ)

     Фактор  «поставщики финансовых ресурсов». При разработке стратегического  плана следует учитывать, что  существует различие в системе возврата инвестиционного кредита и кредита  для пополнения оборотных средств  предприятия. Поставщиками финансовых ресурсов могут быть: государственные  фонды, фонды поддержки малого бизнеса, лизинговые компании, коммерческие банки, юридические и физические лица, страховые  компании, пенсионные фонды и др. Выбор стратегического поставщика финансовых ресурсов особенно важен  в условиях экономического кризиса, неустойчивости финансово-кредитной  системы.

     Факторы «государственные органы управления (федеральные  и местные)». Федеральная и местная  политика налогообложения предприятий  или политика предоставления налоговых  льгот непосредственно влияет на стратегию.

     Фактор  «конкуренты». Конкурентоспособность  предприятия характеризуется рядом  факторов. Это, в основном, все экономические  условия процесса воспроизводства. Действия их, часто разнонаправленные, учесть очень сложно. Можно рассматривать  в качестве ключевых факторов успеха на рынке:

    - финансовое  положение предприятия;

    - наличие  передовой технологии;

    - наличие  сбытовой сети и опытных кадров (сбытовиков);

    - качество  технического обслуживания;

    - возможность  кредитования своего развития;

    - действенность  рекламы и системы связей с  общественностью.

     При выборе стратегии надо иметь максимум доступной информации о фирме  конкурента по вышеперечисленным факторам успеха, конечно, не нарушая норм делового поведения, законов.

     Значение  фактора «потребители продукции» в  том, что продукция-новинка, появляясь  на рынке товаров, часто сталкивается с неподготовленным покупателем.

     Товар перед началом серийного производства должен проходить пробную продажу  на выбранных рынках. Этот этап обязателен в случае предназначения товара для  индивидуального потребителя и  желателен в случае товара производственного  назначения. Цель пробной продажи  – получение информации о коммерческом успехе товара, т. е. о возможности  получения значительной прибыли.

     Предприятия могут проводить по отношению  к потребителям продукции три  вида товарной политики:

     - концентрическую, когда предлагаются  новые товары, которые в технологическом  и рыночных отношениях были  бы похожи на уже имеющиеся  товары и привлекали бы новых  потребителей продукции;

     - горизонтальную, когда предполагаемый  товар является, как бы продолжением выпускаемого и рассчитан на уже сформировавшийся круг потребителей;

     - конгломератную, когда предлагаемый  новый товар, никак не связанный  с товарами, предлагавшимися на  рынке, а поэтому требуется  разработка существенной концепции  продвижения товара к потребителям.

     Фактор  «торговые предприятия» является завершающим  каналом распределения товаров. Особая важность торговых предприятий  в том, что здесь совершается  прямая продажа товаров, здесь подводится итог производственной и коммерческой деятельности предприятия-производителя. Важно выбрать оптимальные формы  продажи разных товаров: оптовые  или розничные торговые предприятия, ярмарки, выставки-продажи и др.

     К макрофакторам внешней среды, как  факторам косвенного воздействия, относят: политические, социально-экономические, научно-технические, правовые, национальные, культурные, природные.

     Стабильность  политической обстановки в стране обеспечивает защиту государством интересов хозяйственных  товариществ и хозяйственных  обществ, кооперативов, отдельных предпринимателей без образования юридического лица.

     Социально-экономические  факторы характеризуют жизненный  уровень населения, покупательную  способность отдельных его слоев, демографические процессы, стабильность финансовой системы, инфляционные процессы.

     Научно-технические  факторы характеризуют жизненный  уровень населения, покупательную  способность отдельных его слоев, демографические процессы, стабильность финансовой системы, инфляционные процессы.

     Научно-технические  факторы дают преимущества тем организациям, которые используют достижения научно-технического прогресса в своей сфере деятельности.

       Правовые факторы характеризуют  законодательную систему и прежде  всего законодательные акты, направленные  на защиту прав потребителей, законодательные ограничения на  проведение рекламы, на упаковку  товара, нормативные документы по  защите окружающей природной  среды, стандарты в области  производства.

     Национальный  фактор надо учитывать не только иностранным  компаниям, действующим на территории нашей страны, но и российским предприятиям, организациям. Россия – многонациональная  страна и не учитывать национальный фактор равносильно грубейшей стратегической ошибке. Сегодня этот фактор эффективно используют американские, бельгийские  фирмы в Татарстане, Средней Азии.

     Культурный  и образовательный факторы –  важны для разработки стратегии  предприятия по отношению к покупателю. Важно формировать, создавать покупателя, управлять его вкусами, потребностями. Предпочтение, отдаваемое потребителем одному продукту по сравнению с другими, может основываться на культурных традициях, на которые оказывают сильное  влияние исторические и географические факторы.

     Природные факторы характеризуют наличие  природных ресурсов и состояние  окружающий природной среды. Предприятия  должны учитывать эти факторы  в своей хозяйственной стратегии, так как они оказывают непосредственное влияние на условия и возможности  ведения определенных видов деятельности.

     Руководители  предприятия не могут непосредственно  влиять на вышеуказанные факторы  внешней среды. Однако даже в сложившейся  сегодня экономической ситуации важно анализировать эти факторы, делать попытку использовать их в  своих стратегиях.  
 

1.3. Разработка бизнес  – плана 

1.3.1. Типы бизнес –  планов 

     Вопросы организации производственного  планирования на предприятии в условиях как плановой, так и рыночной экономики  фактически одни и те же, изучались  всегда, и прежде всего крупными предприятиями. На таких предприятиях без планирования работы производственных подразделений обойтись нельзя в  принципе. Например, на лучших крупных  предприятиях за рубежом производственные запасы в основных производственных цехах рассчитаны на 4-10 часов работы, т. е. вся цепочка цехов работает «с колес». Наличие минимальных запасов  на предприятии предполагает, что  производственное планирование должно быть исключительно четким.

     В нашей стране, особенно в 1992-1995 гг., было столько критики плановой системы  управления производством, что предприятия, даже крупные, фактически низвели производственное планирование до уровня сбора оперативных  данных о результатах работы производственных подразделений и предприятия  в целом. Фактически перестал разрабатываться

     Такой документ текущего технико-экономического планирования, как техпромфинплан (план технического, промышленного, финансового  развития предприятия). Часто российские предприниматели утверждают, что  в своей работе не используют такой  инструмент управления производством, как производственное планирование, не разрабатывают производственный бизнес-план предприятия, но процветают. Особенно это характерно для предприятий  сферы обслуживания. Однако достигается  это за счет обмана потребителей услуг, готовой продукции, резкого снижения их качества, а также неуплаты налогов. Фирмы в странах с развитой экономикой изучали опыт производственного  планирования в СССР и с учетом его разрабатывали рекомендации по содержанию производственного планирования на своих предприятиях.

     В условиях плановой экономики была низкая ответственность за качество планирования. Министерства и ведомства за счет своих резервов не доводили свои предприятия  до банкротства.

     Теперь  предприятия получили полную самостоятельность, а вместе с ней пришла и ответственность  за планирование своей деятельности. Директивы и руководящие указания дают уже не министерства и ведомства, а рынок и конкуренция. От качества планирования зависит конкурентоспособность  и выживаемость предприятия.

     Определение и обоснование конечной цели производства и локальных целей, разработка программ их реализации составляют сущность важнейших  функций бизнес-планирования на предприятии.

     Содержанием бизнес-плана предприятия является анализ общего состояния дел на момент разработки плана и определение  методов, способов и средств для  достижения того уровня показателей, которых  предприятие решило достигнуть. Деятельность без бизнес-плана – это ответная реакция на совершающиеся события. Работа по плану – это возможность  предвидеть, а при необходимости  – предупредить характер и содержание приближающихся событий.

     Бизнес-план – это качественно новый уровень  хозяйственной деятельности предприятия, мощный инструмент, с помощью которого можно контролировать и управлять производством. Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат комплексного исследования всех сторон производственной и коммерческой деятельности предприятия.

     Любое предприятие, фирма, предприниматель  всегда должны вести свою деятельность по заранее разработанной программе, т. е. на основе бизнес-плана.

     В практике планирования выделяют несколько  типов бизнес-планов, в зависимости  от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие  типы бизнес-планов:

     1) производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования  и прогнозирования деятельности  предприятия; для определения  целей развития в предстоящем  плановом периоде для решения  проблем, с которыми предприятие  сталкивается при реализации  своих целей, и определения  путей их преодоления с наименьшими  затратами. Производственный бизнес-план  позволяет убедиться, что все  тщательно спланировано и целесообразно  с точки зрения финансового,  материального обеспечения, а  также и трудовых отношений  с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка;

     2) инвестиционный бизнес-план, который  является инструментом для привлечения  инвесторов. Он предусматривает  строительство (освоение инвестиций), изменение технологии, все то, что  связано с такой экономической  категорией, как инвестиции (капитальные  вложения). В инвестиционном плане  должны быть максимально учтены  главные интересы кредиторов  – обеспечение возвратности кредита  и своевременная уплата процентов  за пользование им. Многие банки,  инвестиционные структуры разработали  соответствующие стандарты, формы  инвестиционных бизнес-планов;

     3) бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление  предприятия обычно в период  наблюдения или внешнего управления  предприятия обычно в период  наблюдения или внешнего управления  его имуществом. Этот бизнес-план  проходит достаточно длительный  и сложный период согласования  с кредиторами, с собственниками  неплатежеспособного предприятия.  Порядок согласования, структура  бизнес-плана и методика его  составления разработаны и утверждены  Федеральным управлением по делам  о несостоятельности (банкротстве)  предприятий;

     4) бизнес-план для получения кредитов  с целью пополнения оборотных  средств предприятия или для  реализации широкомасштабных проектов  развития действующего производства.

     Успехи  производственно-хозяйственной деятельности предприятия во многом определяются качеством производственного бизнес-планирования, которое включает определения перспективных  целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждое предприятие должно решить три задачи: «что», «как» и  «для кого». Производственное бизнес-планирование – это процесс разработки и  последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия.

Информация о работе Бизнес-планирование на предприятиии