Бедность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание

Если в Западной Европе в новое время сложилось преимущественно негативное отношение к бедным, которые якобы сами виновны в своих бедах, то в дореволюционной России бедность рассматривалась как горе, в котором виновно скорее общество, чем конкретный индивид.

Работа состоит из  1 файл

Бедность в России.docx

— 213.65 Кб (Скачать документ)

В соответствии с программой дополнительных служебных пенсий, введенной  еще в 1960 году, был создан Всеобщий пенсионный фонд, целью которого было возмещение ожидавшегося сокращения частных  сбережений. Предприниматели должны делать взносы в этот фонд за своих  работников. Эти взносы в 1960 году составляли 3% заработной платы и к 1981 году выросли  до 12,25%. К 2003 году эта доля снизилась  до 9,7%. [5, c. 135].

Поскольку взносы и  доходы по процентам превышали выплаты  средств из фонда, были аккумулированы огромные резервы, составившие в 2003 году 310 млрд. крон. Поэтому всеобщий пенсионный фонд оказывает решающее воздействие на рынок капиталов  и держит около 1/3 общей суммы  шведских облигаций. 52% средств фонда  размещено в жилищное строительство, 29% - в ценные бумаги центрального правительства и 15% в частные облигации. [5, c. 135].

Однако с 1981 года после  продолжительного роста чистых доходов (после вычета налогов) реальные чистые доходы домашних хозяйств начали постепенно сокращаться. Реальные доходы трудящихся начали отставать по темпам роста  от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). Если в 1950 г. на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП, то к 1989 г. эта доля упала примерно до 50%, к 2003 году упала еще примерно на 11% . Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам. [5, c. 135].

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания  полной занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности  не проявлялись в виде серьезной  угрозы модели в целом. Причины лежат  в области политики. Социал-демократы  имели правительство, опирающееся  на меньшинство в риксдаге, и позиции  партии постепенно ослабевали. Правительство  понимало необходимость более сильной  налоговой политики, но не нашло  поддержки этому в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3 года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при сдерживании высокой конъюнктуры. [11, c. 48].

Таким образом, уже  к 2000 году шведская модель оказалась  под угрозой. Сейчас шведское правительство  заинтересовано оставить специфические  черты шведской модели, но используемые методы повышения налогового бремени  для трудящихся создают огромные трудности, поскольку поддержка  социальных расходов на достаточно высоком  уровне требует дополнительных доходов бюджета, а это вызывает недовольство у рабочего населения. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства, видимо, потребует новых методов, которые в настоящее время должны соответствовать изменившимся условиям рынка. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель придется изменить по принципу других развивающихся стран, а именно ввести оплату за базовое обучение, за медицинскую помощь всех видов, снизить всеразличные пособия, и отпустить экономику (а значит и социальную политику) по принципу прочих развитых стран мира.

2.3. Состояние социальной  политики Японии

В Японии основное внимание в области социальной политики уделяется  пенсионному обеспечению. В Японии предусмотрены  так называемые специальные  фонды. К ним относятся  страховые, пенсионные, сберегательные и  некоторые другие фонды.

С середины 80-х годов  и до настоящего времени  в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать  ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая  пенсия), которая  охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых  наемным работникам.

Базовая пенсия выплачивается  по старости, инвалидности, а также  всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых  пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 2003 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 150 долларов в месяц. [18, c. 62].

Пенсионный фонд наемных  работников частного сектора состоит  из отчислений предприятий, взносов  самих работников и доплат со стороны  государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины. [18, c. 63].

Пенсионные фонды  работников государственных и муниципальных  предприятий и учреждений формируются  из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.

Для получения базовой  пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и  более лет. В начале нового тысячелетия базовая пенсия составляла примерно 65 тысяч иен (примерно 600 долларов).[[18, c. 63].

Таким образом, доход  семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и жены плюс пенсия по страхованию наемного работника. В 20203 году в совокупности это составляло в среднем свыше 2200 долларов. [18, c. 64].

Социальная помощь нуждающимся как таковая в  Японии не актуальна, хотя также имеется  так называемый прожиточный минимум, и есть критерии, по которым она  выдается в исключительных случаях (пособия по безработице, пособия  детям и т.д.). В целом, для поддержания  уровня жизнеобеспечения в Японии действует  система «пожизненного найма», которая  пре6дусматривает наем работников на работу пожизненно, в целях исключения роста  безработицы. И хотя систему «пожизненного  найма» используют не все работодатели, тем не менее, это частично спасает  страну от роста безработицы. В Японии уровень безработицы, превышающий 3% населения считается уже критическим. 
 

2.4. Состояние социальной  политики Великобритании

Социальная политика, предпринятая Т.Блэром, вывела страну на новый рубеж социального развития. Это отразилось на росте потребительских  расходов на 3,5%, увеличились затраты  населения на товары длительного  пользования и продукцию отраслей высоких технологий. Общее число  пользователей мобильных телефонов  в Великобритании составляет ѕ населения страны. В основе роста потребительских расходов - расширение занятости и рост реальных доходов населения. С 1995 года создано новых рабочих мест порядка 2 млн. Весьма велика женская занятость. Реальная заработная плата за 2000 год выросла на 5%, а реальный доход населения - на 4,5%. В 2003 году эти данные составляют еще 3% и 2,2% соответственно. Безработица при этом сокращается. К началу нового тысячелетия она составила примерно 5,3% экономически активного населения, а вакансий было приблизительно около 1 млн. Половина британских компаний испытывала нехватку квалифицированных кадров. Однако в 2003 году уровень безработицы снизился и составил примерно 4,4%. Особенно острой эта проблема стала встроительстве, машиностроении, на транспорте и связи, а также в сфере информационных технологий. Такая ситуация сложилась из-за того, что рост реальной заработной платы на частных предприятиях значительно опережал рост на государственных, что повлекло резкий отток рабочей силы из государственного сектора экономики. Правительств вынуждено пойти на ослабление миграционных требований в целях привлечь новую рабочую силу.[19, c.99].

Заметно сократилась  разница в оплате мужчин и женщин; в 2003 г. средняя заработная плата  женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: в Италии - 84,8%, в  Германии - 73%, в Японии - 48,5%). [19, c.100].

Определяя структуру  расходов бюджета, правительство лейбористов  особое внимание уделяет вложениям  в «человеческий капитал», полагая, что они являются важнейшим инструментом повышения эффективности экономики  и конкурентоспособности. В настоящее  время в Великобритании остаются бесплатными медицинская помощь государственных медучреждений  и бесплатное образование базового уровня. В ближайшие годы свыше  половины расходов бюджета предполагается направить опять таки на здравоохранение и образование. Создается система, при которой пациенты государственных лечебных учреждений получают право пользоваться бесплатно услугами частных клиник и больниц. Увеличены расходы на строительство школьных зданий, повышены заработки учителям. В рамках осуществляемого правительством нового курса крупные средства направляются на профессиональную подготовку, особенно молодежи, и переобучение кадров.

Кроме того, действует  система социальной помощи нуждающимся, в категорию которых входят одинокие пенсионеры, инвалиды, безработные, дети.

Однако, действующая политика опять же имеет свои проблемы из-за высокого уровня налогообложения населения и всевозможных выплат государству. Так, например, правительство предусмотрело, что при покупке жилья стоимостью ниже 250 тыс. фунтов стерлингов, покупающая сторона обязана выплатить государству 1% стоимости жилья в качестве налога. Это очень затруднено для молодых семей, которые не могут себе позволить такие суммы выплатить в качестве налога. В отношениях собственности поддерживается принцип: богатые все больше богатеют, а бедные все больше беднеют. До настоящего времени эта проблема не решена. 
 
 
 
 

Путин

Достойные зарплаты и пенсии. Эффективная система  социальной поддержки  

Работающий человек  в России не будет бедным. Высококвалифицированные  специалисты, работающие в бюджетной  сфере, будут получать заработную плату, превышающую средний уровень  по экономике региона.  

Средний класс должен стать социальным большинством в  нашем обществе. Пополняться за счёт врачей, учителей, инженеров, квалифицированных  рабочих.  

В регионах России будут  развёрнуты программы создания жилищно-строительных кооперативов и строительства социального  жилья для работников бюджетной  сферы.  

Размер пенсий в  России заметно повышался на протяжении всех последних лет. Даже в самый  разгар мирового экономического кризиса  этот процесс не был остановлен. Продолжится он и в будущем. Мы обеспечим долгосрочную устойчивость и самодостаточность пенсионной системы, рост пенсий и других социальных выплат.  

Доходы ниже черты  бедности всё еще имеет порядка 10-11 процентов наших граждан. К  концу текущего десятилетия эту  проблему нам надо решить. Преодолеть бедность, неприемлемую для развитой страны. Использовать для этого и  ресурсы государства, и усилия общества, его заинтересованной, активной части. Придать целевой характер системе  социальной помощи – и поддержать движение благотворительности.  

В России в полном объёме должна быть сформирована система  социальной мобильности, социальных лифтов, соответствующая современному обществу. Нам надо научиться компенсировать негативные социальные последствия  рыночной экономики и органически  порождаемого ею неравенства. Это специальная, особая поддержка для детей из бедных семей при получении образования. Это социальное жилье для семей  с наиболее низкими доходами. Общество будет успешным, только когда у  наших граждан не будет сомнений в его справедливости.  

Семью – в центр государственной  политики  

Мы усилим государственную  поддержку семей с детьми. Размер детских пособий, особенно для многодетных  семей, должен расти. В течение ближайших  трёх лет должна быть решена проблема дефицита мест в детских садах.  

Поможем молодым семьям решать жилищный вопрос.  

Женщина, выходящая  на работу после декретного отпуска, получит новые возможности по дополнительному профессиональному  обучению, а работодатель, принимающий  её на работу, – поддержку от государства.   

Навести порядок в ЖКХ  

Одной из самых болезненных  тем для людей является рост тарифов  на услуги ЖКХ. Люди сегодня оплачивают уже более 90% от так называемого  экономически обоснованного тарифа. Много вопросов вызывает и качество жилищно-коммунальных услуг, которое  зачастую совершенно не соответствует  их стоимости. Проблем в этой сфере  накопилось много, а ответственности  – мало.  

Мы наведём порядок  в жилищно-коммунальном хозяйстве. Повсеместно перейдём к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, что позволит сделать их оплату более справедливой.  

Региональные и  местные органы власти должны организовать на территории региона, муниципалитета снабжение людей качественными  коммунальными услугами и нести  реальную ответственность за исполнение этой работы.  

Но только за счёт средств бюджета и платежей граждан  за коммунальные услуги осуществить  модернизацию ЖКХ не удастся. Ключом к решению задач по модернизации коммунального хозяйства является создание благоприятных условий  для привлечения частных инвестиций в эту отрасль. Задача частного бизнеса  в ЖКХ – реализовывать масштабные инфраструктурные проекты, а не латать дыры за счёт тарифов. Для этого стоимость  коммунальных услуг будет устанавливаться  как минимум на три года вперёд, а тарифы на этот срок рассчитываться по формуле, понятной и потребителю, и инвестору. Главное – тарифы будут зависеть от качества и надёжности предоставления услуг.  

Мы добились, чтобы  государство подставило плечо регионам в работе по ремонту жилых домов  и расселению ветхого и аварийного жилья. С помощью специального фонда  ЖКХ за четыре года был сделан капитальный  ремонт в 121 тыс. домов. В них проживает  почти 16 млн. человек. Почти 300 тыс. граждан  участвует в программе переселения  из аварийного фонда. Мы сделаем так, чтобы реализация подобных программ была продолжена.  

Информация о работе Бедность в России